В августе 2019 года правительство Тайваня занялось обновлением поселка Цзицзи, уезда Наньтоу, в котором 20 лет назад располагался эпицентр сильнейшего за историю страны землетрясения. Одним из местных символов всегда была тайваньская бенгальская кошка, эндемик, занесенный в Красную книгу.
Чтобы привлечь внимание к этой местности, власти страны заказали у тайваньского дизайнера Цзян Мэн-чжи оформление туристического поезда с использование изображения кошки. Когда заказ был сдан и принят, местные интернет-пользователи обнаружили, что на картинке изображена совсем не бенгальская кошка, а леопард. Один из тайваньцев нашел изображение на стоке и выяснил, что работа была куплена и выдана за свою. Автором оказалась русская художница Катя Молодцова.
Узнав о произошедшем, Катя перерисовала картинку и новую кошку подарила Тайваню. Спустя пару недель россиянку официально пригласили в страну. Теперь у нее около 10 тыс. тайваньских подписчиков в инстаграме, шквал заказов от местных компаний. Вот, как это произошло.
Художница
Для меня все случилось 23 августа, когда я увидела в инстаграме сообщение от неизвестной пользовательницы из Тайваня со ссылкой на статью местных СМИ. Я сразу узнала рисунок, который сделала три года назад. Написала: «Вау, не ожидала увидеть свою картинку в новостях». А через пару часов мне начали писать другие тайваньцы.
Как я поняла из рассказов тайваньцев, сейчас власти активно облагораживают эту местность в районе поселка Цзицзи и стараются привлечь туристов: одной из инициатив стал запуск туристического поезда, который вместе возит людей по самым красивым местам района. Еще летом правительство заказало проект оформления первого туристического поезда-музея.
В регионе обитает тайваньская бенгальская кошка, которой на острове осталось около 500 экземпляров, поэтому на составе решили изобразить именно ее. По какому‑то невероятному стечению обстоятельств дизайнер решила использовать мою иллюстрацию. Я сделала ее за пару часов и кинула в сток, чтобы немного подзаработать. Второй невероятный момент — это была не бенгальская кошка. Конечно же, я рисовала леопарда.
В конце августа часть вагонов поезда была готова и прибыла на станцию Цзицзи. Оформление поезда показалось людям довольно милым, но в то же время многие были удивлены: почему там изображен обычный леопард, а не местный бенгальский кот. На следующий день пользователи интернета нашли мою картинку на стоке и обвинили дизайнера в плагиате. В этот же день Цзян Мэн-чжи устроила трансляцию в фейсбуке, где во всем призналась, — она была хорошим дизайнером, училась в Нью-Йорке, и все это стало огромным ударом по ее карьере.
Рынок стоковых иллюстраций устроен таким образом, что автор заранее знает: с работой может случиться все что угодно, и он не сможет это проконтролировать. На Shutterstock мои работы покупают по много раз за очень низкую цену, там нет моих контактов и контактов покупателей. Одно изображение стоит около 3000 рублей. Отслеживать историю каждой картинки нереально. Вся информация, которая мне доступна, — это точки регионов на виртуальной карте. При этом каждая иллюстрация занимает примерно два-три часа моего времени, я получаю деньги, и меня это устраивает — у таких художников, как я, нет тщеславного желания прославиться.
Поэтому, когда мне стали писать из Тайваня, вся ситуация показалась мне просто веселой историей — у меня не было агрессии или злобы. Я просто просматривала сообщения, и когда какой‑то человек из тайваньской организации защиты животных спросил меня, не хочу ли я все-таки нарисовать котов, я согласилась и через пару дней выложила к себе в соцсети три новых изображения в этом же стиле, подписав, что дарю свои иллюстрации. Тайваньцы отнеслись к этому посту на удивление серьезно. Мне написал сам министр транспорта и коммуникаций Тайваня Линь Цзя-лун и пригласил с официальным визитом в страну.
До того как туда приехать, я не очень понимала, что же все-таки произошло. Теперь я думаю, что дело в тайваньском менталитете. Там царит настоящая демократия — люди активно участвуют в политической жизни, читают новости и перепроверяют информацию, которую публикуют журналисты. История, которая произошла со мной, никогда бы не случилась в России. Максимум, как отреагировали бы пользователи, — поставили лайк. В Тайване все иначе. Многие хотят знать имя автора, пообщаться, поделиться своей точкой зрения.
Наверное, поэтому, когда я приехала в Азию, то почти не спала: вокруг меня создался бешеный, но крайне доброжелательный ажиотаж. Со мной многие здоровались, делали фото, желали успехов, добавлялись в друзья в соцсетях и благодарили за мои иллюстрации. До сих пор у меня остаются непрочитанными несколько сотен сообщений с благодарностями. Мое путешествие было хорошо спланировано: меня возили по всей стране, от одного края острова до другого. На следующий день после моего приезда состоялась торжественная церемония запуска того самого поезда — мы на нем прокатились.
Прямо сейчас почти все мои заказы приходят из Тайваня. Им нравится мой минималистичный стиль — «кавайные» рисунки, как будто детские. После этой истории я стала увереннее в себе — впервые в жизни почувствовала себя хорошим иллюстратором. Теперь могу сказать, что не стоит расстраиваться и бросать свое дело, если не приходит признание. Не все зависит от таланта, многое — дело удачи.