«Афиша Daily» выяснила, какая судьба ждет троллейбусы на Садовом кольце, Тверской, Арбате и других центральных улицах города.

В прошлом месяце стало известно, что на Садовом кольце собираются ликвидировать троллейбусную сеть в рамках работ по благоустройству. При этом троллейбусы вроде как заменят на электробусы, однако городские активисты говорят, что это миф: на деле вместо привычного экологичного транспорта власти запустят обычные дизельные автобусы.

Что произошло

Идея о ликвидации троллейбусов не нова. Еще в 2014 году Сергей Собянин заявил, что на Покровке и Пятницкой вместо троллейбусов будут запущены электробусы, или «троллейбусы со складывающимися штангами», а затем подтвердил закупку 600 современных троллейбусов до 2020 года. Но в итоге троллейбусный маршрут на Пятницкой улице убрали полностью без какой-либо компенсации, а на Покровке запустили дизельные автобусы. Кроме того, был закрыт 4-й троллейбусный парк на Лесной улице.

Егор Мулеев
Научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики, Центра исследований транспортной политики

«Руководитель Мосгортранса Михайлов заявил, что обслуживание троллейбусов обходится очень дорого. И это стало главным аргументом в пользу сокращения троллейбусного парка в городе и постепенной его замены. Какой-либо конкретики по центральным улицам не было, перспектива была обрисована широкими мазками. В 2011-м планировалось закупить 1,5 тысячи троллейбусов к 2016 году, а по факту закупили лишь 427 машин. То есть парк объективно старый, и он практически не обновляется.

Мы проводили анализ: с 2014 года убрали порядка 60 километров маршрутов, самые заметные маршруты по улицам Пятницкая и Покровка. Снятие в центре города было не таким масштабным, как на периферии, но грядущее снятие будет серьезнее. Есть опасность, что демонтаж маршрутов может повлиять на другие маршруты: какой-то, например, будет заканчиваться тупиком, и в результате вместо 30 км пропадет 50 км маршрутов».

Глава Департамента транспорта Москвы Максим Ликсутов объяснял непопулярные решения тем, что троллейбусная контактная сеть изношена, «дает почти 30% потерь электроэнергии», и заявлял о слишком больших затратах на обслуживание троллейбусов. На замену им Ликсутов также предлагал запустить электробусы.

Максим Ликсутов
заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы

«Считаю, что у Москвы большое будущее в части электробусов. Мы очень хотим покупать электробусы, это достойная замена троллейбусам, потому как троллейбусы на Садовом кольце немобильны и создают проблемы для участников дорожного движения. Мы рассчитываем в 2016 году начать покупать. Нужно несколько сотен. Количество троллейбусов «Б», которые ходят по Садовому кольцу, около 40. Мы ждем от российской промышленности хороший качественный продукт».

Однако московские активисты считают, что власти вводят горожан в заблуждение, а на самом деле троллейбусы заменят на обычные дизельные автобусы, что приведет к значительному загрязнению воздуха.

Максим Кац
общественный деятель, депутат муниципального собрания

«Электробусы — это сказка. Такой электробус тестировался в 2016 году в Москве, и он существует только в одном экземпляре. Во время тестирования стало понятно, что он непригоден для работы в Москве, потому что его заряда хватает не на 250 заявленных километров, а только на 30, — то есть на маршрут туда-обратно, после чего его придется заряжать всю ночь. Его заносит на поворотах, потому что у него на крыше 600 кг батарей, у него постоянно выходит из строя электроника, а еще он ужасно дорогой. В общем, это сказка, созданная только для того, чтобы Ликсутов мог с ней сфотографироваться. Сейчас вообще нигде в мире нет серийного производства такого транспорта, пригодного для холодного климата. И они даже уже признают это, если посмотреть последнее интервью Михайлова, они сами говорят: «Да-да, это сказки, когда будут эти электробусы, тогда, может быть, мы их закупим, но это не вопрос ближайших пяти лет».

Почему москвичи не хотят отказываться от троллейбусов

Троллейбус считается одним из самых экологичных видов транспорта, и Москва всегда гордилась своим статусом мегаполиса с самым длинным троллейбусным маршрутом в мире (600 км). Конечно, главный плюс троллейбуса в том, что он не производит вредных выбросов в атмосферу, в то время как дизельный автобус за год выбрасывает тонны угарного газа, сотни килограммов оксидов серы и твердых микрочастиц. Также троллейбус гораздо менее шумный — по громкости он находится на одном уровне с трамваем.

Егор Мулеев

«Судя по всему, решение о замене троллейбусов связано не с техническими аргументами — здесь кроется какая-то другая причина. Замена электробусами в Москве абсолютно нереальна. Почему мы тогда не меняем автобусы на электробусы? Не существует технического решения, которое позволит эксплуатировать электробусы в Москве. Более того, самый продвинутый Китай, который является мировым рекордсменом по производству электробусов, в Пекине из автобусной скоростной линии сделал троллейбусную».

Илья Петушков
эксперт фонда «Городские проекты»

«Зачем троллейбусы должны что-то непременно вытеснять? Городские транспортные системы так не работают. В рейтинге топ-10 комфортных городов для жизни, подготовленном The Economist, оказалось сразу два города с функционирующими троллейбусными системами: Ванкувер (кстати, в рейтинге идет сразу после Вены) и Цюрих».

Троллейбус в Пекине
© Wikimedia Commons

Кому мешают троллейбусы

Михаил Блинкин
директор Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики, профессор, эксперт в области транспорта и дорожного хозяйства

«Мировой тренд — это автономные рельсовые системы, например метро, из которых складывается городская инфраструктура. Троллейбусы же считаются откровенной архаикой. Контактная сеть в Москве — это технические достижения 60–70-х годов, которые нам сейчас не нужны. Москва — город богатый, можем позволить себе купить более современный подвижной состав: электробусы, конечно, пока экзотика, но автобусы на «Евро-5» мы уже массово закупаем. Кроме ностальгии троллейбусы в себе ничего не несут».

Илья Красильщик
издатель «Медузы»

«Ничего страшнее Садового кольца в Москве нет. 18 полос в районе Зубовского — это просто кранты. Шоссе таких не бывает, а этот ад — в центре города. Чтобы это починить, нужно снимать троллейбусы — хотя бы на время. А провода — это в любом случае зло. Кроме того, хорошо помню бесконечное сидение в троллейбусе, который пытается перестроиться из первого ряда в третий, чтобы попасть в тоннель, — и как у него падают палки постоянно. А за ним выстраивается очередь из еще 5 троллейбусов, и общественный транспорт на Садовом перестает ходить вообще. Новость не в том, что троллейбусы уберут, а в том, что этим летом город перекопают так, что прошлый год покажется цветочками».

Пресс-служба ГУП «Мосгортранс»

«Существующая схема движения троллейбусов в центральной части города не отвечает современным требованиям пассажиров, на ее основе невозможно создать надежный и скоростной транспорт. Чтобы удовлетворить растущий спрос москвичей на качественное транспортное обслуживание в центре города и увеличить количество пассажирских мест, в ближайшие годы планируется создание сети новых маршрутов наземного транспорта».

Что же все-таки будет в итоге

Пресс-служба ГУП «Мосгортранс»

«Речь идет о демонтаже 13 км сети, это составляет 1% от всей контактной сети. Все без исключения маршруты сохранятся, а сами троллейбусы из центра Москвы — это 89 единиц, из 1500 троллейбусов, находящихся на балансе ГУП «Мосгортранс», усилят маршруты на вылетных магистралях, по более чем 20 направлениям.

Вместо разных по возрасту и качеству машин на маршруты в центре города выйдут автобусы «Евро-5», более удобные и экологичные. Они смогут лучше маневрировать в условиях транспортных заторов. Кроме того, к осени будет создана встречная выделенная полоса «Кремлевское кольцо» от улицы Большая Полянка до Лубянской площади, которая положительно повлияет на транспортные связи в центре столицы. Данные меры помогут значительно увеличить частоту движения, пассажирам не придется подолгу ждать транспорт на остановках.

Кроме того, уже в этом году в Москву будут поставлены 12 троллейбусов с увеличенным автономным ходом до 20 км, которые смогут между разными участками контактной сети ездить без электричества на хорошей скорости, в хорошей динамике, не отключая системы подогрева и кондиционирования. Можно сказать, что это переходная модель от «классического» троллейбуса к электробусу. Данные троллейбусы планируем тестировать в центральной части города».

Максим Кац

«Дело по троллейбусам в Москве сейчас обсуждается уже в виде законченных планов. То есть решение еще не озвучено, но уже есть письмо от Ликсутова к Бирюкову, где заявлено, что точно будут сняты троллейбусные линии с Тверской, Арбата, Бульварного кольца и кучи других улиц в центре города. Они хотят провести это в секрете, чтобы не делать заявлений и постановлений мэрии, обставить так, будто это Мосгортранс по своей инициативе решил поменять тип двигателя, который используется в машинах, будто это внутреннее дело Мосгортранса. Так они заменили 25-й маршрут на Покровке — прошло тихо, троллейбусов там теперь нет, а через весь город вместо них ходят автобусы. То же самое они хотят сделать со всеми остальными маршрутами в центре.

Когда Ликсутова в интервью спрашивают, что будет с троллейбусами, он говорит: «Троллейбусы, конечно же, останутся, все будет хорошо, просто небольшое временное снятие проводов». То есть сами они пытаются вести разговор про отдельные улицы, акцентируя на том, что это маленькая часть города и троллейбусный транспорт будет развиваться. Но на деле будет снятие по всему центру».