«В начале выставки, где обычно принято размещать информацию о художнике, в «Гараже» висит не биография, а география Пивоварова. Нам показалось странным заключать живого и крайне активного художника в бронзовую форму хронологии «родился-женился». Кроме того, Пивоваров очень органично связан с Москвой, идея места для него крайне важна. Как только он оказывается в Праге (эмигрировал в 1982 году. — Прим. ред.), лишенный корней, его творчество сильно меняется. И он сам признается в книге «Влюбленный агент», что после переезда в город Метерлинка и Кафки оказался в некотором роде в нулевой точке.
На этой стене (открывающей выставку. — Прим. ред.) соседствуют сухие справки и семейные фотографии. Этот контраст, на мой взгляд, отвечает задаче описать дух московского концептуального круга в то время, когда искусство развивалось в крайне приватной среде, практически не выходя во внешний мир. Мне было важно вернуть в активный обиход то, что было потом названо «Школой Сретенского бульвара» — этот термин придумал чешский искусствовед Индржих Халупецкий. В Москве его отвели в мастерскую к Кабакову, и он объединил в одну «школу» художников-концептуалистов, которых там встретил (Янкилевский, Штейнберг, Пивоваров и сам Кабаков). Мы хотели ослабить одиозность термина Бориса Гройса «московский романтический концептуализм» и выйти за пределы этой идиомы, показывая горизонтальный срез Москвы 1960–1980-х годов, связанной с пивоваровскими местами».
Лианозово. Квартира Оскара Рабина, 1998 год.
В так называемую Лианозовскую группу входили художник и поэт Евгений Кропивницкий, его жена Ольга Потапова, их сын Лев Кропивницкий, дочь Валентина и ее муж Оскар Рабин, дома у которого в Лианозово собирались участники объединения. С группой также связаны имена художников Владимира Немухина, Лидии Мастерковой, Николая Вечетомова, поэтов Игоря Холина, Генриха Сапгира и Яна Сатуновского. Это одно из первых неформальных объединений послевоенного СССР.
Иноземцева: «Пивоваров был очень близок с Холиным и Сапгиром — без них не случилось бы пивоваровской серии «Проектов для одинокого человека».
Квартира Пивоварова около станции метро «Речной вокзал», 1970-е
В кооперативном доме на улице Фестивальной получили квартиры Виктор Пивоваров, Эдуард Гороховский, Иван Чуйков и Илья Кабаков.
Екатерина Иноземцева: «На улице Фестивальной Пивоваров жил молодой веселой жизнью. Из этого дома он и ехал в свою мастерскую на Маросейке во второй части альбома «Сад» (работа «Где я?», 1975). А на этой фотографии у него в гостях Кабаков со второй женой — филологом Викторией Мочаловой. С ней Виктор очень дружен и продолжает общаться до сих пор».
Малая Грузинская, 28, 1979
В Горком графиков были приняты многие концептуалисты — Штейнберг, Кабаков, Шварцман, Янкилевский, Инфанте. Это помогало им избежать обвинений в тунеядстве, а также давало право выставляться в зале на Малой Грузинской. Несмотря на то что Пивоваров не был членом горкома, ему удалось принять участие в коллективной выставке «Цвет, форма, пространство».
Иноземцева: «Мы страшно обрадовались, когда обнаружили эту фотографию. Здесь в 1979 году впервые был показан полностью цикл «Семь разговоров» — а сейчас у нас московский зритель видит этот проект впервые с того времени».
Мастерская Пивоварова на Маросейке и дача на платформе Челюскинская, 1970-е
Иноземцева: «Мастерская Пивоварова со временем превратилась в место для дружеских встреч, показов и бесед. И в какой-то момент хозяин мастерской начал убегать от всей этой активной социальной жизни вместе с сыном Пашей (художник Павел Пепперштейн. — Прим. ред.). На станции Челюскинская у них был небольшой домик, где они рисовали и устраивали пленэры. Пашино детское творчество совершенно потрясает: уже в 13 лет это был совершенно взрослый и сильный художник, а в их совместной работе с отцом есть что-то невозможно щемящее».
Виктор Пивоваров. Мастерская на Маросейке, 1977
Никита Алексеев, Виталий Пацюков, Виктор Пивоваров, Андрей Монастырский в мастерской на Маросейке, середина 1970-х
Ирина и Виктор Пивоваровы. Челюскинская, 1965
Павел и Виктор. Челюскинская, 1975
Павел и Виктор. Москва, 1974
В мастерской было две отдельные комнаты, кухня, проходная и веранда. Здесь бывали Холин, Сапгир, Овсей Дриз, Георгий Балл, Ян Сатуновский, Георгий Худяков и Эдуард Лимонов. Дачу тоже отличала компактность: имелась комната с кроватями и веранда с двумя столами — рабочим и обеденным.
Пост «Бульдозерная выставка» в парке «Измайлово», 1974
После скандальной «Бульдозерной выставки» художникам разрешили выставить свои работы на один день в Измайловском парке. Среди тех, кто выступил в качестве сочувствующих зрителей, были Илья Кабаков, Виктор Пивоваров, Эдуард Гороховский и Эдуард Штейнберг.
Иноземцева: «Все эти ребята, которые сидят на пригорке и наблюдают свысока, — это так называемая группа неприсоединившихся. Это была их принципиальная позиция: они не захотели участвовать в разрешенной властями выставке в забытом богом месте».
Коммунальная квартира мамы Пивоварова на Лужниковской улице — сейчас улица Бахрушина, 1951
Быт той коммунальной квартиры описан во многих работах Пивоварова — среди прочего в альбомах «Квартира 22» и «Действующие лица».
Иноземцева: «Один из самых трогательных моментов — фотография Пивоварова с мамой Софьей Борисовной, которая всю свою жизнь занималась, в сущности, сыном, всячески поощряя его занятия искусством. На открытии в Пушкинском музее Виктор произнес очень трогательные слова, что мама страшно бы гордилась, увидев работы сына в ГМИИ. Мама действительно важный персонаж в судьбе и искусстве Пивоварова. В детских годах сокрыто происхождение многих важных для него сюжетов и то, почему он апеллирует к зрителю напрямую, обращается к его непосредственному опыту. На самом деле Пивоваров показывает детские и юношеские переживания каждого из нас, превращая их в универсальные».