городской стратег, Studio Moscow
Обычно человеку сложно увидеть масштаб угрозы, если она не стоит у его двери. Экологические проблемы планеты — один из таких примеров (общий список лучше искать у футурологов): «они где‑то в будущем и не со мной, а с индусами, живущими на свалке, или с чайками и рыбами, которые случайно переели пластика в океане». Среднестатистический потребитель не может построить связи между своим тостом с авокадо в московском кафе и выжженными наркокартелями тропическими лесами в Мексике, между новым платьем из масс-маркета на один сезон и качеством воздуха и воды в реках в Бангладеш, модой фуд-блогеров на киноа и боливийскими крестьянами, оставшимися без своего традиционного продукта. Список разрушенных миллениалами экосистем и традиционных укладов можно перечислять очень долго, но именно такие кризисы, какой мы переживаем сейчас, демонстрируют глобальность и взаимосвязь всех мировых процессов. Есть ощущение, что у нас есть один из последних шансов пересмотреть то, как устроены наш быт и покупательский выбор, наши социальные связи и города.
Экологическая ответственность
Поисковый запрос слова sustainability в 2019 году увеличился на 75% в сравнении с 2018-м. Без сомнения, Грета Тунберг повлияла на это, но все же более бескомпромиссны всегда данные. В 2020-м это катастрофические пожары в Австралии, и снижение выбросов CO2 на 25% в период карантина в небе над Китаем, вернувшиеся в каналы Венеции лебеди и рыбы и, конечно, потери бизнесов на опустевших улицах популярных городов.
Поворот к экологичному образу жизни произойдет на всех уровнях. Мы пересмотрим свои модели потребления, откажемся от привычных вещей (возможно, даже от коротких перелетов) и изменим отношение к компаниям и брендам, которые не участвуют в глобальной экоповестке. Целые страны уже отказались от пластиковых пакетов, горожане организуют массовые уборки пляжей, лесов и городских пустырей #trashtag, группа Coldplay уже отменяла мировое турне из‑за воздействия авиаперелетов на экологию (а не из‑за короновируса), а Расселл Кроу и Хоакин Феникс во время вручения «Золотого глобуса» говорили о проблеме изменения климата и важности ответственного потребления. Теперь время среднестатистическому потребителю и корпорациям осознать, что мы не помещаемся в возможности нашей планеты, сделать выбор в пользу здоровья, бережливости и общего блага.
Предпочтение стоит отдавать локальным продуктам и брендам, чтобы сократить углеродный след доставки и поддержать местное сообщество. От одноразового пластика и бессмысленного стакана для кофе вернуться к авоське, термокружке и собственной многоразовой бутылке для воды. В одежде все большую часть рынка будут занимать винтаж и preloved shopping, а также свопы и гаражные распродажи. Мы, скорее всего, будем меньше летать, а больше путешествовать по своей стране и на поезде.
В современном доме появится больше средств для экологичной уборки — измельчители пищевых отходов, компосты, возможности регулирования отопления, подачи воды, сортировки пластика, сокращения нагрузки на системы электроэнергии. Многие из необходимых составляющих экономичного быта уже можно найти в магазине проекта «Собиратор».
Онлайн для всех, офлайн для избранных
Кризис — это всегда окно возможностей, как говорят экономисты. Этот показывает нам, что бизнесы будут расширяться за счет онлайна — доставка здоровья, спорта и образования на дом, а не только продуктов и одежды. Офлайн станет роскошью. Удаленную работу в ближайшее время освоят даже те, кто не планировал. Фактически число людей, которые узнают о существовании Miro, Zoom, системах трекинга командных задач, вырастает в разы за последние недели, и главное, на что жалуются привыкшие к офису — недостаток человеческого общения и неумение разграничивать рабочие и бытовые задачи, а не отсутствие офиса. Университеты будут развиваться как закрытые сообщества и давать скорее социальные связи, а знания будут доступны в сети в любом формате. Врачи-боты — уже реальность, а виртуальные конференц-комнаты и коллеги, с которыми вы никогда не встретитесь, станут обычной практикой.
Скорее всего мы столкнемся с тревожным миром: чем меньше социальных связей, тем больше люди склонны к расстройствам психики и депрессиям. И тем больше будут популярны возможности досуга не в сети и востребованы разного рода помогатели.
Гибкий дом, в котором вещи не главное
Сама идея дома сегодня переживает трансформацию, это связано и с сервисами аренды жилья по всему миру, и с выросшей мобильностью горожан, и с тем, что жизненные сценарии постоянно изменяются (коронавирус лишь один из них, который заставляет нас задержаться на месте дольше и отказаться от того, чтобы оказаться в другом). Большая часть исследований и опросов подтверждает, что поколения миллениалов и зумеров меняют место работы примерно раз в три года. Так как мы ценим свое время и легче, чем поколение наших родителей, относимся к переменам, то часто вместе с работой меняем и адрес.
Гибкость пространств в доме, его близость к природе, плотность городской культуры и общественные зоны вокруг играют даже более важную роль, чем площадь квартиры и ее удаленность от метро. В мире победившей доставки, онлайн-образования, удаленной работы и каршеринга важнее быть в центре событий или, наоборот, покоя, чем в окружении вещей.
Ментальное здоровье
Состояние психического здоровья горожан — отдельный предмет исследований ученых и бренд-маркетологов. Выгорание, депрессии и тревожные расстройства, по оценкам ВОЗ, испытывают от 260 до 350 млн человек в мире, и еще половина не обращается с этой проблемой к специалистам, в сумме — примерно 10% населения Земли. Некоторые страны даже считают ущерб, который испытывают их экономики: в Британии это более 100 млрд фунтов в год, а США — более 200 млрд долларов. Причины психологических недугов связывают с плотным информационным полем, вечным статусом онлайн, потерей фокуса и быстрыми переменами в образе жизни и работы.
Стратегии сохранения ментального здоровья — это контакт с природой, уединение, цифровой детокс, спорт, время для себя и общения с семьей и друзьями. Один из способов совместного времяпрепровождения, который пользуется популярностью, — общественные огороды, где можно выращивать овощи и зелень и делить урожай между участниками. И это, кстати, реальный навык, который может помогать горожанам в кризисное время, а не только досуг. Такие, например, есть в Берлине — на территории бывшего аэропорта Темпельхоф и в «Саду принцесс», во многих районах Вены, на крышах в Бруклине и даже в Казани — на территории Горкинско-Ометьевского леса.
Жизнь в кампусе и пешком
Мобильность — огромное достижение ХХI века, но все больше исследователей сходятся в том, что дорога на работу не должна занимать более получаса. Это не только снижает уровень стресса горожанина, но и нагрузку на транспортную инфраструктуру, а следовательно, сокращает количество вредных выбросов в атмосферу.
Мастер-планы городов и новых районов строятся по принципу «работа рядом с домом». Центры приложения труда все больше будут рассредоточены по городу, девелоперы уже сейчас в жилые кварталы обязательно включают торговую инфраструктуру и бизнес-центры. Это позволяет среде жить не только в определенное время дня, а постоянно — за счет разных целевых аудиторий. В Париже, например, мэр строит свою кампанию на концепции «15-минутного города». И уже строго регулируется число площадей, отданных под коммерческую недвижимость и под жилую в границах большого Парижа: если строится новый бизнес-центр, то он должен быть уравновешен жилым кварталом. Владение автомобилем в больших городах уже сегодня сведено к каршерингу, а в будущем эволюционирует и общественный транспорт, который будет выстраивать маршруты для пользователей с похожим запросом.
Городская дипломатия
О том, что учиться мы будем всю жизнь, говорят последние десять лет. Новые профессии появляются каждую неделю, а старые отмирают или входят в зону ответственности роботов. Наиболее действенный способ познания и развития навыков — это игра и коммуникация. Именно эти задачи и сценарии проектировщики детских площадок, зон воркаута и общественных пространств интегрируют в концепции проектов.
Еще одна из важных городских перемен — рост числа общественных инициатив: сообщества берут на себя часть задач, которые раньше выполняли муниципалитеты или управляющие компании. У соседей складываются свои традиции, которые перерастают в локальные фестивали или субботники. Регулярные собрания для решения вопросов, связанных с территорией дома и развитием сообщества, приносят больше пользы, потому что инициированы жителями, а не сверху. Именно это может наделить дом определенной идентичностью, сделать его местом для жизни, а не для сна.
Бренды и компании как политические акторы
Стоит признать, что нам все сложнее будет полагаться на правительство и его системы, горизонтальные связи будут усиливаться и большую часть решений будут принимать сообщества и корпорации. А власть будет рассматривать и регулировать. Как, например, уже сейчас концерн LVMH большую часть своих ресурсов во время пандемии перекидывает на производство бесплатных санитайзеров для системы здравоохранения Франции. Эта же компания одной из первых пожертвовала деньги на восстановление крыши сгоревшего Нотр-Дама. Интересно то, что глава концерна Бернар Арно на несколько дней в этом году становился самым богатым человеком на планете, обогнав вечного Безоса. В общем, это демонстрация и реальной ответственности бизнеса — и в то же время предсказаний экономистов, что козырные карты в руках у корпораций. У них больше ресурсов и гибкости, чем у государств.
Если дистанцироваться от паники и экономического шока, то в сегодняшней ситуации города могут проделать восхитительное упражнение по использованию новых возможностей. Ведь известно, что инновации начинают работать тогда, когда мы достигаем критическом массы людей, готовых и способных ими воспользоваться.