Москва без москвичей: один день из жизни курьера во время пандемии

Продюсер, текст:
Александр Кириллов
Редактор, идея:
Яна Циноева
30 апреля 2020 в 09:00
Предлагаем отправиться в виртуальную и по нынешним меркам уже ностальгическую прогулку по Москве. Сопровождать вас будет тот, кто еще может легально перемещаться по улицам, — курьер Илья, который доставляет заказы Яндекс.Еды. На видео — фрагмент его рабочего дня 11 апреля, снятый на экшен-камеру.

Илья Костарев, 19 лет

Я работаю курьером уже более полугода, иногда консультирую курьеров-новичков.

Получается ли у меня откладывать? Конечно. Моя позиция — откладывать минимум 50 процентов от зарплаты. Это строгое правило, которого я придерживаюсь все время своей работы курьером.

В период пандемии на работе появилось много новых правил — все они относятся к бесконтактной доставке. Мы минимизировали контакт между курьерами и клиентами. Теперь мы кладем пакеты и коробки с едой на сумку, отходим на расстояние и только после этого просим клиента забрать свой заказ. Всегда 3–4 метра — это строгое правило. Иногда, конечно, случаются форс-мажоры, когда я поднимаюсь на этаж и вижу, что на лестничной площадке меня уже ждут. В таком случае я вежливо прошу человека отойти как можно дальше, либо зайти временно в квартиру и закрыть дверь — чтобы я мог поставить сумку к нему поближе. Термосумки мы чистим специальными средствами и носим с собой салфетки со спиртовой основой. Свежие перчатки, маски и спиртовые салфетки мы получаем в Яндекс.Лавках, там же нам измеряют температуру. Все это обязательно. Мы постоянно пользуемся антисептиками, в ресторанах они везде есть.

Вирус я не считаю опасным лично для своего здоровья. Мой иммунитет в случае чего справится. Однако мне было бы неприятно, если бы я стал переносчиком: я-то выдержу, а мои соседи — они смогут? Среди них очень много и пожилых людей. Мне действительно за них неспокойно — у них тоже есть дети, семьи.

Количество заказов у Яндекс.Еды за последнее время выросло. По личному опыту и опыту моих коллег если раньше курьер выполнял примерно полтора заказа в час, то теперь — около двух. Это напрямую повлияло на доход. Еще я заметил, что в последнее время очень много клиентов поддерживают нашу работу, относятся с пониманием и, я бы даже сказал, с уважением. Чаще оставляют чаевые: по моей личной статистике, средний чай за 10-часовую смену вырос примерно в 2,5 раза. Я рад, что народ действительно поддерживает нас и ценит.

Предпочтения у людей сейчас не сильно изменились, разве что стали чаще заказывать продукты: все находятся дома, и, видимо, хочется как‑то поэкспериментировать. Что касается ресторанов, то там особо ничего не поменялось: как заказывали фастфуд, так и заказывают, как заказывали крем-супы, так и продолжают заказывать. Пицца как была, так и осталась. Ну, может быть, количество японской кухни уменьшилось. Отдельно хочу отметить дорогие места (со средним чеком от 1500–2000 рублей. — Прим. ред.). Я думал, когда они перейдут на доставку, то у них будет мало заказов, а получилось ровно наоборот. Помимо этого, появилось много новых небольших кафешек, которые раньше работали только в офлайн-режиме, а теперь еще и перешли на доставку.

Москва опустела. Пешеходные зоны стали свободнее, теперь я могу наматывать круги, делать змейки всякие. Еще могу спокойно включить музыку на улице — раньше в толпе этого сделать не получалось по правилам этикета. Тем более я слушаю такую попсу и ловить неодобрительные взгляды — ну так себе. А сейчас я могу включить что угодно — никого нет и едешь с ветерком под музыку.

По данным Яндекса, с середины марта россияне заказали более 6 миллионов блюд через Яндекс.Еду и Яндекс.Такси. Количество ресторанов, сотрудничающих с сервисом, с декабря выросло почти на 43%, до 20 тысяч заведений.

Теперь, помимо еды, курьеры также доставляют небольшие посылки весом до 10 кг на велосипедах, самокатах и автомобилях. Заказать такую услугу можно в приложении Яндекс.Такси по тарифу «Курьер». Система заказа аналогичная такси, просто в поездку отправляетесь не вы, а ваша посылка. Оплатить доставку можно только картой, а получение посылки, как и еды в Яндекс.Еде, исключительно бесконтактное.

Ежедневно в России курьеры, сотрудничающие с Яндекс.Едой, получают порядка 6200 масок и перчаток, 62 литра санитайзера, 20 000 салфеток.

Курьеры сервиса стали получать вдвое больше электронных чаевых — на чай стали оставлять вместе с 12% заказов (до ужесточения режима самоизоляции было 6–7%). Из интересного: жители регионов оставляют на чай в среднем чаще, чем жители Москвы и Санкт-Петербурга, а жители небольших городов дают чаевые охотнее, чем обитатели миллионников. Самые щедрые — жители Кемерова (20% заказов в чаевыми), Барнаула (18,2%) и Калининграда (16,7%). Реже всего чаевые доставщикам оставляют в Казани (10,5%). Средний размер чаевых по всей стране также вырос до 74 рублей.