Как запускался проект
Идея открыть школу родилась у Дмитрия Решетникова в 2014 году. Тогда он владел розничной сетью радиоуправляемой техники, но с ростом доллара и цен на импортную продукцию продажи упали, и летом 2014-го компанию пришлось закрыть. Новый проект Дмитрий придумал благодаря своему юношескому хобби: с 12 до 18 лет он профессионально занимался картингом и полюбил технику.
Осенью 2014 года Дмитрий вместе со школьным товарищем решил открыть первую школу робототехники и моделизма в городе Набережные Челны, где они оба в тот момент жили. В марте 2015-го, арендовав помещение и составив учебную программу, они набрали 80 детей при вместимости школы в 100 человек. Через несколько месяцев Дмитрий переехал в Казань, и в мае здесь открылась вторая школа. По словам создателей, тогда они поняли, что выбрали удачное направление и что бизнес-модель можно развивать, открывая новые точки и продавая франшизу.
Как устроена школа
Start Junior представляет собой сеть школ по всей России от Белгорода до Хабаровска, что и отличает ее от маленьких региональных секций. Спустя год после запуска компания имеет 12 работающих школ и еще 6 на стадии открытия, из этих 18 6 открыты на собственные средства, а 12 входят во франчайзинговую сеть. Всего в Start Junior обучается около 1000 детей от 3 до 16 лет.
Задача проекта — научить детей конструированию и программированию, преподнося материал в форме игры. Одно дело — просто объяснить, как устроен двигатель внутреннего сгорания, другое дело — показать на примере игрушечной машинки. Проект работает по двум направлениям. Моделизм — изучение дронов, квадрокоптеров и автомобилей на бензине и электричестве. Во время занятий дети используют модели, которые в масштабе 1:10–1:18 повторяют оригинальные авто и развивают скорость до 160 км/ч. Помимо моделизма Start Junior проводит занятия по робототехнике: дети изучают программирование на базе Lego и Arduino — более сложной платформы для автоматизации. При помощи этих инструментов ребенок в возрасте 12 лет может создать механизм и запрограммировать его таким образом, чтобы в помещении зажигался свет, когда становится темно, или автоматически включался кран, когда кто-то заходит в ванную.
Поскольку компания Дмитрия работает в сфере дополнительного образования, занятия ведут не профессиональные педагоги, а выпускники научно-технических специальностей. Сейчас в штате компании 40 специалистов. Каждое занятие длится полтора-два часа в зависимости от возраста учеников.
Своими конкурентами Start Junior считают не только похожие школы, но и другие секции в сегменте дополнительного образования — в борьбе за внимание ребенка проекту приходится доказывать, что робототехника и моделизм не менее важны, чем курсы иностранного языка, подготовка к ЕГЭ и секции карате.
Доходы и расходы
На первую школу Дмитрий потратил полтора миллиона рублей, которые взял из своего прошлого бизнеса по созданию сайтов и которые уже окупились. Сейчас открытие одной школы обходится в 1–1,2 млн рублей, а средства возвращаются за 7–10 месяцев в зависимости от региона.
90% прибыли Start Junior получает с продажи абонементов. Стоимость занятий отличается в разных городах. В Казани, например, цена на абонемент варьируется от 1000 до 5000 рублей. Помимо этого, компания продает и используемую на занятиях технику, чтобы дети могли заниматься как в школе, так и дома.
Проект развивается и за счет франшизы: предпринимателю, который решит открыть школу Start Junior у себя в городе, придется заплатить вступительный взнос в 300 тысяч рублей и раз в месяц выплачивать роялти в размере 15 тысяч рублей. В обмен компания предоставляет свой бренд, уникальную учебную программу и поддержку при запуске: руководители приезжают на открытие каждой школы и помогают нанимать и обучать персонал. Как утверждает Дмитрий, предлагаемая ими бизнес-модель приносит 200–250 тысяч рублей ежемесячно.
Планы
Главная цель — расти за счет открытия новых точек. К концу года Дмитрий планирует расширить сеть до 100 школ, из которых 30 будут в собственности фирмы и еще 70 запущены в рамках франшизы. По словам создателей, их интересуют как крупные, так и небольшие города, в которых проект пользуется популярностью уже потому, что детям там в принципе нечем заняться.
«Успешному предпринимателю нужен максимум практики и минимум теории. Не стоит все время сидеть, писать планы и высчитывать прибыль. Действуйте».
«Чтобы быть специалистом в какой-то сфере, надо учиться у успешных людей. У меня есть несколько менторов, которые мне помогают развивать проект».
«Когда я оглядываюсь назад, то понимаю: те же самые промахи, что и я, допускали мои менторы и мои друзья».
«Не стоит забываться после первых успехов. В Казани, например, средняя зарплата равна 25–30 тысячам, поэтому, когда предприниматель зарабатывает свои первые 100 тысяч, он думает, что все знает и все умеет. Это не так. Казалось бы, талантливый человек и у него большое будущее, но он решает для себя, что ему уже ничего делать не надо».