Студент 3-го курса факультета общей и прикладной физики
Три года назад два факультета, наш факультет общей и прикладной физики (ФОПФ) и факультет проблем физики и энергетики (ФПФЭ), объединили в одну Физтех-школу. Изначально этот процесс не задумывался как полное уничтожение факультетов, и мы должны были продолжать существовать отдельно. Но потом в один момент на дне открытых дверей нам просто запретили использовать символику факультетов — и мы официально стали Физтех-школой.
Директор Валерий Киселев постоянно проводил полезные реформы, особенно на нашем факультете. Но с ФПФЭ у него не очень получалось работать. 2 октября был подписан приказ о назначении новой дирекции Физтех-школы, без представителей ФПФЭ. Как я понимаю, Киселев просто не видел другого выхода, кроме как не включать их представителей в дирекцию.
Студенты ФПФЭ начали собирать подписи за то, чтобы в состав дирекции были включены представители их факультета. В СМИ вышла статья академика РАН Льва Зеленого о «рейдерском захвате» факультета, как он сам это назвал. Важно понимать: никто не требовал отставки Киселева. После того как подписи были собраны, ректор провел собрание, на котором поставил вопрос об увольнении директора. По итогу этого собрания Киселев ушел «по собственному желанию». На пост директора Физтех-школы был назначен проректор, также появилась комиссия, которая теперь должна будет заниматься развитием двух факультетов.
Конечно, когда студенты узнали о результатах собрания, были очень недовольны. Нам было совершенно непонятно, почему все закончилось увольнением Киселева, если никто не требовал этого. Поэтому 11 октября мы пошли к ректорату требовать объяснений, нас было около ста человек. Ректора там не оказалось, нового руководителя Физтех-школы тоже не было.
В понедельник, 14 октября, мы снова собрались у ректората, но уже со списком требований. В этом списке четыре пункта. Во-первых, мы требуем вернуть Киселева на должность директора. Во-вторых, разделить два наших факультета — они не могут сосуществовать вместе. В-третьих, сохранить все образовательные реформы Киселева. И последнее: сохранить свободный выбор кафедры. Раньше студент должен был выбрать кафедру сразу. Киселев изменил этот порядок, и теперь у нас есть возможность выбрать кафедру позже. Это очень важно: людям предоставляется возможность разобраться и понять, что им ближе. Возможно, это нововведение отменят — мы категорически против этого.
Почти сразу к нам пришел проректор по безопасности Субботин. Нам начали говорить, что наши сборы бессмысленны. Ректор просто прошел мимо по дороге в свой кабинет. Так мы просидели практически полдня. Дальше нам было передано: если сейчас мы не уйдем, ректорат напишет заявление в полицию об организации массовых беспорядков. Но мы продолжили требовать разговора с ректором. В итоге он вышел к нам, и мы задали ему один вопрос, готов ли он рассмотреть вопрос о возвращении Киселева. Он ответил «да» и ушел.
На следующий день мы встретились с руководителем Физтех-школа Вороновым, и эта встреча тоже не принесла никаких результатов. Нам кажется, что они тянут время и ждут, пока все не утихнет. Чтобы не спускать все на тормоза, на прошлой неделе мы снова пришли к ректорату. Нас опять встретил Субботин и начал угрожать статьей 20.2 о нарушении проведения собрания. Чоповцы блокировали двери и не давали пройти к ректорату. И уже несколько дней с нами вообще никто не выходит на связь для возобновления диалога.
Доктор физико-математических наук, доцент кафедры высшей математики МФТИ
Все началось еще три года назад, когда руководство МФТИ объявило, что скоро вместо старомодных факультетов у нас будут новые модные школы. Мотивировалось это тем, что якобы многие решения, в том числе вопросы финансирования, ректорат делегирует на уровень директоров школ.
Однако уже тогда товарищи по профсоюзу преподавателей обратили внимание: единственный смысл такой комбинации только в том, чтобы обойти требования статьи 332 ТК РФ , которая гарантирует, что факультеты и кафедры возглавляют избранные деканы, а не назначенные ректором директора.
Сначала просто механически объединили два факультета в школу, а директором назначили одного из бывших деканов — Валерия Киселева. Потом начали набирать абитуриентов уже не на факультеты, а в школы, в том числе в прошлом году запретили использовать при наборе бренды факультетов вообще.
Что касается обещанной свободы в принятии решений и финансирования, то, насколько нам известно, эти обещания ректората оказались пустыми. Я бы сказал, что наш директор Киселев производил некоторые полезные изменения. И его работа активно поддерживалась базовыми кафедрами ФОПФ, но вызывала довольно вялую реакцию от кафедр ФПФЭ.
Ситуация в Физтех-школе пребывала в некотором равновесии до октября этого года, пока не вышли приказы ректора Кудрявцева и проректора Воронова, в соответствии с которыми состав дирекции школы был уменьшен вдвое.
Сразу после этого в «Московском комсомольце» и «Аргументах и фактах» появились публикации, в которых академик Лев Зеленый говорил о требовании разделить обратно школу на факультеты. И с этим требованием мы полностью согласны. Но вся ответственность за эти события в статье возлагалась на директора Киселева. И вот с этим трудно согласиться, обвинять его во всех проблемах неправильно.
После этих публикаций ректор созвал совещание отдельных представителей базовых кафедр ФОПФ и ФПФЭ и объявил, что вместо Киселева теперь директором будет проректор Воронов. Профсоюз преподавателей очень возмутило это решение: оно уничтожило жалкие остатки самостоятельности нашей школы и поставило весь учебный процесс под прямое управление ректората. Но больше всего возмутились студенты ФОПФ. Для них Киселев действительно ассоциировался с улучшениями в учебном процессе.
Сейчас ситуация немного поутихла, но мне и всему профсоюзу учителей кажется, что все понемногу приходят к пониманию необходимости разделения факультетов.
Студентка 4-го курса факультета общей и прикладной физики
Киселев был самым лучшим деканом из всех, кто у нас был. Он лучше всех взаимодействовал со студентами, поэтому его очень любили. К нему можно было просто прийти и поговорить, он находил время для каждого. Кроме того, приходил на все собрания сената (мы так называем студсовет) и даже на футбольные матчи нашего факультета. Поэтому студенты очень болезненно отреагировали на его увольнение. Мы постоянно держим контакт с бывшим деканом. Недавно он выложил пост в «ВКонтакте», где рассказал, что его выживали из ректората.
Также мы очень переживаем из‑за уничтожения нашего факультета. Ректорат хочет убрать бренд ФОПФ, который создавался более 50 лет.
Сразу после увольнения Киселева мы собрались сенатом в общежитии и начали думать, что нам делать. Все очень переживали, некоторые даже плакали. Мы решили идти к ректорату и требовать решить нашу проблему. Особо никого не призывали, люди просто взяли и пришли. Это получилось стихийно.
Сначала ректор пообещал нам, что встретится с четырьмя-пятью представителями студенчества, и они обсудят все вопросы. Потом начал просить, чтобы мы принесли предложения по развитию Физтех-школы в письменном виде, а сейчас и вовсе избегает встреч с нами. В воскресение мы написали обращение в Министерство науки и высшего образования — ничего не остается, кроме как обратиться за помощью в вышестоящие инстанции.
Во вторник будет комиссия, которая решит, что делать с нашей Физтех-школой. Мы тоже будем там высказываться и, конечно, предлагать двум факультетам разделиться. ФОПФ — сильнейший физический факультет страны, на котором держится весь МФТИ. Отсюда вышли самые известные российские физики-теоретики. Это очень сильный бренд. В прошлом году проходной балл был 301 за три экзамена. То есть прошли только те стобалльники, у которых были еще и баллы за индивидуальные достижения. Второй факультет сейчас слабее нашего: пока мы стремительно развивались, они переживали некоторый застой, и, конечно, это будет не в их интересах.
Ситуация находится под личным контролем ректора. В.В.Киселев остается работать на кафедре теоретической физики в должности профессора МФТИ и продолжает читать лекции студентам. Согласно предварительным результатам работы комиссии, разделение Физтех-школы представляется нецелесообразным, комиссия должна сформулировать план развития Физтех-школы до 11 ноября с учетом мнения всех базовых кафедр и студентов.