В феврале 2016 года корреспондент издания Business Insider Кэтлин Элкинс повторила челлендж Илона Маска (в 1988 году он в течение месяца тратил на еду всего один доллар в день). Кэтлин сделала поправку на инфляцию и решила тратить на еду целых два доллара в день. Мне стало интересно, возможно ли это, и я решила повторить этот эксперимент в условиях современной Москвы.
Мое приключение началось 15 марта. Курс доллара в этот день составлял 70,8 рублей, я округлила его до 71 рубля; получилось, что на еду я могу ежедневно тратить не больше 142 рублей. Сумма, которую я могла потратить за все время эксперимента, составляла 4402 рубля.
В самом начале я сделала закупку основных продуктов: приобрела замороженные овощи, курицу, йогурты и крупы и собиралась растягивать на остальное время эксперимента ту сумму, которая у меня оставалась. Все это мне удавалось до того момента, пока однажды я не заказала себе на дом пирог за 600 рублей. На той же злополучной неделе во время прогулки с друзьями я импульсивно купила себе стакан кофе за 250 рублей. Так из запланированного бюджета исчезли 850 рублей, и мне стало тяжеловато. В итоге меня спасли бонусные баллы на картах продуктовых сетей: их оставалось около 400, и последние дни челленджа я продержалась на них.
О магазинах и продуктах
Я не пыталась выбирать самые дешевые магазины, но по совету подруги установила приложение «Едадил», агрегатор скидок в продуктовых магазинах, и старалась отслеживать с его помощью выгодные акции. Оказывается, они постоянно проходят во всех сетевых продуктовых магазинах.
У меня возле дома два «Перекрестка» и «Дикси». Я была уверена, что «Дикси» — это супермаркет для экономных, в то время как «Перекресток» скорее стремится к «Азбуке вкуса» и по ассортименту, и по уровню обслуживания. Во время челленджа я с удивлением обнаружила, что многие позиции в «Дикси» стоят дороже, чем в «Перекрестке». Например, сто пакетиков чая в «Перекрестке» обошлись на 20 рублей дешевле, чем в «Дикси».
Еще я заметила, что в «Азбуке вкуса» на товары ежедневного потребления цены вполне приемлемые, иногда они даже ниже, чем в «Дикси» и «Перекрестке». Если вы хотите купить курицу, хлеб и молоко, не ходить в «Азбуку» из желания сэкономить абсолютно бессмысленно: цены на самые простые продукты в нормальных магазинах одинаковые, а экономсетях такая еда часто стоит дороже — это стало для меня открытием.
Со временем я стала обращать внимание не только на цену продуктов, но и на фасовку. У меня в голове было заложено, что пакет молока — это литр молока, упаковка крупы — это килограмм крупы. На самом деле почти все сейчас фасуется по 500–550 грамм. Если считать и придираться к фасовке, выясняется, что товар, который выпускают якобы дешевые бренды, выходит если не дороже других производителей, то по крайней мере стоит столько же.
Всегда была уверена, что фасованные крупы (те, которые продаются в варочных пакетах) сильно дороже обыкновенных аналогов. Выяснилось, что обычная гречка несильно уступает в цене обработанной и расфасованной в пакеты. Это вопрос приоритетов: готов ли ты сэкономить несколько рублей, чтобы потом потратить полчаса, перебирая гречку и вытаскивая из крупы ветки и камушки? На этом я решила не экономить.
О рационе
Во время челленджа я часто делала себе капустные салаты, добавляя в них помидор и огурец. Одного помидора и одного огурца мне хватало на три дня.
Я очень люблю молочные продукты. Первые два дня я покупала себе творог, но потом поняла, что выходит слишком дорого и отказалась от него. Я никогда не задумывалась о том, сколько денег я трачу на молоко, творог и йогурты, без которых не представляю свой рацион. Больше всего я экономила именно на молочных продуктах: если раньше я могла съесть четыре йогурта за день, то теперь я ограничивалась одним самым дешевым — в «Дикси» нашла йогурт за 12 рублей.
От однообразного питания я практически не уставала. На работу я всегда ношу с собой еду, так что в этом смысле моя схема питания не изменилась. Бывало, что я ела одну и ту же еду несколько раз в день — и это, пожалуй, было неприятно. Как-то раз я купила «Доширак» и потом посчитала, можно ли сэкономить на таких готовых обедах — оказалось, что это совершенно невыгодно: из курицы, капусты и лапши можно сварить кастрюлю супа себестоимостью 200 рублей, которой хватит на неделю, а одна упаковка «Доширака» стоит 40 рублей.
В принципе, я питалась так же, как и всегда, только немного более скудно: например, я стараюсь не есть крахмалосодержащие продукты (мучное, сладкое, картошку, макароны) и почти не изменяла этому правилу во время челленджа. Несколько раз я покупала целую курицу, потрошила ее и варила гигантскую кастрюлю супа. В общем, особого дискомфорта я не испытывала. Правда, с такими ограничениями было невозможно ходить по барам и кафе. Друзья несколько раз предлагали за меня заплатить, и я отказывалась, но если кто-то приходил в гости и приносил с собой еду, то об отказе не могло быть и речи. Например, периодически меня подкармливал мой молодой человек, он же решал вопрос с алкоголем.
О реакции окружающих
Между делом я рассказала об эксперименте маме, и она начала сильно переживать: «Инга, у тебя что, проблемы с деньгами? Давай я пришлю тебе деньги!» Она вообще не оценила мой искренний порыв и так сильно расстраивалась, что мне пришлось рассказать ей, что я закончила челлендж гораздо раньше, чем это произошло на самом деле.
Друзья меня поддерживали: когда я ныла, что хочу пирожок, они призывали меня держаться. Многие из них отнеслись к моему челленджу очень серьезно.
О срывах
С пирогом, который проел дыру в моем бюджете, была такая история. У нас с молодым человеком есть традиция: в субботу после бурной пятницы мы заказываем на завтрак осетинский пирог, и как-то раз я не выдержала и поддалась этому соблазну — так приказало похмелье. Но поскольку пирог большой, а я маленькая, я ела его потом еще три дня, так что об этом решении не жалею. Незадолго до этого у меня случился сильный стресс, и мне очень хотелось сходить куда-то развеяться и напиться, но я не могла себе этого позволить, но когда случилось похмелье, я решила не терпеть его без пирога.
О выводах
Первым делом после окончания челленджа я заказала себе суши. На самом деле это был полезный эксперимент: я впервые в жизни стала обращать внимание на ценники. Раньше я просто приходила в супермаркеты, брала то, что мне нравится, и потом на кассе узнавала финальную стоимость. Из-за этого я часто набирала гору еды, с которой потом не могла справиться, и половину приходилось выкидывать. А сейчас, оказываясь в магазине, я спрашиваю себя, зачем мне нужен тот или иной продукт, стала совершать покупки гораздо более разумно, чем раньше.
Мне удалось уложиться в эти 4402 рубля, но в ходе эксперимента я заметила, что стала тратить больше денег на другие вещи. Раз я не покупаю себе еду, я могу приобрести больше косметики, одежду подороже, чаще ездить на «Убере» и т. д. Видимо, это какой-то рефлекс потребителя — желание потратить деньги хоть на что-то. Я экономила только на еде, а на все остальное стала тратить гораздо больше, чем обычно.