Так называемый режим «черного неба» в Красноярске начали вводить с 2012 года при определенных метеорологических условиях, когда вредные выбросы предприятий накапливаются в атмосфере, вместо того чтобы рассеиваться. В 2016 году он продлился 16 дней, в этом феврале — всего пять, с 14 по 19 февраля, однако жители города уверены, что «черное небо» никуда не делось, а власти просто игнорируют их просьбы о помощи. Красноярцы активно делятся в соцсетях актуальными фотографиями города, где видно, что смог все еще на месте.
«Вот в такой ад я вчера вышла после занятий. И нет, это не морозное утро (–5 на улице), снег не шел, рядом нет парящего водоема. Я не хочу проводить причинно-следственные связи, но через четыре часа я была дома с таким воспаленным высыпанием на лице. Кожа очень болит», — пишет одна из местных жительниц в своем инстаграме, прикладывая соответствующие снимки.
«Не открываем окна дома. Это 11 этаж, на улице синего неба не увидишь. Вот поднимаешь голову, и все серо-белое. И это у нас еще не самый худший район проживания. У меня диагноз гипоксия — когда клетки не получают достаточно кислорода. Высокоинтенсивные тренировки мне даются с трудом, но я все равно хожу. В обычные [дни] меньше чувствую недостатка кислорода. А сейчас просто ад. Дома духота, тяжело, воздуха не хватает, ночью не заснуть, но лучше уж так, чем с открытыми окнами», — описывает обстановку в городе другая девушка.
Красноярские высотные работники сравнили вид из окна в Москве и Красноярске. В столице в последние дни небо на самом деле прояснилось, а погода на улице стоит скорее апрельская, нежели февральская. О Красноярске такое сказать сложно.
Красноярские власти не реагируют на просьбы местных жителей разобраться с токсичным смогом, покрывающим городские улицы. Как отмечает самый популярный в России политический телеграм-канал «Сталингулаг», «люди пишут о том, как они задыхаются от химического смога, и никому нет до них дела. СМИ, естественно, об этом не пишут, зато пишут об умопомрачительных миллиардах, которые выделили на создание праздничной атмосферы в преддверии принятия новой Конституции».
Отчаявшиеся жители Красноярска решили обратиться к независимым публичным персонам. Например, в комментариях к посту Юрия Дудя с трейлером его последнего на данный момент интервью появилось множество просьб снять документальный фильм об экологических проблемах красноярцев. Также горожане обратились к лидеру группы «Ленинград» Сергею Шнурову — и тот сочинил для них стихотворение: «В новостях молчат. Ни строчки./Ни полстрочки, даже мема./Типа эти заморочки — /Чисто местная проблема./Эти новости некрупны?/Темка — так себе, слаба?/Ждут, когда случатся трупы,/Вот тогда забьют в набат».
25 февраля Красноярск по приглашению губернатора Красноярского края Александра Усса посетит глава Росприроднадзора Светлана Радионова, чтобы обсудить с местными властями решение проблемы. Однако горожане устали ждать, когда кто‑то начнет действовать. Как пишет издание «Сибирь.Реалии», в режиме «черного неба» местные предприятия должны предоставить отчеты о снижении выбросов — в этот раз их подало только 51 предприятие, а еще 65 организаций регионального и 2 федерального надзора этого так и не сделали. Обещание мэрии привлечь нарушителей к ответственности пока остается обещанием, несмотря на то что жители Красноярска уже выходят на протестные акции, чтобы хоть как‑то привлечь к себе внимание.
руководитель группы моделирования ООО «Ситиэйр»
«Судя по данным мониторинга Красноярского научного центра и Министерства экологии региона, наиболее сильный смог наблюдался 16–18 февраля, но сейчас ситуация значительно улучшилась.
Для Красноярска такие события являются регулярными, особенно в зимнее время. На это влияет множество факторов: различные типы локальных источников загрязнения, рельеф города (он находится в долине и окружен сопками), склонность к появлению неблагоприятных метеорологических условий. В целом это сложная проблема, и то, что в Красноярске есть современные плотные сети мониторинга, значительно облегчает работу специалистов самого разного профиля по ее комплексному решению».
лидер красноярского движения «За чистое небо»
«За все время не проводилось никаких исследований о том, как влияет экологическая обстановка на здоровье горожан. Есть множество свидетельств людей о том, что скачки давления, легочные и хронические заболевания исчезают, когда люди из Красноярска выезжают в более чистый регион. Расчет методологии для исследования было поручено сделать еще в декабре 2017 года, но до сих пор его нет. В 2018 году в Красноярск приезжал Владимир Путин, он дал указание губернатору и местному правительству подготовить комплекс мер по улучшению ситуации. Но чиновники провалили это дело. Когда не прятали «черное небо», оно до 100 дней в году могло быть. В прошлом году этот режим стали объявлять реже, потому что федеральное правительство ждет результатов. Часто город в гари, но, по представлению чиновников, это традиционная дымка над Красноярском.
В январе губернатор заявил, что режим неблагоприятных метеоусловий вводится в два раза реже, чем в прошлом году. Значит, мы улучшаем экологию. Люди увидели этот бред, начали обращаться к блогерам, был флешмоб с призывом Дудя обратить внимание. Сергей Шнуров откликнулся на это. Тогда губернатор, который месяц назад говорил, что все улучшается, вдруг главе Росприродназдора сообщил, что мы в экологической катастрофе находимся, все плохо. Прошло несколько крупных митингов за чистое небо, на 29 марта запланирован следующий. Шутки шутками, но мы увидели, что обращение к блогерам и реакция на это может вывести тему в федеральную повестку. Информационная блокада прошла».
автор проекта «Красноярск.Небо»
«Положение дел катастрофическое, уровень загрязнения воздуха остается высоким в соотношении со среднегодовой концентрацией вредных веществ. Оценить влияние смога на жителей просто невозможно, так как вся информация о заболеваемости и данным об обращениях к врачам недоступна.
У нашего города есть только два варианта решения проблем:
1. Мы отказываемся от отопления и электротеплогенерации с помощью угля и меняем источник топлива на газ. Для этого необходимо вести газовую ветку в Красноярск.
2. Мы применяем ко всем видам теплогенерации современные системы фильтрации. Другого выхода нет.
Можно ли эвакуировать жителей во время «черного неба»? Конечно, нет. Воздух в городе во время «черного неба» сильно загрязнен во всех районах, эвакуация миллиона людей не представляется разумной и возможной».
Несколько дней назад был опубликован рейтинг городов мира с самым загрязненным воздухом — его возглавил Красноярск (кстати, это единственный российский город в списке) как раз в разгар режима «черного неба», когда видимость на улицах не превышала 500 метров.