«Тттттррр», 100 км/ч за 6 секунд и миф об экологичности: как мы тестировали электрокар

10 декабря 2019 в 18:18
Судя по московским дорогам, владельцы личных автомобилей скоро останутся в меньшинстве, будут организовывать маленькие сходки и гневить любителей каршеринга. Так почему самый главный транспорт Москвы все еще бензиновый? «Афиша Daily» протестировала электрокаршеринг и делится главным — смотрите видео.

Какие сервисы дают электромобили

Этой осенью «Яндекс.Драйв» выпустил на дороги 30 новых электромобилей Nissan Leaf. Это большая, вместительная машина, на которой можно ездить везде, но завершить поездку нужно в пределах Садового кольца (где ему в общем-то и место).

Чтобы воспользоваться электромобилем «Яндекс.Драйва», нужно отвечать двум формальным требованиям. Возраст водителя старше 26 лет и стаж управления больше 6 лет. Но, кажется, способность управления электромобилем в «Яндексе» определяет какой‑то мистический алгоритм. При моих 27 годах и стаже вождения в девять лет я так и не обнаружила появившихся Nissan Leaf на карте каршерингов. На вопрос в службу поддержки, чем же я провинилась, мне посоветовали довериться алгоритму, надеяться и ждать.

А вот на BMW i3 компании YouDrive покататься удалось. Здесь нет никакого сложно выдуманного алгоритма, только сухой расчет: машину такого типа можно получить только на пятом пользовательском уровне системы YouDrive. Как мне рассказали в поддержке, первый уровень можно получить, если регулярно пользоваться каршерингом, только через год. Ну а дальше считайте сами.

YouDrive запустил сервис электрокаров еще в конце 2017 года, в парке компании таких семь. Моя машина была как новая: снаружи выглядит идеально, внутри ничем не пахнет, работает отменно.

Сколько это стоит

Арендовать электромобиль на YouDrive можно за 14 рублей в минуту. В рамках эксперимента для «Афиши Daily» мы катались около трех часов и заплатили чуть больше 3000 рублей — это с учетом небольших остановок на пиццу и маленьких дел, где оплата за парковку стоит 3 рубля в минуту.

В «Яндекс.Драйве» цена за минуту зависит от спроса: утром и с 18.00 до 20.30, пока все едут на работу и с работы, цена может варьироваться от 13 до 16 рублей за минуту, в менее загруженное время — от 9 до 12 рублей в минуту.

Как долго заряжать и как быстро он разряжается

Мы получилили BMW i3 с 85% зарядки. К концу нашей поездки (а это где‑то через три-четыре часа) электрокар разрядился до 45%.

У машины есть система автоматической подзарядки, и она, по идее, включается, когда водитель не нажимает ни на одну из педалей, но продолжает ехать. Как это происходит на практике, непонятно. Если разогнать машину до 60 и более км/ч и отпустить педаль газа, скорость молниеносно падает до 20 км/ч, а внутри вообще создается ощущение, что мы остановились как вкопанные. Повезет, если при этом акте зарядки батареи весь поток машин не «припаркуется» в багажнике.

Полностью BMW i3 заряжается около 10 часов. По данным пресс-службы «Яндекс.Драйва», Nissan Leaf заряжается на обычной зарядке 7–8 часов. В Москве установлено около 30 зарядок для электрокаров от МОЭСК. Мы попробовали воспользоваться такой зарядкой, но ничего не вышло. У первой зарядки была припаркована обычная машина, а когда мы объехали район и нашли зарядку со свободной парковкой, оказалось, что в машине нет провода для зарядки. Следовательно, разрядить машину может любой житель города с правами, а зарядить — только работник каршеринга.

Как ездит электрокар

Основные плюсы электрокара: он пугающе беззвучный, очень резвый и безумно осознанный. Но теперь по пунктам. Отсутствие какого‑либо звука для заядлого автомобилиста — плохой знак. Даже если вы не знаете, что такое задний сальник и не чувствуете по вибрации педали изношенность цепи ГРМ, любая машина проверяется на звук: кряхтит — пора в сервис; стучит — лучше выключить и позвонить взрослому. Но когда поворачиваешь ключ электрокара, в мире не прибавляется децибел. И это простое молчание очень пугает. При нажатии педали тоже ничего не происходит. Даже если вы решили неистово газануть — «ттттрррррр» останется только в миллионах ремейков фильма «Форсаж».

Говорят, электрокар плавнее разгоняется и не набирает большую скорость. Либо набирает, но при этом неистово разряжается. Этот миф был развенчан практически первым. Ваша правая нога должна точно понимать, в какую машину вы присели: при плавном нажатии на педаль машина молниеносно разгоняется (до 100 км/ч за 6 секунды по нашим подсчетам). Даже вспоминается великая поездка Эминема и Dr.Dre в клипе «Without Me» — шея напрягается, а кожа растягивается по лицу, делая из вас клона Беллы Хадид.

Правда ли это экологично

Мы так и не смогли вывести общую идею из всего прочитанного в интернете и решили обратится к профессионалу, который ответил про экологичность электрокаршеринга.

Артем Акшинцев

эколог и гидробиолог

Автомобили неэкологичны только в процессе производства, а в процессе использования электрокары не производят выбросов в черте города. Вообще производство — самое неэкологичное, что может быть, это загрязнение выхлопами и загрязнение чистой пресной воды. Сейчас одна из главных проблем человечества — это нехватка чистой пресной воды, а для создания одного автомобиля нужно неистовое ее количество. Как уменьшить вред? Пользовать коллективно.

Каршеринг — это классное решение, потому что все, чем можно использовать коллективно, — экологично. Никакой адекватный эколог не будет призывать людей ездить на санях с оленями, от машин мы не можем отказаться. Но тенденции должны двигаться к уменьшению личного транспорта и увеличению общественного.

Загазованность в крупных городах феноменальная, и от этого в первую очередь страдают дети. Не потому что они чувствительней, а потому что они ниже. Основной смог стелется на высоте 0,5 метров, там концентрируются все выхлопы. Чем меньше выхлопов, тем лучше дышится детям и взрослым, соответственно.

Да, человечество все еще получает электроэнергию путем сжигания топлива. Но у электрокаров достаточно высокий коэффициент полезного действия. То есть процент выбросов вредных веществ в окружающую среду, в сравнении с автомобилями на ДВС, ниже. К тому же заводы по выработке электроэнергии находятся далеко от городов.

Знаю, что у Tesla после эксплуатации можно сдать батарею на переработку. Не могу сказать ничего по поводу других производителей. Заводам машин экономически выгоднее перерабатывать старые батареи, чем производить новые, и это хорошая новость для экологии.

Что в итоге

Электрокаршеринг — абсолютно точно да! Используем коллективно, радуемся отсутствию выхлопов и ответственно относимся к автомобилю, в который потом сядет другой человек: не загрязняем, не едим внутри, не курим и не оставляем салфетки. И тогда когда‑нибудь по центру города будут ездить только электрокаршеринги и электробусы, цветы зацветут и дети будут дышать свежим воздухом.

Расскажите друзьям