Аэроэкспресс до Шереметьево превратился в электричку. Почему так и должно быть?

29 января 2020 в 13:31
Фотография: Вячеслав Прокофьев/ТАСС
С запуском МЦД изменился порядок работы аэроэкспресса до Шереметьево. Пассажиры жалуются, что поезда стали ходить нерегулярно, а время в пути увеличилось. В общем, экспресс до аэропорта стал обычной электричкой. «Афиша Daily» разобралась, что произошло с аэроэкспрессом и так ли это плохо.

Что произошло

Аэроэкспресс стал ехать медленнее. Все из‑за запуска Московских центральных диаметров. Диаметр D1 соединяет города Одинцово и Лобня, проходя по путям Белорусского и Савеловского направлений. По последнему курсирует и аэроэкспресс до Шереметьево. Путей здесь всего два, а, значит, какой‑либо возможности обогнать электрички у скоростных поездов нет. Еще задолго до запуска МЦД движение аэроэкпрессов привносило немало проблем в расписание электропоездов: часть из них сдвигалась на неудобное время, из‑за чего в расписании возникали перерывы до получаса, а часть — вставала на 10–15 минут между станциями Бескудниково и Дегунино. Ежедневно тысячи пассажиров теряли время в электричках, пока мимо них проезжали полупустые составы в аэропорт. Высокая скорость аэроэкспресса, о которой теперь так сожалеют пассажиры, достигалась во многом за счет других участников ж/д движения.

Как теперь работает аэроэкспресс

Одновременно как экспресс и как городская электричка. Совместить скоростное движение в аэропорт и движение поездов МЦД у проектировщиков получилось довольно оригинальным образом. Аэроэкспрессы продлили от Белорусского вокзала до Одинцово, причем на этом участке они следуют со всеми остановками. Также им добавили остановку на Савеловском вокзале, где можно сделать пересадку на Большую кольцевую и Серпуховско-Тимирязевскую линии метро. Таким образом, от Одинцово до Окружной на аэроэкспрессах можно ехать как на обычных электричках или поездах МЦД — тарифы здесь те же. Единственное отличие в том, что они не останавливаются на станции Тимирязевская. После Окружной такая «обычная электричка» подобно карете Золушки превращается в дорогой экспресс, который следует без остановок до самого Шереметьево. Для выхода нужно будет расплатиться по тарифам компании — 500 рублей.

Интересно и то, что по «Тройке» или обычному билету можно ехать и в бизнес-классе. В первые дни запуска МЦД можно было наблюдать удивленные лица людей, привыкших добираться до работы на старых электричках и попавших в сверкающий вагон с широкими мягкими креслами. Однако перед Белорусским вокзалом всех не имеющих билеты в бизнес-класс все-таки просят пересесть в другие вагоны.

Таким образом, у пассажиров аэроэкспресса появилось больше возможностей. Теперь можно добраться до станций Окружная, Савеловская и всех остальных остановочных пунктов от Белорусского вокзала до Одинцово. Помимо всего прочего, при оплате проезда картой «Тройка» можно бесплатно пересесть на наземный транспорт.

Чем недовольны пассажиры

Основная претензия к новой модели работы аэроэкспресса — низкая скорость. Действительно, экспрессы теперь идут в общем графике с обычными электричками и поездами МЦД, время в пути выросло с 35 до 50 минут. Тем не менее основное преимущество сервиса над остальными, а именно независимость от пробок и предсказуемое время езды до аэропорта, сохранилось. Можно, как и раньше, спланировать поездку с точностью до минуты, а возможность подсесть на промежуточных станциях кому‑то даже компенсирует увеличенное время хода.

Кроме того какое‑то время пассажиры с тяжелыми чемоданами были вынуждены преодолевать неудобные лестничные пролеты. Это было связано с переводом самих экспрессов на двухэтажные составы «Штадлер».

Почему все еще так дорого

Аэроэкпрессы критикуют и за довольно высокую цену. Конечно, брать повышенную плату за проезд в аэропорт — весьма распространенная в мире практика. В большинстве случаев стоимость проезда в выделенном сервисе превышает цену за стандартную поездку в среднем в от 1,5 до 3 раз. Если аэропорт расположен не очень далеко от города, в него иногда проводят метро, и тогда стоимость попадания в аэропорт вообще не отличается от стандартной. Особенно стоит отметить аэропорт Шанхая, в который из центра города ведет специальный вид транспорта — маглев. Это монорельс на электромагнитной подушке, он разгоняется до скорости 430 км/ч. Интересно, что стоимость маглева и проезжаемое расстояние примерно совпадают со скоростью московского аэроэкспресса. Однако проезжает он свой путь всего за 5 минут.

Даже в тех городах, где сохраняется повышенная плата, она почти нигде не превышает цену одной поездки более чем в 2–3 раза. Стоимость проезда в аэроэкспрессе равна примерно 13 разовым поездкам на метро (38 рублей). Компания предлагает много скидок, но даже с их учетом проезд выходит достаточно дорогим по международным меркам. Между прочим, за 500 рублей, которые компания берет за проезд всего 30 километров, можно уехать в любой соседний областной центр, расположенный в 150–200 км.

Как должно быть

Алексей Колин

Руководитель научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования», старший преподаватель кафедры управления транспортным бизнесом и интеллектуальных систем Российского университета транспорта (МИИТ).

В свое время мы разрабатывали концепцию, в соответствии с которой в аэропорт ходит аналог городской электрички со всеми остановками. Проезд между промежуточными станциями тарифицировался бы так же, как у электричек, а за последний участок в аэропорт можно было бы взимать повышенную стоимость. В таких поездах можно было бы часть вагонов отдать под специальный класс повышенной комфортности за дополнительную оплату.

До пуска МЦД из‑за быстрых аэроэкспрессов из графика выпадали по две-три электрички каждый час. Но если бы экспрессы следовали с той же скоростью и со всеми остановками, то число самих поездов в аэропорт можно бы было увеличить с двух до трех или даже четырех. Да, поезда бы тогда шли дольше, однако следует учитывать, что время поездки — это не только время непосредственной езды, но и также еще время ожидания, которое в данном случае бы сократилось. Кроме того, это бы было удобно жителям севера города, которые могли бы садиться на такой поезд на тех станциях, который аэроэкспресс проезжал.

Сейчас принят промежуточный вариант с частичной экпрессностью. Теперь превращение аэроэкспресса в полноценную городскую электричку представляется более реальным.

Как будет

РЖД планируют обеспечить безостановочное движение аэроэкпрессов, построив дополнительные пути вдоль Савеловского направления. Если эти планы будут реализованы, то, скорее всего, аэроэкспрессы вновь поедут быстро, однако об удобных пересадках можно будет забыть.

Расскажите друзьям