Здание на Болотном острове было приобретено фондом Леонида Михельсона в 2014 году, первые эскизы для проекта были сделаны в 2015-м. В ходе реставрации архитекторы Renzo Piano Building Workshop (авторы Центра Жоржа Помпиду в Париже и нового здания Музея Уитни в Нью-Йорке) вернули индустриальному зданию первоначальный вид, снесли технические постройки, возведенные рядом в советское время, и создали концепцию городской площади, интегрированной в ткань города и исторический контекст места.
По словам Ренцо Пьяно — человека, который специализируется на музейном строительстве, эта архитектура была качественно прооперирована. Почти год ушел на то, чтобы укрепить все конструкции и протестировать материалы (вся строительная площадка на данный момент в прототипах решеток, лестниц, материалов и цветов труб). Историческая фигура здания электростанции явно впечатлила архитектора, как и соседство с Домом на набережной и Москвой-рекой. В комплексе будет два здания с двумя подземными этажами, кроме выставочных залов здесь расположатся библиотека, книжный магазин, кафе, аудитория на 420 мест и центр художественного производства. Рядом высадят березовую рощу, а всю территорию вокруг ГЭС-2 сделают связующим пространством для двух берегов острова.
Городская площадь как концепция всего пространства
ГЭС-2 не что иное, как комбинация галерей, а его холл — большая городская площадь. Эту метафору часто используют в современной архитектуре. У команды Пьяно получилось создать променады по периметру основного здания на высоте нескольких метров. Все пространство бывшей электростанции заливает свет — через пролеты высоких арок и стеклянную крышу (на ней также установят солнечные батареи, которые обеспечат до 10% потребляемой культурным центром энергии). В пространстве максимально свободной планировки разместятся залы для выставок, перформативных и просветительских программ, актовый зал на 420 человек со сплошной стеклянной стеной за сценой и видом на березовую рощу во дворе музея. Комплекс также будет включать библиотеку, магазин, кафе и ресторан, корпус для резиденций.
За счет городского бюджета берег Москвы-реки напротив ГЭС-2 будет перестроен, чтобы воссоздать ощущение близости воды и возможности к ней прикоснуться. Пирс планируют использовать для концертов и как общественное пространство, открытое городу. Патриарший мост также будет интегрирован в проект за счет комфортных спусков.
Свет, река и синие трубы
«Свет — главный материал этого здания», — заявляет Ренцо Пьяно. Невероятная щедрость этого проекта в том, что в приоритете пространство для горожанина. Внутри здания можно будет гулять по проспекту ГЭС-2, наблюдая Москву-реку и Дом на набережной, — с таких перспектив мы не видели их никогда. На –1 уровне расположены основные выставочные пространства ГЭС-2 с естественным освещением. В проекте используют бетон, кирпич, стекло и сталь — простые материалы, которые помогут создать ощущение, будто ты путешествуешь по скелету большой рыбы, созданной белыми переходами металлического каркаса.
Синие трубы, по словам архитектора, были добавлены в проект, чтобы обозначить здание на карте Москвы и создать отсылку к его промышленному прошлому. И, конечно, здесь легко угадать, что это часть авторского почерка — похожий с Центром Помпиду ход.
Историческая память
Вход в пространство будет бесплатным. Создавать возможности для сообщества и города — одна из задач, которые Ренцо Пьяно ставил своей команде. В ГЭС-2 архитектура, искусство, медиа, московский исторический ландшафт и современные подходы будут работать на создание взаимодействий между людьми. В проекте есть несколько метафор, которые подтверждают общую идею: пологий пирс связывает музей с рекой, пешеходная улица рядом со зданием два берега Болотного острова, а сам мост архитекторы называют «мостом коммуникаций» и пророчат всему окружению новую жизнь. И, само собой, березы. Главный символ России в центр города хотят возвращать все иностранные архитекторы — Diller Scofidio + Renfro в Зарядье и Ренцо Пьяно на ГЭС-2.
общая площадь территории ГЭС-2
площадь пешеходной зоны
такое количество деревьев вырастет рядом с музеем. Уже посадили 90. Жители Дома на набережной — не благодарите!
площадь главного здания
площадь пространства «Сводов»
Комбинат «Своды»
Еще одно здание, которое появится на территории, — центр художественного производства «Своды», некогда бывшей цехами водочного завода «Смирнов» (одна из самых старых построек Болотного острова, датируется 1870-ми годами). На площади 2000 квадратных метров будут открыты мастерская 3D-печати, столярная и слесарная мастерские, керамическая и текстильная, аудиовидеостудия, а также студия шелкографии, комната для прослушивания музыки. Все пространства будут доступны для творческих экспериментов и совместной работы начинающих художников, дизайнеров, архитекторов, музыкантов. Для них готовят специальную программу поддержки, которая даст возможность на базе ресурсов музея создавать собственные или коллективные междисциплинарные проекты.
Собственная пекарня
Также в «Сводах» будет работать пекарня, которая не станет мастерской, открытой для всех, но будет поставлять выпечку и хлеб напрямую в кафе и столовую ГЭС-2.
Зная, что на первом этаже пространства Дзаттере — в Венеции у фонда V-A-C есть собственное палаццо — работает ресторан sudest 1401, в основе которого лежит социокультурный эксперимент, богатое кулинарное наследие разных стран, из которых приехали сотрудники ресторана, вдохновляет шеф-повара на создание эклектичных и вкусных блюд.
«Гражданская жизнь под городским небом» — так архитектор описывает будущий опыт посетителя, что подтверждает концепцию городской площади.
И искусство, конечно
V-A-C для открытия в сентябре 2020 года на полгода предоставит здание ГЭС-2 исландскому художнику Рагнару Кьяртанссону. Он представит проект «Санта-Барбара», который объединит выставки, кинопоказы, музыкальные и просветительские программы, а также съемки фильма. Кьяртанссон создаст внутри ГЭС-2 импровизированную телестудию, где будут разыгрывать эпизоды из сериала, повлиявшего на формирование первого постсоветского поколения россиян. В прошедший понедельник, 29 сентября, в Театре Маяковского художник исполнял свой перформанс «Печаль победит счастье» 6,5 часа — так что уже знаем, к чему готовиться.
Сама коллекция фонда V-A-C разместится в открытом хранилище ГЭС-2, площадью 2000 квадратных метров. Желающие смогут посетить хранилище по предварительной записи. Коллекция фонда V–A–C постоянно развивается и включает работы как молодых художников, так и признанных мастеров, отечественных и иностранных.
Фраза, которую Ренцо Пьяно произнес во время экскурсии по стройке: «Чтобы сделать это здание прекрасным, нужна была определенная доля сумасшествия, но в хорошем смысле. И оно таким будет не потому что мы хорошие архитекторы, а потому что у нас хорошие заказчики и в Москве невероятный свет».