глава общественного движения «Вспомнить все»
Восстановлением вывесок мы занимаемся с 2012 года — это уже девятая по счету. Вывеску «Стрелецкой пекарни» мы нашли совершенно внезапно — увидели, что на здании облупилась штукатурка и на фасаде проступают какие‑то буквы. Сначала было абсолютно не понятно, что там написано. Мы решили изучить старые фотографии, но оказалось, что довоенный снимок есть всего один и на нем уже ничего не видно.
В вывеске очень радует ее кривизна: буквы написаны неровно, между ними разные промежутки, и это отлично показывает то, как работали люди в 1920-х годах. Судя по всему, они не спускались с лестницы во время работы, чтобы посмотреть, как она выглядит издалека.
Мы столкнулись с первыми проблемами из‑за того, что не могли найти собственника здания. Оказалось, что оно принадлежит Духовному управлению мусульман РФ. Договаривались с ними очень долго, потому что они решили, что лучше совместить наши работы с их планами по охранным обязательствам по дому. Пришлось ждать согласования с Департаментом культурного наследия два с половиной месяца вместо одного, но в рамках Москвы это все равно довольно маленький срок. Весь процесс восстановления занял примерно полтора месяца.
Все средства на реставрацию собрали сами москвичи, преимущественно жители района и неравнодушные к теме культурного наследия люди. Общий бюджет составил 350 тыс. рублей, деньги пожертвовали около 300 человек.
Я думаю, что подобными инициативами мы воспитываем ответственность в горожанах и понимание того, что добиться чего‑то можно только собственными усилиями. Писать в соцсетях «Собянин — вор» могут все, а вот действительно взять и что‑то сделать — очень немногие. Мы рады, что вторых становится все больше и что мы этому способствуем.
Через пару лет здание, на котором находится вывеска, тоже планируют реставрировать, однако на нашей работе это не скажется. Постройка является объектом культурного наследия, и вывеска также войдет в описание предмета охраны здания — таким образом, собственник не сможет закрасить или повредить ее.
московед
Поиск информации по вывеске «Стрелецкая пекарня» был одним из самых сложных. Какую‑то часть удалось найти в двух дореволюционных справочниках, другую — в постреволюционной книге. Первое упоминание о том, что в этом здании находилась булочная, относится к 1913 году. Скорее всего, она принадлежала Николаю Казакову, московскому торговцу мукой и зерном, который объединил свои капиталы с купцами Чуевыми — они выпекали фирменные сайки на соломе и пироги, известные тогда на всю Москву. Думается, что сама надпись была написана уже в советское время, так как отсутствуют характерные дореволюционные буквы Ъ и I. Стрелецкий переулок, судя по всему, переименовали в 1921 году, во времена, когда появились машины и навигация в Москве стала абсолютно другой.
Нам удалось обнаружить, что соседом пекарни по дому была столовая — остатки ее вывески видны на фотографиях начала 1930-х. Эта надпись не сохранилась, и нам удалось раскрыть только фрагменты слова «обеды» на уровне входа. Предположительно надпись была сделана в дореволюционной орфографии, но найти стопроцентное подтверждение этому пока не удалось.
реставратор
Процесс реставрации вывески «Стрелецкой пекарни» был очень неожиданным. С каждой новой открытой буквой мы все больше запутывались, какое же слово скрывается за штукатуркой. Сначала мы думали, что это «Пекарня», потом пришли к выводу, что все-таки «Булочная». Неожиданным стал момент, когда мы обнаружили букву К, написанную прямо на лепнине, — такого мы еще никогда не видели. Всего в реставрации участвовало четыре человека.
Подобные проекты очень важны. Я всю жизнь жила в центре и много раз видела разрушающиеся дома, которые зарастают деревьями, и их никто не реставрирует. Душа всегда болела за такие здания. В последнее время все меньше и меньше людей знает о московском наследии, и восстановление вывесок может это исправить. «Стрелецкая пекарня» — настоящее открытие. Ее название — первое физическое доказательство того, что Костянский переулок раньше назывался Стрелецким.
реставратор
Я занималась реставрацией всех вывесок для проекта «Вспомнить все» с 2012 года. Каждая была по-своему сложной. Приходилось проводить комплекс аварийных работ по укреплению фасада, какие‑то приходилось переделывать, но каждый раз все проходило очень увлекательно. В случае со «Стрелецкой пекарней» сложности возникли из‑за плохой сохранности штукатурки: здание долго находилось в заброшенном состоянии и обветшало. Иногда куски штукатурки отваливались вместе с буквами.
Нахождение вывесок всегда превращается в приключение. Мы не ищем их специально, в основном о находках сообщают неравнодушные горожане. Есть целый пласт людей, которым интересно находить исторические артефакты, некоторые посвящают этому жизнь.
преподаватель Московской высшей школы социальных и экономических наук, архитектор
Это отличный пример инициативы «снизу». На работе я веду курс повышения квалификации для министров культуры и все время им говорю, что их проекты по большей части ни о чем. То ли дело люди: они делают гораздо более живые и интересные вещи. Реставрация вывесок наглядно показывает: для того чтобы сделать красиво, не обязательно иметь бюджетные деньги. У создателей этой инициативы горят глаза, они хотят и делают. Здесь нет фальши.
Очень радуюсь тому, что подобные краудфандинговые проекты стало поддерживать большое количество людей. Пример тому — «Возвращение шенкурского венца», которым занималась одна из моих учениц. Они полностью восстановили старинный свадебный венец и подарили его Шенкурскому краеведческому музею. Чем больше реализованных инициатив, тем свежее атмосфера в городском пространстве.