Главная инсталляция этого года
Эпицентр фестиваля этого года — почти 30-метровая скульптура «Угруан» Николая Полисского. Художник, в прошлом — живописец, вдохновился творчеством импрессиониста Клода Моне и его техникой. Скульптура отсылает к серии картин Руанского собора — Полисский как бы воспроизводит архитектуру не из оригинала, а с полотен Моне.
«Угруан» станет первым цветным объектом в Никола-Ленивце. На его создание потребуется несколько тысяч веток лозы, собранных на местных болотах. Каждую будут чистить и вручную окрашивать. Все гости фестиваля смогут наблюдать за появлением скульптуры в режиме реального времени.
Музыка и театр
Специально к фестивалю проект Cooperation-Lab приготовил премьеру пяти опер, которые сочетают в себе течения современной и живой музыки, театра, перформанса, танца и 3D-проекции. Декорациями к театральным представлениям станут арт-обьекты и ландшафт Никола-Ленивца. Просторная площадка даст безграничные акустические возможности и поле для экспериментов со звуком.
«Curiosity»
реж. Алексей Смирнов
Создатель мультимедийной оперы вдохновился твиттером марсохода Curiosity космического агентства НАСА. Миллионы подписчиков наблюдают, как техники с Земли общаются с машиной на Марсе при помощи языка программирования. Он и станет основой партитур, которую многократно усилят до объемного звучания. В противопоставлениях живого и неживого звучания зрителям предстоит понять, может ли машина быть человечнее людей.
«Блуждающие огни»
реж. Ася Чащинская
Опера жанра мистерии расскажет о старинных поверьях и желании людей оглянуться назад и посмотреть в прошлое. Это притча об отношении мужчины и женщины, которые заблудились в темном лесу своего подсознания. Зрители окунутся в миф об Орфее и Эвридике, а также познакомятся со славянскими преданиями о блуждающих огнях — существах, сбивающих с пути.
«WWW»
реж. Капитолина Цветкова-Плотникова
Работа состоит из двух частей: спектакля и оперы растений. Первый идет от восхода до заката — зрители смогут прийти и уйти в любой момент. Вторая часть, основанная на интерпретации данных с растений, длится около часа и совмещает в себе видео, текст и звук. Авторы используют материалы научных исследований как основу для документального театра и видео.
«Отпечатки»
реж. Сергей Морозов
Центральная тема этой оперы — отношение к исторической памяти. В основе сюжета — история девушки, которая из архивов ГУЛАГа узнает, что ее дедушка был надзирателем. Это меняет ее жизнь и помогает исследовать внутренние барьеры. Опыт проживания телесного опыта поколений становится выразительным средством языка постановки. А Музей ГУЛАГа поможет зрителям услышать уникальную саунд-инсталляцию из своих закрытых архивов. Также в рамках постановки у зрителей будет возможность познакомиться с инсталляцией Марии Кремер в «Павильоне шишек» и стать соучастниками специального перформанса.
«TEO/Teo/THEO»
реж. Евгения Беркович
Опера расскажет о взаимодействии людей и искусственного интеллекта (ИИ). За прошедшие тысячелетия человек не переставал искать высшую силу — сменялись лишь технологии и средства.
Авторы постановки пытаются осмыслить потребность в проповеднике, которого в наше время заменяет ИИ. По сюжету человек отдает контроль за социальной жизнью боту-начальнику, власть над сердцем — боту-возлюбленному, а духовную жизнь доверяет боту-священнику. Люди обнаруживают неспособность самостоятельно признаться в любви, уволиться или напрямую обратиться к Богу. Теперь свои истории и чувства они прогоняют через компьютер.
Перформансы
«Угрокод»
Наталия Пшеничникова и театр голоса «Ла Гол»
Главный герой действия — невидимое существо огромных размеров Угрокод. Оно может постоянно менять свой размер: сужаться до двух метров и растягиваться до размера Земли. Чудище не только защищает человечество, но и разговаривает с космосом при помощи вполне понятных звуков — речи, пения птиц и шума моря. Люди заполняют землю пластиком, а он постепенно уничтожает звуки Угрокода; в нем появляются дыры, и в итоге ему грозит гибель. Погибнет он — погибнет и все вокруг.
Серия «Pur-Pur»
Ярослав Францев и Radi Sveta
Это исследование и погружение в суть цвета. Авторы ищут звучание основного спектра и то, какие чувства они рождают на уровне подсознания людей. Они верят, что каждый цвет способен исцелять. Исследование начинается с погружения в основу любого цвета — RGB-систему, разделяемую на три зоны спектра — красную, зеленую и синюю.
Образование
Урбанистический баттл
В этом году вместо лектория гостей ждут баттлы. Эксперты-урбанисты посоревнуются с участниками команды Никола-Ленивца и обсудят, как глобальные процессы отличаются от локальных, поговорят про развитие городов с помощью искусства и выяснят, есть ли будущее у профессии архитектора.
Образовательный шатер
27 июля, 17.45–19.15
«Архитектура без заказчика»
Prostor Collective, «КУП», «Зачем архитекторы уходят в лес?» vs. Николай Полисский
Три объединения молодых архитекторов, которые придумали новые способы коммуникации внутри команды и с внешним миром, поговорят с Николаем Полисским о том, как выход из профессиональной зоны комфорта помогает в реализации их идей.
Образовательный шатер
28 июля, 12.00–13.30
«Со своим лайнапом в чужой ДК»
Сергей Нугаев vs. Юлия Бычкова
Спикеры обсудят, как коммуницировать представителям крупных культурных институций с сообществами в русской глубинке и зачем делать фестивали в деревне.
Кинопоказы
«Сардаял»
реж. Сергей Нугаев
Проект «Кружок» путешествует по стране, давая школьников из маленьких населенных пунктов новые знания. Весной они побывали в деревне Сардаял на границе республики Марий Эл с Татарстаном — и сняли документальный фильм об этой поездке. Важное примечание: его можно посмотреть прямо сейчас.
Образовательный шатер
27 июля, 21.30–22.40
«Без шашлыка и пляжа»
реж. Саша Карелина
Четыре короткометражки о сообществах Краснодарского края: жителях горных поселков, казаках, эзотериках и виноделах. Герои фильмов расскажут о судьбе самой протяженной советской горной узкоколейки, которую местные почему‑то называют матрицей; о том, почему куры на казацких подворьях несут державные яйца; о поклонении древним могилам и андеграундном виноделии.
Образовательный шатер
27 июля, 22.50–0.20
«Monuments of Collectivism»
реж. Франциско Лобо и Ромеа Мурынь
Документальный фильм, вдохновленный общими воспоминаниями о советских городских пространствах. По ходу движения за транссибирским поездом из Иркутска в Москву зрители попадают в воображаемый город из предметов быта и архитектуры прошлого.
Образовательный шатер
в ночь с 27 на 28 июля, 0.30–1.45
Ночная программа
Традиционная ночная жизнь фестиваля пройдет у сцены «Мебиус» при поддержке музыкального лейбла Leveldva. За музыкальное оформление вечера будут отвечать Mira, Kurup, Geju, Betelgeize, Needze, Yako, Rapossa и резиденты лаборатории. Гостей ждет большой шапито-тент, окутанный газом, а на стенах шатра разместят полотна с древними манускриптами.