СССР

ВДНХ — 80 лет: вспоминаем, как в павильоне «Космос» в 1991-м прошел первый московский рейв

30 августа 2019 в 17:57
Выставке достижений народного хозяйства (ВДНХ) в этом году стукнуло 80 лет. В 1991 году в павильоне «Космос» здесь прошел первый московский рейв. По просьбе «Афиши Daily» Олег Цодиков, один из организаторов Gagarin Party, вспоминает, как это было, и делится архивными материалами, часть из которых ранее нигде не публиковались.
Олег Цодиков

Продюсер, автор проекта Made in Dance, один из организаторов серии вечеринок Gagarin Party

К осени 1991 года лишь единицы в СССР были знакомы с новой электронной музыкой и мероприятиями клубного формата. Эта культура объединяла молодых людей, готовых к современной жизни. Художники питерского андеграунда, имевшие опыт планирования вечеринок с диджеями, в том числе иностранными звездами, рискнули взять на себя организацию первого рейва в Москве — во-первых, ради собственного развлечения, а во-вторых, чтобы приобщить к новым ценностям более широкий круг людей.

Тема советского космоса с его романтикой свершений и героями, знакомыми с детства, оказалась идеально созвучной зарождающейся тогда электронной сцене. 14 декабря 1991-го первая Gagarin Party стала художественной акцией, прославлявшей новую техно-культуру на фоне хрестоматийных достижений космонавтики, — звуку уделялась ключевая роль.

Большинство пришедших в ту ночь в павильон «Космос» на ВДНХ впервые испытали такие сильные физическое, эмоциональное и эстетическое воздействия. Многие из гостей той вечеринки впоследствии станут основой клубного движения в России.

Эффект, который Gagarin Party произвела на общественное сознание, можно сравнить с незабываемым впечатлением от встречи сотен тысяч людей, выразивших свою гражданскую позицию на площадях и улицах Москвы и Петербурга во время путча в 1991 годуПопытка отстранения Михаила Горбачева с поста президента СССР и смены проводимого им курса, предпринятая самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению 19 августа 1991 года.. Вечеринка стала точкой отсчета, после которой по всей стране начнут открываться легальные клубы, электронная музыка получит доступ на радио и телевидение, а бренды будут охотно вкладывать в ночную жизнь деньги. Можно сказать, что из «Гагарин-пати» вырос весь современный «креативный класс».

Из материалов книги «Made in Dance, 1991–1999: Хроники электронной клубной сцены России» (первый тираж появится в продаже 5 сентября; следите за информацией на сайте проекта):

«Было время перемен, все боялись упустить что‑то важное. Незабываемая ночь. С нее начнется эпоха открытий, когда многое будет впервые», — Корин Микаэли Бамако, в 1990-е годы — атташе по культуре посольства Франции в России.

«Появилось желание как‑то очеловечить многие вещи, связанные с советской историей, которые не были в чистом виде идеологическими. Тот же Гагарин, летчики и спортсмены, писатели и ученые. С одной стороны, советский космос воспринимался как утопический проект, что было интересно. С другой, многим вдруг захотелось сделать Гагарина своим, героем нового типа, вынуть его из пантеона прогнившей советской идеологии. Отношение ко всему этому, конечно, было ироническим. Провести вечеринку в павильоне «Космос» на ВДНХ означало немножко иронизировать на данную тему, но не цинично, а тепло», — Алексей Юрчак, профессор антропологии Калифорнийского университета в Беркли.

Артемий Троицкий 14 декабря сказал в прямом включении из павильона «Космос» на ВДНХ: «Сюда, друзья, сейчас здесь происходит все самое важное».

«Речь идет о современных ритуалах и невероятных полумистических, полурелигиозных событиях в рамках техно-культуры, техно-цивилизации. Получилось так, что группа отщепенцев, которые танцевали на «Гагарин-пати», по факту завершали дело Гагарина, Королева, Циолковского и еще много кого. Еще древние греки проводили ритуалы и мистерии, где звуку отводилась ключевая роль. Без экскурса в древнюю историю здесь невозможно ничего понять. Безусловно, воспоминания о мистериях и религиозных ритуалах были вычеркнуты из повседневности, особенно в советское время. Потому многие люди и воспринимали это как нечто очень странное, как будто действительно произошла посадка инопланетного космического корабля», — Сергей «Африка» Бугаев, художник.

Жоаким Гарро — французский диджей, игравший на первом «Гагарине», позже назовет своего сына Юрием в честь первого космонавта.

Расскажите друзьям