Это одна из самых первых автоматических станций в Москве — где девушки-телефонистки, включавшие провода в соединительные гнезда, уже не требовались. Ее построил в 1929 году Василий Мартынович, один их архитекторов Николаевской железной дороги. Он же — автор дома Совнархоза по Покровскому бульвару, 14, его жильцов (среди них — Марина Цветаева) Таганская АТС и обслуживала.
Телефонными станциями в Москве заведовала МГТС, но с модернизацией технологий необходимость в них отпала — и компания продала 195 зданий АФК «Система» Владимира Евтушенкова, сумма контракта составила 4,3 миллиарда рублей. «Системе», развивавшей мобильного оператора МТС, нужны были новые вышки, а не старые телефонные станции, поэтому для управления ими была создана новая компания «Рент-недвижимость». В 2012 году девелопер «Лидер-инвест» предложил перепрофилировать несколько телефонных станций под жилые резиденции (в Москве такие проекты любят продавать с формулировкой «апарт-отель»). О полном сносе зданий речи не шло.
Однако в 2015 году на Серпуховском Валу снесли конструктивистскую АТС архитектора Соломонова, что прошло почти незамеченным в прессе, но насторожило архитектурную общественность. Год назад москвич Сергей Калинчев стал собирать документы, чтобы поставить здание Таганской АТС под охрану, — и развернул кампанию за ее спасение. В экспертизе ему помогала историк архитектуры Анна Броновицкая. Через полгода (а не 90 дней, как обычно), они получили отказ. 13 апреля 2016 года по всему периметру Таганской станции вырубили 22 дерева и шесть кустарников. Это означает одно: будут сносить и станцию.
Мосгорнаследие привело такие доводы: здание было построено на территории классической усадьбы купца Крестовникова, нарушило ее композицию. При этом вокруг — малоэтажный классицизм, от дома Дурасова до Покровских казарм. Департамент считает, что ничего по-настоящему красивого в Таганской станции нет: «Фасады подчеркивают чисто утилитарное значение здания … прорезаны окнами без декоративных элементов. Таким образом, ценных декоративных и архитектурно-художественных элементов здание не имеет».
И это интересный вопрос: стоит ли тогда вообще сохранять конструктивизм, если он без колонн и маскаронов? Телефонные станции на Большой Ордынке и на Арбате статус объекта культурного наследия тоже не получили, но их хотя бы отнесли к «исторически ценным градоформирующим объектам». Таганской станции так не повезло.
АТС на Большой Ордынке
АТС на Зубовской площади
АТС на Малой Дмитровке
АТС на Старом Арбате
Краевед, блестящий знаток советской архитектуры Денис Ромодин называет Таганскую АТС характерным объектом двадцатых с ярко выразительным фасадом: «Здание стоит на очень выгодном участке между двумя бульварными линиями и является своеобразной доминантой места. У нас не так много сохранившихся технологических объектов эпохи авангарда». Старший научный сотрудник НИИ теории архитектуры и градостроительства РААСН Александра Селиванова уточняет: «Мы теряем памятники конструктивизма каждый день, но это здание особенно жаль. В то время строилось много АТС — есть известное здание у метро «Третьяковская», есть более поздние вещи, как у Соломонова на Зубовской площади. Таганская станция — пример чистого конструктивизма с узкими вертикальными окнами: внутри располагалось оборудование, которое важно было оберегать от перегрева. Это ясно собранная вещь с интересными моментами. Весь мировой опыт говорит о том, что такие объекты можно прекрасно перепрофилировать. Но у нас элитный дом перевешивает все рассуждения. То же ждет и другие московские АТС — поэтому надо понять, какое здание станет следующей жертвой, и спасти хотя бы его».
Помимо работы с документами «Архнадзор» сделал нестандартную попытку спасти наследие, подготовив альтернативный проект. Его вызвался бесплатно сделать архитектор Николай Лызлов. Выбор не был случаен: Лызлов — архитектор, чьи объекты излишней декоративностью как раз не страдают: его «Город яхт» и офисный центр на Страстном бульваре не пытаются играть в имперскую Россию.
Николай Лызлов: «Год назад я узнал о злодейских планах по сносу совершенно замечательного здания. Меня удивили две вещи: нерачительное отношение владельца к дому и наплевательское отношение городских властей. Как всякий памятник, здание имеет определенные маркетинговые резервы. Это могла быть идеальная история превращения в сногсшибательный лофт. Люди стали обладателями очень дорогого объекта, но не смогли его правильно продать. Как житель города я был готов потратить время и деньги, чтобы сделать бесплатный проект и убедить разумнее относиться к наследию.
Всю зону Покровского и Яузского бульвара надо объявить заповедником — я не понимаю, как город может проявлять такое наплевательское отношение к ценному и мало испорченному участку города. Еще один вопрос у меня — к коллегам, которые делают совершенно возмутительный проект.
Можно было бы сохранить здание и реконструировать начинку, превратив станцию в дорогие квартиры с хорошими интерьерами. Второй путь, не такой правильный, — сделать со стороны двора пристройку, увеличить площадь, но сохранить фасады. В любом случае необходима научная работа, которая бы провела оценку здания и определила бы, какие технические параметры можно было бы изменить. Всякие слова о том, что это невозможно, — признание в профессиональной неспособности. Самое ужасное, что можно сделать с этим домом, — снести и поставить на его месте шестиэтажное нечто.
Комиссия по сносу заседает в Белых палатах и не разрешает сносить ничего, что было построено до Великой Отечественной, — почему же в этом случае они проявили такую необычайную легкость?»
Так выглядит «Резиденция на Покровском бульваре»
Милая акварель на картинке выше — это то, что построят на месте Таганской АТС. Главный архитектор комплекса «Резиденция на Покровском бульваре» Александра Кузьмина из бюро «Мезонпроект» (проектировали «Зиларт» и массу других жилых домов, а также, неожиданно, ОВД района Дорогомилово) на заседании комиссии доложила, что реконструкция станции под апартаменты невозможна, с ней спорить не стали. Александра Александровна — дочь предыдущего главного архитектора Москвы Кузьмина, при котором было снесено множество памятников.
Формулировкой о невозможности реконструкции пользуются при сносе, но в данном случае это не так: за счет железобетонного каркаса здание АТС находится в хорошем состоянии. Это подтверждает и экспертиза Мосгорнаследия.
Несмотря на обращения «Архнадзора» и архитектурных экспертов, Мосгорнаследие не стало защищать станцию, уточнив, что здание «заметно диссонирует с окружающей классической застройкой».
Посмотрим, насколько с ней сочетается будущая новостройка. Описания проекта — одно лучше другого: «Роскошный дом на Покровском бульваре, словно драгоценный камень, инкрустирован в оправу Бульварного кольца. Элегантное здание в югендстиле выходит богатыми фасадами на две улицы. Новый проект премиум-класса в центре Москвы предлагает 45 апартаментов с исключительной атмосферой роскоши, комфорта и приватности».
«Архитекторы бюро «Мезонпроект» предложили прекрасную интерпретацию форм прошлых столетий в русле современной архитектуры с ее новыми материалами и технологиями… Венчают фасад скульптуры сов, издревле считающихся символом мудрости и прозорливости».
Один из архитекторов, с которыми говорила «Афиша Dailу», высказался по этому поводу коротко: «Проект отвратительный совершенно. Такого строится очень много в Москве: советский жилой дом, на который надета упаковка псевдоклассики в очень плохом понимании. Абсолютно неграмотный и страшный фасад».
Яна Сафронова из «Архнадзора» вспоминает, как они пытались достучаться до властей: «Мы пришли на публичные слушания, но, так как заявленная тема была иной, наши вопросы даже не были включены в итоговое заключение. С нами обещали встретиться и обсудить проблему позже, но фактически все решилось за закрытыми дверями. Деревья вырубили без всяких слушаний».
Александра Селиванова не уверена, что гражданские митинги теперь могут помочь делу: «Конечно, мы можем прийти и стоять вокруг дома, но практика показывает, что это ни к чему не приведет — приедет техника и все разберет. Нужен глобальный механизм по предотвращению подобных вещей. Нужно ставить здания на охрану раньше, чем у девелопера возникнет интерес к территории».