Законопроект об экстрадиции
Протесты в Гонконге начались 9 июня, когда сотни тысяч жителей вышли на улицы. По данным участников акции, в маршах приняли участие более 1 млн человек (население всей автономии около 7 млн человек), по данным полиции — 240 тыс. жителей. Люди протестуют против законопроекта об экстрадиции, после принятия которого по запросу китайских органов на материк можно будет передавать граждан, подозреваемых в нарушении законов КНР. Власти утверждают, что подозреваемых по политическим делам высылать на материк не будут. При этом активисты все равно считают, что законопроект приведет к смерти автономии, так как правоохранительные органы могут начать фабриковать дела против оппозиционно настроенных граждан.
Формально законопроект хотят принять, чтобы отправить на материк мужчину, подозреваемого в убийстве своей девушки. По версии следствия, пара отправилась в романтическое путешествие на Тайвань, где мужчина совершил убийство, так как подозревал, что его девушка беременна от другого, после чего вернулся в Гонконг.
9 июня толпа людей прошла от парка «Виктория» к правительственному комплексу в районе Адмиралти. Акция длилась весь день, а после полуночи часть протестующих начала штурмовать здание парламента, однако прорваться сквозь заграждения и полицейских им не удалось. В отношении граждан сотрудники правоохранительных органов применили баллончики с перцовым газом и резиновые дубинки.
Пользователей соцсетей особенно поразила организованность протестующих в Гонконге: они пропускали машины скорой помощи и убирали за собой мусор.
Реакция властей
На следующий день после многотысячной акции глава исполнительной власти Гонконга Кэрри Лам заявила, что власти города не будут сворачивать или откладывать принятие закона об экстрадиции. При этом она пообещала «добиваться дальнейшего улучшения и совершенствования законопроекта».
12 июня законопроект должен был быть передан на рассмотрение Законодательного совета во втором чтении, но в этот день в специальном административном районе снова вспыхнули протесты, в ходе которых пострадали более 20 человек: для разгона демонстрантов полиция применяла резиновые пули, газ и дубинки.
На фоне акций протестов Законодательный совет Гонконга объявил о том, что откладывает проведение заседания по поводу законопроекта об экстрадиции, а уже 15 июня Кэрри Лам рассказала, что власти города решили приостановить дальнейшее рассмотрение этой инициативы. Однако протестующие жители не поверили ее словам: они потребовали отзыва законопроекта и продолжили выходить на улицы.
Что произошло 1 июля
Протестующие в масках несколько часов с помощью труб и металлических предметов пытались разбить стекла в окнах и дверях парламента, чтобы взять его штурмом. В итоге несколько сотен жителей ворвались в здание и вывесили в зале заседаний флаг, который использовали административные учреждения, когда город был британской колонией. Протестующие разрисовали стены лозунгами против законопроекта об экстрадиции, испортили портреты бывших спикеров парламента и выстроили баррикады из подручных материалов.
Спустя несколько часов полиция вытеснила демонстрантов из здания парламента, применив слезоточивый газ. В ходе экстренной пресс-конференции глава администрации Гонконга Кэрри Лам обвинила протестующих в «чрезмерном насилии». Она уточнила, что правительство будет добиваться преследования всех нарушителей закона. При этом политик-демократ Фернандо Чен заявил, что полиция намеренно позволила демонстрантам вломиться в здание парламента, чтобы выставить их в неприглядном свете.
Что говорят в мире
Евросоюз призвал власти Гонконга к проведению широких консультаций с общественностью по поводу законопроекта об экстрадиции, отметив, что разделяет с протестующими опасения по поводу документа. «В последние несколько дней народ Гонконга осуществил свое фундаментальное право на проведение собраний, свободное и мирное выражение своего мнения. Эти права должны соблюдаться. Все стороны должны проявить сдержанность, необходимо избегать насилия и ответной реакции, ведущей к эскалации», — подчеркнула официальный представитель внешнеполитической службы ЕС Майя Косьянчич.
В ответ на заявление Евросоюза Китай потребовал «прекратить вмешиваться во внутренние дела Сянгана (официальное название Гонконга) и КНР». «Мы многократно заявляли о том, что происходящее в Сянгане является внутренним делом КНР, в которое никакие государства, организации или частные лица не вправе вмешиваться. Китай осуждает неверные комментарии ЕС и выступает против них», — добавил официальный представитель МИД КНР Гэн Шуан.
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Пеков заявил, что Кремль не будет вмешиваться в ситуацию в Гонконге. «Это внутреннее дело Китая, безусловно, мы не собираемся в это вмешиваться», — уточнил он.