Сортировка мусора с помощью нейросетей
руководитель Yota Lab
Одна из глобальных проблем всей планеты, а не только России, — мусор. В России каждый человек производит за год примерно полтонны отходов, до недавнего времени 90% мусора уходило на свалки. Сейчас ситуация поменялась: строится огромное количество заводов по утилизации, но, к сожалению, они идут по пути сжигания мусора при высоких температурах, а это сопровождается выбросом опасных химических соединений в атмосферу. Более верный путь — использовать вторсырье повторно и приходить к модели циркулярной экономики. Сортировка мусора — труд неприятный. И это дорого.
Мы хотим заменить большую часть сортировщиков роботами. Из 20 человек на конвейере должно остаться 5, чтобы досортировывать за нейросетью, — пока искусственный интеллект и роботы не справляются с задачей на 100%, но результаты есть. Мы занимаемся вопросом сортировки мусора при помощи роботов уже полтора года и выяснили, что роботизация удешевляет процесс в четыре раза. Цель — сделать сортировку мусора экономически выгодной и снизить расходы в 10 раз. Первые тестовые блоки в сортировочный центр будут поставлены в феврале 2020 года в Москве.
Эксперимент — новая модель городского управления
дизайнер, урбанист, исследователь в Массачусетском технологическом институте (MIT)
В начале 21 века из‑за ряда финансовых кризисов мы начали наблюдать тренд скупости правительств по отношению к инвестициям в городскую среду. Но в это же время между 2001 и 2014 годами венчурные инвесторы стали активно вкладываться в стартапы и инновации. Произошел взрыв новых технологий в обществе. В итоге сейчас мы живем в Uber–мире, где городская мобильность, собственность, предпринимательство, дизайн и здоровье проходят революционные этапы. Прогресс сегодня определяется не курсом правительства, а взаимоотношениями свободных рынков, которые занимаются дизайном и проектированием. Госсектору отведена роль регулирования и рассмотрения, в которых, надо признать, он сильно отстает. И все мы участвуем в новой гонке, цель которой — оцифровать и поменять процесс городского управления.
Состояние современного города можно описать как постоянную бета-версию, эксперимент — это новая модель городского управления. Гражданские инициативы и инновации влияют на технологии города и меняют отношения власти, бизнеса и жителей. Все эти субъекты должны научиться работать как команда: разработать и развернуть технологию, протестировать ее на отдельных участках и затем зарегулировать.
AR и VR-технологии в обучении, на производстве, маркетинге и HR
руководитель программ технологической стратегии в дирекции цифровой трансформации «Газпром нефть»
Сегодняшний рынок требует постоянных изменений компетенций рядового сотрудника. Задачи и проблемы, которые мы решаем, становятся сложнее, также возрастает объем данных, увеличивается количество аналитики. Главный тренд: время на рутину сокращается за счет роботизации производств, цифровых двойников и искусственного интеллекта, а AR и VR-технологии активно используются в обучении, коммуникации и контроле. В виртуальном обучающем интерфейсе человек получает возможность тренироваться потушить пожар на промышленной площадке, решать сложные задачи в смоделированных ситуациях при погрузочно-разгрузочных работах на нефтяной платформе и много чего еще. Для крупных компаний промышленная безопасность — ключевая задача, поэтому все инвестируют в обучение сотрудников, что снижает риски и непредвиденные расходы. Также AR и VR-технологии можно использовать, например, при собеседовании сотрудников — у нас разрабатывается VR-тест для определения склонности к рискованному поведению.
Компания Walmart в прошлом году закупила 17 тыс. шлемов, чтобы обучать своих кассиров. Компании Boeing и Airbus учат пилотов в дополненной реальности и чинят авиадвигатели самолетов с использованием очков Microsoft Hololens. Ford использует VR не только для того, чтобы учить людей, но и смотрит, как они учатся, насколько верно они выполняют те или иные операции и выдают рекомендации, как правильно работать на сборочных линиях. Разрабатываются приложения, которые помогают ориентироваться в торговых центрах в период распродаж и скидок. Точно так же разрабатываются проекты, которые горожан помещают в ситуации, в которых они никогда не окажутся, — исторические экскурсии по городу, прогулки по разрушенным или несуществующим объектам.
Интернет вещей как способ борьбы с кражами, контроля безопасности и пробок на дорогах
основатель и генеральный директор кикшеринга Whoosh
К концу этого года будет зарегистрировано более 9 млрд устройств, которые, так или иначе, используют технологии IoT (Internet of Things), хотя еще не все люди поняли, как это работает. Сама технология появилась в 1982 году — в одном из университетов Питтсбурга прототип IoT определял наличие в вендинговом аппарате банок сладкой газировки и их степень охлажденности.
Большие американские и европейские города сегодня захватывают электрические самокаты. В Москве было осуществлено всего лишь за три летних месяца четверть миллиона поездок. Технология кикшеринга по большому счету такая же, как и у каршеринга: вы устанавливаете приложение, находите ближайший к вам самокат, разблокируете его и катаетесь. Пока вы катаетесь, IoT обменивается с шеринговой платформой миллионами сообщений (все происходит в облаке). Мы знаем, где находится самокат, кто на нем едет, с какой скоростью, по какой поверхности, на какой высоте. И чем дальше мы развиваем нашу технологию в Whoosh, тем больше мы будем знать: сможем менять скорость скутера, если он попадает в городскую зону, где скорость движения ограничивается правилами ПДД, а райдер сам ее не снижает, а также если им управляет не трезвый человек. Мы можем подсказывать городу и его транспортным министерствам, где чаще всего берут самокаты, соответственно, где лучше выставлять велопарковки, не говоря уже о влиянии на уровень пробок и чистоту воздуха. Уже сейчас можно раскрывать случаи вандализма и краж — самокат (или любой другой предмет, транспорт с IoT) постоянно сообщает о своем местоположении — и за ним, а следовательно и за похитителем, приходят правоохранительные органы».
Соцсети горожан как инструмент принятия городских решений
цифровой антрополог, заместитель руководителя Центра городской антропологии КБ «Стрелка».
Современные технологии увеличили количество связей в городе и усложнили его структуру. Для того чтобы лучше управлять городами в период постоянных изменений, нужно прежде всего понимать, как люди их используют, что думают о тех или иных пространствах и чего хотят.
Цифровые следы, с которыми работают гис-аналитики и городские антропологи, — это отметки в соцсетях, данные банковских приложений, мобильного оператора, навигаторы или трекеры маршрутов. Все, что можно получить из открытых источников, оцифровать и наложить на карту, дает понимание того, что в городе происходит, и увидеть пространственный портрет города за определенный период времени.
Антропологи исходят из того, что местные жители — люди, которые ходят по городу ногами каждый день, — и есть самые главные эксперты. Задача антрополога — выявить скрытые ценности, нормы, потребности людей, поэтому работа идет не только с открытыми данными. Проверять большие данные можно с помощью глубинных интервью, опросов, совместных экскурсий, ментальных карт, бесед с разными стейкхолдерами — это дает понимание, чего на самом деле хотят люди. Таким образом, можно в короткие сроки проложить пешеходные маршруты по тем местам, которые горожанами освоены самостоятельно, предложить усилить безопасность и освещение на территории, которая воспринимается как враждебная. Строить не только регулярные парки и гранитные набережные, а яркую и интересную архитектурную реплику в историческом центре города. Просто потому, что антропологи спросили у жителей, и их мнение учли архитекторы и городские власти.
Конференция In The City организована компанией «Газпром нефть» и входит в программу социальных инвестиций «Родные города». Программной дирекцией выступает Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка».