Сергей Ночовный
«Раньше я ходил в эти заведения поесть, теперь же помогаю немного по-другому»
Я — сооснователь агентства «Руки». Несмотря на надвигающийся кризис, с бизнесом пока все в порядке. После того как ситуация с распространением вируса в России начала стремительно развиваться, из‑за введенного карантина у меня появился избыток свободного время, которое я не был готов проводить у компьютера. Для меня было важно сохранять физическую активность и двигаться, а не нырять в новостной поток. И я решил пойти работать курьером.
У меня был классный опыт подобной работы: я — один из ранних инвесторов проекта Lavkalavka и какое‑то время — 10 лет назад — помогал им с доставкой. Ездил на мопеде по Москве, отвозил людям заказы. Мне нравилось! Но это все было, конечно, for fun.
Я немного сомневался в своем решении: в основном из‑за стигматизации профессии курьера. Но после публикации поста в фейсбуке я получил много слов поддержки. Несколько человек написали, что тоже хотели пойти работать в доставку. Видимо, во время кризиса эта идея пришла в голову многим людям, и кто‑то, возможно, так и не смог решиться. Я же подумал: «Окей, что будет, если я это сделаю? Да ничего не будет». Так и вышло.
Мне вчера написали на фейсбуке: «Ну ты хайпанул вообще! У меня точно такая же идея. Молодец, снимаю шляпу». В ответ я скинул ссылку на заявку и сказал, как можно сделать то же самое сейчас. Знаю, что как минимум один человек вышел на работу в «Яндекс» после моего поста.
Мой первый заказ был из Boston Seafood & Bar на Белой площади. Я неоднократно там ужинал, и было немного странно оказаться в этом месте с сумкой курьера. В такие моменты под новым углом смотришь на свою жизнь. В воскресенье я отвозил заказ из «Осторожно, слон» — места моего знакомого. Потом из Kebab Masters в «Доме культур», совладелец которого — мой старый друг. Отправил им фотографии. Раньше я ходил в эти заведения поесть, теперь же помогаю немного по-другому. И это хорошо.
Я пеший курьер, но иногда пользуюсь общественным транспортом. Сейчас пассажиропоток существенно снизился: часто в одном автобусе едут всего два-три человека. В один из первых дней я был на Пушкинской площади. Шел снег, не было ни машин, ни пешеходов — только курьеры. Настоящий сюр. Сейчас, кажется, людей на улице снова стало больше. В первые дни все действительно прислушались к власти, а теперь расслабились.
Обычно я работаю от трех до пяти часов в день. Количество доставок зависит от локации, времени дня и количества курьеров в этом районе. Чтобы понять, где больше заказов, можно воспользоваться ботом в телеграме: отправить запрос, в ответ на который бот пришлет район с высоким спросом. Когда про меня снимала сюжет журналистка «Дождя» Маша Борзунова, прилетел всего лишь один заказ за три часа, что в принципе очень странно. И именно этот заказ сделал ее друг Олег Коронный. Мы с ним добавили друг друга в друзья в фейсбуке и посмеялись, как алгоритмы делают такие странные вещи.
Сейчас в приложении появилась функция «оставить чаевые», но оставляют мало. Мне кажется, один человек из пяти. Официантам принято оставлять 10%, но не курьерам. Кроме того, система устроена таким образом, что мы не знаем, есть ли вообще чаевые с конкретного заказа или нет. Все становится известно по итогам дня, когда приходит общая сумма со словами вроде «благодарность за хороший сервис».
С другими курьерами на улице я не общаюсь, но это можно понять. Работа сложная, и если ты доставляешь заказы в течение 10 часов, то лучше поберечь энергию. Плюс социальное дистанцирование в период вируса. Люди просто работают, им не до разговоров и шуток. Хотя при встрече друг друга приветствуем. Зато в курьерском чате в телеграме кипит жизнь — там и мемы, и жалобы, и флирт.
Судя по чату, некоторые курьеры боятся коронавируса и предпочитают не выходить на работу. Насколько я знаю, мы можем взять антисептические салфетки и маски в любой «Яндекс.Лавке». Но не везде они есть в наличии. Я использую свои запасы.
Вчера утром работал 4 часа: прошел 14 километров, устал, но чувствую себя хорошо. Вроде нигде не опоздал, ничего не пролил. Наверное, могу себя похвалить за это.
Александр Динмухаметов
«Для близких мое решение — это поступок человека, который не хочет сдаваться и уезжать в регионы»
Год назад я бросил университет прямо перед написанием диплома, так как хотел найти себя. До того, как начались пандемия и массовые увольнения, я стажировался в ресторане Social Club и помогал в студии звукозаписи своего друга. Ресторанный бизнес приказал долго жить, работу в студии я тоже потерял, но уже по другим причинам. Так что в доставку пошел не от большого энтузиазма, а потому что нужно было срочно найти работу хотя бы с минимальной зарплатой и короткой стажировкой.
Я знал, что хорошо ориентируюсь на местности и у меня достаточно сил, чтобы работать по 12 часов, прерываясь на выходной после двух смен. Именно столько и придется кататься курьеру «Самоката» с продуктами на велосипеде, чтобы на повышенной ставке в размере 180 рублей в час заработать 40 тысяч.
В сумме я работаю уже 8 лет. За это время успел попробовать себя и в роли курьера: приходилось доставлять детали для проектов, в которых трудился инженером или сборщиком. Также таскал тяжести, работая грузчиком на стадионе в Петербурге перед Кубком конфедераций 2017 года.
Реальность работы курьером оказалась грустнее и жестче, чем я предполагал. Люди здесь не задерживаются, задачи изматывают. Но я не считаю, что это плохая работа, и не думаю, что в принципе до какой‑то работы можно опуститься или подняться. Просто для разной деятельности — свои требования. Здесь они минимальные: взвалил рюкзак с едой, нажал кнопку — и вперед, у тебя 15 минут.
В основном курьеры — это парни моложе 30 лет. Бывают и люди постарше, но это скорее исключение. Здесь нет нетерпимости: если кому‑то нужно прочесть молитву, он без вопросов уходит в конец очереди.
Есть женщина, у которой двое детей: она носит только шлем и сумку, хорошо содержит свой велосипед и грамотно распределяет силы. Есть бывшие официанты, продавцы, сотрудники малого бизнеса, студенты и просто приезжие. Люди теряют работу, и каждый справляется как может.
Мне хорошо запомнилась четырехчасовая стажировка, во время которой директор склада поручил старшему курьеру научить меня всем премудростям доставки. Вкратце процедура выглядит так. Вой сирены тревоги с телефона товароведа, оповещающий о новом заказе. Товаровед его собирает и передает курьеру. Тот отвозит заказ по адресу, ставит его на сумку у двери. Клиент его забирает, курьер возвращается на склад и встает в очередь. Это называется «бесконтактная доставка». Тем, кто нарушает процедуру, грозит увольнение.
Согласно инструкциям, каждый курьер должен пользоваться антисептиками, работать в перчатках и носить маску. Некоторыми средствами защиты нас обеспечивают: на выходе со склада поставили коробку со спиртовыми салфетками, везде повесили дозаторы с антисептиками, сумки дезинфицируются, товароведы носят личные маски. Курьеры тоже стараются приобрести себе маску: мою мне подарила сестра. Все ведь понимают, за какие копейки рискуют, и что, когда придет беда, денег точно не будет.
Я передвигаюсь на своем самокате, потому что с детства люблю этот вид личного транспорта. Большинство курьеров ездят на велосипедах. Лучше, конечно, когда есть свой, так как казенные дышат на ладан. Один из курьеров ездит на автомобиле, что позволяет ему доставлять заказы на более дальние расстояния. Это очень выручает в часы пик. У него, кстати, самая большая ставка — 400 рублей в час.
В первый день я доставил 20 заказов за 14 часов — с 8 утра до 10 вечера. При этом работал в очереди из приклеенных на холодильник магнитиков, но никаких чаевых не получил. Моя сестра Ольга Кравцова (актриса озвучки «Кубик в кубике». — Прим. ред.) опубликовала сторис о моем первом рабочем дне, призывая оставлять курьерам чаевые. Во второй день доставил 29 заказов за 12 часов, работая без очереди и на износ. Но чаевых все равно не было. Миф о доблестной роли курьера в сложившейся ситуации быстро развеивается, когда видишь, что люди иногда даже не говорят спасибо за доставку. Но надеюсь, культура изменится.
Доход курьера — это определенная сумма почти обесцененной валюты, которой вам с трудом хватит на аренду комнаты и еду. Для большинства, как и для меня, это работа на очень короткий срок, просто чтобы было, на что жить. Кроме того, после карантина нам должны снизить ставку на 20–30 рублей, так что придется еще больше трудиться. Но я надеюсь, что в течение месяца все же сменю работу.
Для близких мое решение — это поступок человека, который не хочет сдаваться и уезжать в регионы, как сейчас многие делают. Даже моя мама, которая трудится агентом по недвижимости в моей родной Юрге, сказала, что пойдет мыть полы, если и в этой сфере начнется кризис.
Дмитрий Тетеревенков
«Когда заходишь в разгар рабочего дня в торговый центр и видишь, что там никого нет, становится жутковато»
Я был руководителем группы продаж у крупного дистрибьютора. Первого марта уволился, чтобы продолжить карьерный рост в другой фирме, но ввели режим самоизоляции. Теперь смогу выйти на новое место, только когда все закончится.
Я уже почти 20 лет работаю в продажах и научился мыслить стратегически. Поэтому после того, как я узнал, что власти могут ввести карантин, мне сразу же пришла в голову мысль пойти поработать в доставку. Мне всегда было интересно посмотреть на процесс изнутри и увидеть, как все работает.
Большинство людей были воодушевлены моим поступком, хотя в целом реакция на мое трудоустройство была интересной. Часть друзей и родственников подумали, что я просто купил форму. Другие решили, что я специально устроился в доставку, чтобы иметь возможность передвигаться по Москве. Слышал, что люди покупают фирменные сумки курьеров за 50–60 тыс. рублей на «Авито», чтобы с ними выходить из дома. Но это совсем бред, ведь можно просто устроиться курьером и получить все совершенно бесплатно. Еще и заработать.
Некоторые же испугались за меня, ведь курьеры сейчас в зоне риска. Но у «Яндекса» очень серьезный уровень сервиса: каждый день проверяют температуру, раз в пять дней проводят небольшой медицинский осмотр. Чтобы получить медицинскую книжку, нужно пройти уже более серьезную, но все еще бесплатную диспансеризацию. Видно, что люди в организации беспокоятся и за тебя, и за своих клиентов.
Сначала я планировал работать пешком, но когда получил первый заказ, увидел, что мне предстоит пройти до клиента около четырех или пяти километров. Я понимал, что банально не успею сделать все вовремя, поэтому вернулся домой, забрал ключи от машины и документы, сел в автомобиль и поехал по адресу. Сейчас в Москве нулевой трафик, поэтому я и дальше езжу на автомобиле. Такая скорость доставки шокирует некоторых клиентов. Бывает, им только приходит уведомление о том, что курьер забрал заказ, и вот он уже звонит им в дверь.
Обычно работаю минимум три часа. Самая большая смена длилась около шести часов, но я разбил ее на два слота. В среднем за один заказ получаю от 150 до 190 рублей. Сумма зависит от нескольких факторов. Например, чтобы заработать фиксированную часть, нужно вовремя прийти в ресторан, без опозданий доехать до места назначения и в целом правильно выполнить заказ. Дальше уже влияют другие условия вроде расстояния от ресторана до клиента. Можешь пройти два километра, а можешь все десять — в каждом случае получатся разные суммы.
Важную роль играет и спрос. Казалось бы, люди сидят дома, на работу не ходят, но почему‑то начинают много заказывать именно после шести. Помню, один заказ вообще еле в сумку влез. И вот в такое время я умудрился сделать 12 доставок за шесть часов! Удавалось зарабатывать 2000 рублей за шестичасовую смену, хотя сам «Яндекс» озвучивает в среднем около 3000 за двенадцать часов работы.
Меня не смущает, что я перемещаюсь по пустому городу: раньше в 4–5 утра на улицах было все то же самое. Но когда заходишь в разгар рабочего дня в торговый центр и видишь, что там все закрыто и никого нет, становится жутковато. Как в фильме «Я — легенда!», когда главный герой пошел в магазин видеопроката. На первом этаже работает только супермаркет, куда ходят простые люди, а на последнем, где обычно располагаются фуд-корты, собираются курьеры.
Меня, конечно, это очень удивило. К тебе пришел человек, чтобы помочь реализовать твой продукт, а ты на него смотришь, будто ты царь и бог, а он всего лишь плебей. Я лично думаю, что курьер — это важный ресурс логистики, который в будущем будет только набирать обороты.
Для меня это очень полезный опыт: теперь я знаю, как устроена доставка изнутри. Уже даже появились идеи, как можно сделать ее лучше. Так что если получится устроиться по этому направлению, думаю, мне будет над чем поработать. Вообще думаю, сейчас все больше людей идут работать курьерами. У «Яндекса» раньше был бонус за приведенного друга, а сейчас его убрали. Видимо, такой поток желающих работать, что эта акция уже не имеет смысла. Даже мои знакомые говорили, что подали заявку, но с ними не связываются уже пару дней.