«Хороших школ для первоклашек мало»: как выбрать начальную школу

25 марта 2020 в 10:08
В какую начальную школу отдать ребенка: хорошую государственную, дорогостоящую частную или просто у дома? В чем подводные камни хорошего образования в началке? Рассказываем о лучших школах Москвы и спрашиваем директора лицея «Ключ» Екатерину Безус и директора «Европейской гимназии» Ивана Боганцева о том, как не пожалеть о своем выборе.

Лучшие государственные начальные школы Москвы

Школа № 1514

Крупской, 10 (Ломоносовский район, ЮЗАО); Новаторов, 22а и 28; Академика Челомея (Обручевский район, ЮЗАО)

Как поступить: 17 первых классов находятся в четырех корпусах. Подготовительные курсы при школе никаких преимуществ при поступлении не дают, но при этом, по прогнозам на 2020 год, 400 первоклассников поступят именно после их окончания. Еще 25 учеников планируют взять из домов района, закрепленного за школой. Во время поступления можно выбрать программу начальной школы — она может быть классической четырехлетней или интенсивной трехлетней с дополнительными занятиями. Для того чтобы ребенок попал на ускоренную программу, ему необходимо пройти психолого-педагогический тест и иметь высокий результат школьной диагностики, которая включает в себя задания на память, логику и внимание.

Преимущества: Сотрудничает с Высшей школой экономики, МГУ, МИФИ, а также участвует в «Курчатовском проекте». Проводятся научно-технические конференции, встречи с представителями «Яндекса» и других крупных компаний, олимпиады и творческие мастерские. В рейтинге выпускников, поступивших в лидирующие российские вузы, школа находится на 16-м месте.

Школа № 568

Елецкая, дом, корп. 2 (район Орехово-Борисово Южное, ЮАО)

Как поступить: Преимущественно зачисляют тех, кто прошел дополнительные курсы или учился в детском саду при школе, а также дети, чьи братья или сестры уже являются учащимися 1–3 классов в школе.

Преимущества: В средней школе классы распределяются на универсальный, художественный и класс с углубленным изучением китайского языка и литературы. В старшей школе ученики начинают изучать углубленную программу по естественно-научному, гуманитарному, математическому или экономико-правовому направлению. Ученики могут заниматься кунг-фу, айкидо, карате, шахматами, ритмической гимнастикой, большим теннисом и спортивными танцами. Есть специальные классы от Департамента образования и науки города Москвы. Представлены три направления: медицинский класс, инженерный класс и ИТ-класс. Они направлены на развитие профессиональных навыков у школьников в выбранной среде.

Школа № 91

Поварская, 14 (район Арбат, ЦАО)

Как поступить: В школе есть подготовительные курсы для адаптации детей к школьной жизни. Но вне зависимости от того, посещал ли их ребенок, при поступлении в первый класс он должен будет пройти тестирование. Поступление проводится на конкурсной основе.

Преимущества: Начальная школа предлагает бесплатные кружки: шахматы, клуб путешественников, художественное слово, программирование и другие. В средних классах упор делается на профильные предметы и изучение иностранных языков.

Школа № 2086

Ломоносовский проспект, 12 (Гагаринский район, ЮЗАО)

Как поступить: Предпочтение отдается детям, прошедшим обучение по программе дошкольного образования «От рождения до школы». Если ребенок не ходил на подготовительные курсы, то в обязательном порядке должен пройти тестирование.

Преимущества: Для учеников младшей и средней школы читают лекции про раздельный сбор мусора, дают мастер-классы по молекулярной кухне и проводят экскурсии по России. В старших классах ученики могут выбрать между социально-правовой, историко-филологической, физико-математической и другими программами. Здесь работает Школа молодого бизнеса, учащиеся которой ежегодно защищают свои бизнес-проекты в Высшей школе бизнеса МГУ. У школы есть собственные телеканал, газета, музей и гребная лига. В рейтинге выпускников, поступивших в престижные вузы, школа находится на 10-м месте.

Школа № 57

Переулок Хользунова, 8 (район Хамовники, ЦАО)

Как поступить: Школа, в которую очень сложно попасть. Дети, прошедшие дополнительные дошкольные курсы, зачисляются в приоритетном порядке. Школа предлагает два платных курса — «Игротека» и «Классики», — куда можно отдать ребенка с 5 лет. Стоимость таких занятий — 11 тыс. рублей в месяц.

Зачисляют сюда, только начиная со второго класса. Для того чтобы попасть в началку, ребенок должен успешно пройти психолого-педагогическую диагностику готовности к ускоренному обучению, а также не иметь противопоказаний по состоянию здоровья.

Преимущества: Начальная школа находится в отдельном здании, оборудованном специально для 1–6 классов.

Школа занимает 17-е место в рейтинге российских учебных заведений по количеству выпускников, поступивших в ведущие вузы России. Учреждение участвует в «Курчатовском проекте», он направлен на экспериментальную активность учеников в сфере естественных наук. Также проводит открытую устную олимпиаду по математике с участием преподавателей из МГУ, ВШЭ И МФТИ. В школе есть театральная студия, классы керамики и изобразительного искусства и детский оркестр.

Екатерина Безус

директор лицея «Ключ»

«Первый шаг: понять, какое образование ты хочешь дать своему ребенку»

Самое важное, что нужно понимать, — хороших школ с начальными классами очень мало, их буквально можно пересчитать по пальцам. Первый для родителя шаг при выборе школы — понять, что он от нее хочет. Тут есть три пути: школа рядом с домом, продвинутая или известная государственная школа и частная школа. Отсюда и стоит плясать. Если родитель выбирает первый вариант и не готов возить ребенка в школу по утренним пробкам или отпускать его одного в метро, то ему не нужно делать вообще ничего. В школы у дома, если это не заведение из верхних пунктов рейтинга, попасть легко, выбор небольшой, и здесь можно опираться на советы знакомых или в районных группах. Однако я бы не стала отдавать ребенка в школу по территориальному принципу, так как для меня очень важны идеи, на которых она строится, а не ее местоположение.

Хорошая и авторитетная государственная школа — оптимальный вариант, если родитель хочет дать своему ребенку качественное образование, не тратя при этом огромных денег. Из таких учебных заведений я могу выделить 57-ю школу на «Кропоткинской», школу 1514 на «Университете», 548-ю школу в Царицыно и некоторые другие. Их выбор минимален, поэтому поступить в них безумно сложно, там везде есть конкурс по 4–5 человек на место, как в престижных университетах. Поэтому если родитель хочет отдать ребенка в определенное место, то стоит задумываться о его подготовке как минимум за год до поступления, а лучше за полтора. В большинство хороших школ можно поступить только после подготовительных курсов — они для учебного заведения являются отбором и показывают серьезность намерений родителя и ребенка.

Многие родители выбирают ответвление от этого варианта — хорошие школы, но с более простым конкурсом. Это 91-я школа на Поварской улице и 1540 ОРТ на «Новослободской». В этих учебных заведениях большое внимание уделяется творческим кружкам, компьютерным классам, спортивным секциям, то есть дополнительному образованию. Но, повторюсь, такого образования, как, например, в 57-й школе, там не будет.

Третий вариант, то есть частную школу, выбирают те родители, у которых прежде всего есть деньги и которым, помимо качественного образования, важна еще и обстановка, в которой будут находиться их дети. Но далеко не все готовы платить по 60 тыс. рублей в месяц за обучение и комфортное пребывание ребенка. Хотя за эти деньги ребенок получает много возможностей: всевозможные кружки, компетентных преподавателей, свободу мысли и творчества, сильную учебную составляющую, профориентированные занятия, где с самого раннего возраста детям помогают понять, кем они хотят стать. Одна из самых хороших школ с начальным образованием, как мне кажется, — «Новая школа» на Мосфильмовской улице. Обучение там не самое дорогое, если сравнивать, допустим, с «Первой московской гимназией», — всего 400 тыс. рублей. «Хорошкола» — тоже довольно неплохой вариант, но обучение там дороже — 84 тыс. рублей в месяц.

«С начальными классами у нас вообще беда»

На самом деле выбор невелик. Хорошую начальную школу в Москве найти очень трудно, а в России и подавно. Во многом потому, что у нас нет компетентных педагогов, которые готовы вложить себя в образование детей. Учитель начальных классов должен быть в школе пять раз в неделю, жить с детьми и никогда их не бросать. Если человеку хорошо не платят (а даже в Москве у учителей зарплаты не очень высокие), то он вряд ли будет готов альтруистически посвящать себя детям. Эмоционально это очень сложно. Именно поэтому я не очень люблю обычные школы у дома — там, как правило, почти никогда нет преподавателей, которые бы привили ребенку любовь к учебе. По статистике, если в начальных классах он не полюбит образовательный процесс, к пятому классу ему просто-напросто станет скучно, и дальше все будет только хуже. Начальная школа нужна именно для того, чтобы заложить в человеке фундамент на его будущее, мотивацию и желание что‑либо делать.

Не спорю, что бывают и хорошие госшколы у дома, но их надо очень тщательно искать, если не хочется возить ребенка на учебу через весь город. В таком случае родителю стоит обратить внимание на отзывы своей референтной группы, то есть людей, которые схожи по социальным и жизненным ориентирам. Это, например, могут быть люди, которые учились или работали в той или иной школе. Отзывам в интернете я бы не доверяла, потому что неясно, кто их пишет.

«Хотите ли вы, чтобы ваш ребенок сидел в школе, не разгибаясь?»

Итак, что мы имеем: три вида школ, финансовые возможности родителей и их желание дать ребенку хорошее образование. На последнем остановимся поподробнее. Многие взрослые, отдавая ребенка в сильную школу, порой не понимают, что нагрузка там будет очень серьезна. Ребенок будет приходить домой просто убитый, даже если учиться ему интересно. А ведь еще куча домашних заданий! Поэтому при выборе также стоит определиться: хотите ли вы, чтобы ваш ребенок сидел в школе, не разгибаясь? Стоит ли игра свеч? Выдержит ли вообще ребенок такую нагрузку морально и физически? Прежде чем основательно подходить к выбору, нужно хотя бы примерно понимать возможности школьника и то, как вы видите его образовательный процесс. Как раз для этого, кстати, хороши подготовительные курсы. И даже если родитель очень хочет, чтобы его условный сын учился в условной 57-й школе, не стоит его туда отдавать, если еще на стадии подготовки он не в состоянии выдержать учебную программу.

Если родитель хочет продлить ребенку детство и погрузить его в максимально творческую атмосферу, в Москве для этого существуют вальдорфские школы. Они основываются на альтернативной педагогической системе, которая направлена на духовное развитие ребенка и развитие внутренних талантов. В столице это, например, школы «Путь зерна» и «Искусство жизни». Я сама не особо советую отдавать детей в такие заведения, но, если родитель хочет видеть своего ребенка абсолютно беззаботным и счастливым, по крайней мере, в начальной школе, эти места для него.

Однако стоит понимать, что образование и школы — вещи сугубо индивидуальные. Кому‑то нравится заниматься математикой с ранних лет, а кому‑то хочется подольше порисовать и в песочнице посидеть. Нет однозначного ответа на то, в какую школу отдавать ребенка, чтобы он получил хорошее образование и без проблем поступил в университет. Все зависит от самого ребенка и его способностей.

«Многие школы не показывают своих учителей»

Когда родитель окончательно определился с тем, куда он хочет отдать своего ребенка, у него, очевидно, может возникнуть желание познакомиться с педагогами. Однако многие школы просто-напросто не показывают своих учителей до последнего и не говорят, кто именно будет учить ребенка. Это происходит по понятной причине: после подготовительной школы ребенок с большой долей вероятности захочет, чтобы его классным руководителем осталась условная Мария Ивановна. Так же поступят еще несколько десятков первоклашек во главе с родителями. Тогда между взрослыми начинается ожесточенная битва за учителя, которой всеми силами руководство пытается избежать.Такое чаще всего происходит в государственных школах. Мне кажется, что такие ситуации связаны с тем, что в России распространено советское мнение «Нужно идти не в школу, а к учителю». Я с этим категорически не согласна. Обычно, если школа обладает каким‑то идейным началом, каждый учитель там будет хорошим и не будет противоречить концепции учебного заведения — главное, чтобы эта концепция была и чтобы она была близка вам.

Лучшие частные начальные школы Москвы

«Европейская гимназия»

3-я Сокольническая, 3 (район Сокольники, ВАО)

Как поступить: Заявки на поступление принимаются в течение всего года. Максимальное количество учеников в классе — 18 человек. Для того чтобы претендовать на место в школе, необходимо заполнить анкету с указанием причин, по которым было принято решение отдать ребенка именно в «Европейскую гимназию». В выбранный день с ребенком будет проведено тестирование по разным предметам, а с родителем — собеседование.

Преимущества: «Европейская гимназия» — учебное заведение с историей. Она выросла из камерного частного сада, который ее бывший директор Ирина Боганцева сделала для своей дочки. В детский сад принимают с двух лет. Занятия проходят по методике Монтессори, которая основана на природных инстинктах и любопытстве детей. С малышами занимаются развитием речи, простейшей математикой, а через совместную игру развивают навыки общения. В начальной школе обучение проходит по программе международного бакалавриата, в которой предусмотрено преподавание на английском языке, что в будущем позволит поступить в иностранный вуз без дополнительных экзаменов. Упор делается на исследовательскую деятельность и развитие критического и пространственного мышления. В конце четвертого класса ученики представляют собственное исследование по интересной им теме.

Стоимость: от 756 тыс. до 1 млн 89 тыс. рублей в год, вступительный взнос — от 90 до 185 тыс. рублей.

«Новая школа»

Мосфильмовская, 88, корп. 5 (район Раменки, ЗАО)

Как поступить: Поступление проходит в четыре этапа. На этапе знакомства для детей и родителей проводят экскурсию, рассказывают об особенностях обучения, вступительных испытаниях, отвечают на вопросы и дают возможность пообщаться с руководством школы. Этап фронтальной диагностики учитывает познавательные и творческие способности ребенка, оценивает социальные навыки. Если после его прохождения родителю не пришел положительный ответ, дальнейшие этапы ребенок пройти не может. «Деятельная диагностика» — третий этап — дает возможность понаблюдать за взаимодействием семей. Четвертый и заключительный этап — собеседование с родителями, присутствие двух родителей обязательно, если они оба участвуют в воспитании ребенка. С помощью собеседования сверяют позицию родителей с позицией школы относительно образования и воспитания. После всех этапов администрация выносит окончательное решение. Родители здесь являются полноценными участниками учебного процесса и даже могут осваивать продвинутые курсы по педагогике.

Преимущества: Учебное заведение стремится создать школьное комьюнити из детей и педагогов, которые не просто учатся и учат, а проживают полноценную жизнь в стенах школы. Это называют ровеснической педагогикой. Здесь реализуется новый подход к организации учебного процесса и структуры знаний — «Обучение 360 градусов», где дети могут сами составить свой учебный план вместе с индивидуальным тьютором. Профильных классов в учебном заведении нет. В начальной школе открыты такие дополнительные курсы, как театральная студия, программирование по Minecraft, кулинарная мастерская, хип-хоп, гимнастика и многое другое. В начале июня ученики выезжают на экспедицию, где объединяются в творческие лаборатории и затем показывают результат проведенных исследований.

Стоимость: 630 тыс. рублей в год.

«Ломоносовская школа»

Аминьевское шоссе, 18, корп. 4 (район Фили-Давыдково, ЗАО)

Как поступить: Первоклассников при поступлении ждет беседа с психологом и логопедом, а ученики 2–4 классов, помимо встреч со специалистами, должны написать вступительные тесты по математике, русскому и английскому языкам и литературному чтению. Родители обязательно должны пройти собеседование с директором, на котором определят соответствие ценностей семьи и школы и продумают образовательные задачи.

Преимущества: Обучение базируется на индивидуальной системе образовательных траекторий. С подготовительного класса дети начинают заниматься проектно-исследовательской деятельностью. С первого класса ученики читают книги на английском и занимаются с носителями языка, а со второго — сдают международный экзамен Cambridge Young Learner.

Стоимость: 1 млн 422 тыс. рублей в год.

«Хорошкола»

Маршала Тухачевского, 45, корп. 2 (район Хорошево-Мневники, СЗАО)

Как поступить: Отбор в школу проходит в два этапа. Оба родителя и ребенок должны встретиться с группой специалистов, среди которых есть психологи и логопед. Родителей и ребенка интервьюируют одновременно. На втором этапе специалисты проводят групповое занятие с четырьмя семьями, оценивая характер взаимодействия между детьми.

Преимущества: Школа рассчитана на 700 человек. При обучении используется игровой подход, основанный на принципах равенства между учителем и учеником. Авторитеты как таковые отсутствуют — учитель создает для учеников атмосферу, в которой они должны сами учиться на практических примерах. Также в школе отсутствует жесткий график, и дети учатся в удобном для них индивидуальном ритме. У каждого ребенка есть тьютор, с которым он встречается раз в неделю, — вместе они составляют план на ближайшие учебные дни. Далее педагог следит за тем, как его подопечный справляется с поставленными задачами и через отведенное время они вместе подводят итоги. На территории «Хорошколы» есть лаборатории, научный полигон с отделами изучения цифровых технологий, роботехники и 3D-моделирования, двухэтажная библиотека и кулинарный класс. Ученики могут ходить на йогу, единоборства, плавание, воркаут и другие дополнительные занятия.

Стоимость: от 84 до 88 тыс. рублей в месяц.

«Школа сотрудничества»

Александра Солженицына, 9а (Таганский район, ЦАО)

Как поступить: Ребенку необходимо пройти собеседование с психологом и учителем начальных классов, которые определят его интеллектуальный потенциал и готовность к учебной нагрузке.

Преимущества: Обучение проходит в формате полупансиона: ребенок пребывает в школе с 9 до 19 часов. Для началки разработана программа, куда входят билингвальные группы с носителями языка, уроки математики и английского с делением на подгруппы по уровням сложности, курсы по естественным наукам на английском языке и многое другое. Уделяется особое внимание ранней профориентации: ученики проходят предпрофильную подготовку еще в средней школе. С пятого класса каждый ученик может выбрать, что ему интереснее изучать — москвоведение или логику, информатику или театральное искусство, математику или сценографию.

Стоимость: от 100 до 122 тыс. рублей в месяц.

Иван Боганцев

директор «Европейской гимназии»

Когда начинать думать о выборе школы?

Если родитель выбирает школу для первоклассника, то обеспокоиться поиском стоит в конце лета-осенью и окончательно определиться с выбором к декабрю-январю. Это обусловлено тем, что у многих школ есть подготовительные курсы и детские сады — например, у нас, в «Европейской гимназии», есть детский сад, откуда осуществляется переход на школьное обучение. Уже в декабре мы, как правило, сообщаем родителям, готовы мы взять их ребенка или нет. Не все, естественно, попадают к нам в первый класс, поэтому после внутреннего отбора мы открываем набор для «внешних» детей. В мае школу искать бесполезно — все хорошие опции будут уже недоступны.

Но это касается только первого класса — те родители, которые хотят поменять школу своему ребенку, могут чуть позже начинать свой поиск, часто и к весне остаются места в хороших школах. В таком случае родитель и ребенок могут сходить в понравившееся учебное заведение, посмотреть, как там проходят уроки, познакомиться с учителями и директором. Думаю, что если родитель готов отдать ребенка в частную школу вроде нашей, без ее посещения заранее не обойтись. Во-первых, это деньги, во-вторых, это должно быть довольно взвешенное решение. Тем более что мы очень чутко относимся ко всем, кто хочет к нам попасть, и также хотим посмотреть на претендентов — для этого мы проводим вступительные тесты и даже интервью с родителями. Поэтому всем, кто не до конца уверен в выборе школы, я советую туда для начала сходить и оценить обстановку.

Частная или государственная школа?

Несмотря на то, что я директор частной школы, я не считаю, что ребенка обязательно отдавать в такие заведения. Во-первых, не у всех людей есть такая возможность. Во-вторых, среди государственных школ тоже есть отличные места. Прямой корреляции между качеством образования в государственной и частной школе нет.

Нужно смотреть не на статус школы, а на тех людей, с которыми вам, родителям и ребенку, придется сталкиваться. Важно доверие и чтобы вы с директором разделяли одни ценности в отношении образования.

Приведу пример: есть школы, где празднуют 8 Марта и 23 Февраля, а есть, где не празднуют. Не то чтобы есть правильный выход: праздновать или не праздновать, но каждый человек сам для себя определяет, какой подход к гендерным праздникам ему ближе. Также есть школы, которые делают акцент на дисциплине, а есть те, которые акцентируют внимание на свободе. Опять же, тут тоже нет правильного решения, поэтому единственный выход — сравнить свои ценности с ценностями школы и сделать взвешенный выбор.

Для меня в частных школах, конечно же, есть плюсы. Например, они более разнообразны, независимы и свободны. В них выше уровень комфорта, там ребенок с большей долей вероятности будет чувствовать себя как дома. Даже в самой хорошей государственной школе всегда будут сложности с внутренней организацией — просто потому, что они, как правило, действуют по одному паттерну. Несмотря на это, например, в школе 1514, «Интеллектуале», Донской гимназии и 67-й школе очень высокие стандарты образования, сравнимые с частными школами. Известную 57-ю школу я не стал выделять, потому что в последнее время вокруг нее было много скандалов. Там сменились преподавательский состав и директор, поэтому я не могу с точностью заявить, что уровень образования там остался таким же, каким был раньше.

Важен ли преподавательский состав?

В нашей начальной школе работает система совместного обучения. Она заключается в том, что не один учитель обучает класс все четыре года началки, а три учителя занимаются со всем потоком первоклашек. Этот поток делится на группы и учитель переходит от одной к другой. То есть каждый ребенок в любом случае попадает на уроки к разным людям, и, что самое важное, людям разных возрастов. Мне кажется, что в учительском составе важен микс из молодости и опыта, поэтому у нас преподают как кандидаты наук, так и аспиранты, которые могут разговаривать с детьми на одном языке. У некоторых родителей может вызвать скепсис тот факт, что у ребенка будет вести математику человек с небольшим педагогическим опытом, но я не считаю, что это то, о чем стоит беспокоиться, — как правило, в хорошую школу с высокой репутацией не берут плохих учителей.

Нужно ли опираться на мнение ребенка при выборе школы?

Такие важные решения, естественно, лучше принимать в диалоге с ребенком. Однако его мнение нужно оценивать, опираясь на его возраст. Понятное дело, что если первокласснику предложить школу без домашних заданий, он выберет ее, несмотря на то, что по остальным факторам она проигрывает школе с интересными творческими заданиями.

Ребенка часто подкупают простые и понятные ему вещи, поэтому сложно положиться на его мнение целиком. Но оно, конечно же, должно быть выслушано — в любом выборе ребенка всегда нужно делать участником диалога. И чем он старше, тем в большей степени необходимо полагаться на его выбор.

Я даже придерживаюсь мнения, что с 14 лет необходимо вводить трехсторонние договоры между родителем, ребенком и школой для того, чтобы ребенок четко осознавал правила и уставы учебного заведения, а также понимал свою ответственность перед преподавателями.

Какие навыки ребенок должен освоить в начальной школе?

Некоторые ошибочно предполагают, что школа нужна только для того, чтобы ребенок сдал экзамены, поступил в университет и зажил счастливой жизнью. Это не так. Она должна развивать в ребенке целый комплекс навыков: коммуникации, командной работы, рефлексии, самосознания, ответственности. Их необходимо разрабатывать через учебный план, куда должны быть внедрены творческие составляющие. Например, в Европейской гимназии в начальной школе на первый план выходит исследовательская деятельность. На уроках дети ищут ответы в рамках шести тем: «Кто мы?», «Где мы во времени и пространстве?», «Как мы себя выражаем?», «Как устроен мир?», «Как мы организуем себя?», «Разделяя планету», — что помогает им лучше понять свое место в этом мире и адаптироваться к его реалиям. В рамках исследовательской деятельности дети часто проводят опыты и эксперименты, делают собственное портфолио со своими достижениями — это помогает им критически оценивать собственную учебу, а родителям дает возможность отслеживать прогресс ребенка. Эти знания не менее важны для ребенка, чем умение решать пример в столбик.

Лишают ли сильные школы детства?

Многие родители действительно так считают, но мне кажется, что это, опять же, ценностный разговор. Есть специализированные школы, настроенные на результат, высший балл в ЕГЭ, победы в олимпиадах. Они так и кричат: «Мы из вашего ребенка сделаем машину по прохождению тестов и мы это сделаем очень хорошо». Понятное дело, что с таким подходом ребенок сдаст любые экзамены и поступит в лучшие российские и международные вузы, однако родитель должен понимать, что у такого подхода есть и подводные камни. Среди таких рисков — эмоциональное выгорание и отсутствие мотивации в старших классах ввиду сильной загруженности. При таком интенсивном обучении у учеников практически не остается времени на игры и хобби. Это важно понимать, потому что, согласно педагогическим исследованиям, элемент игры в детском развитии крайне важен, его нельзя урезать. К сожалению, пока вся мировая система образования заточена на постоянные проверки знаний тестированиями, поэтому подход, где ребенка тренируют на результат, будет процветать.

В идеальной картине мира ребенок сам должен выбрать, как он хочет прожить свои учебные годы.

Вряд ли ему понравится сидеть за уроками с утра до вечера. Поэтому родителям могу посоветовать постараться выбрать сбалансированный учебный план, который будет нацелен на результат, но при этом оставит время на личную жизнь и саморазвитие вне учебы.