В середине февраля редакция «Афиши Daily» решила провести эксперимент: положить ботинок в пакет с реагентами на пару недель. А заодно отправить образец на анализ в лабораторию. Рассказываем, что произошло с ботинком, почему эксперимент получился не совсем точным и чем на самом деле покрыты тротуары Москвы.

Часть I. Эксперимент

Идея, результат и ошибки

Каждый день мы ходим по усыпанным реагентами тротуарам Москвы. Чтобы проверить, насколько это вредно для обуви, мы взяли две пары. Ботинки из искусственной кожи мы купили в «Ашане», а поношенные кроссовки пожертвовал главный редактор Егор Беляков.

Пакет реагентов для испытания добыла шеф-редакторка раздела «Красота» Таня Решетник. Отметим, что этот образец собран в районе станции метро «Юго-Западная»: здесь Таня нашла примерно два килограмма бесхозного противогололедного вещества.

Обувь мы положили в плотный мусорный пакет, на дно которого предварительно поместили смесь реагентов и снега. Пакет плотно завязали, поставили в обувную коробку и забыли о нем на две недели.

Когда настало время проверить результат, и мы впервые достали обувь, запах из коробки сильно ударил в нос. Вспомнился урок химии, где учили правильно определять запах химических веществ. Второй раз мы открыли коробку уже на улице и на всякий случай прихватили очки и плотный шарф для защиты лица.

Ботинок, который мы купили в «Ашане», полностью покрылся плесенью и непонятной субстанцией. Подошва слегка осветлилась. А вот кроссовка почти никак не изменилась. Кроме того, что впитала в себя влагу, а подошва слегка покрылась каким‑то веществом. Все жутко воняло химикатами.

Что мы сделали не так

Для чистоты эксперимента нужно было провести «холостой опыт»: замочить в чистой воде второй ботинок из пары и так же плотно закрыть в пакете. Как нам позже объяснили эксперты из лаборатории, кожзаменитель пропитан разной химией, которая при взаимодействии с водой могла продемонстрировать точно такой же результат.

Дисклеймер: безусловно, мы понимаем, что условия в редакции совсем не похожи на лабораторные, поэтому на научное исследование не претендуем. Данный опыт — лишь попытка проверить гипотезу своими руками и немного повеселиться.

Часть II. Лабораторный анализ образца

Правда о реагенте, с которым мы проводили эксперимент

Во второй части эксперимента мы разбирали состав реагента на вещества. За помощью обратились в Испытательный центр МГУ. В результате проведенных работ (экспертное заключение имеется в редакции. — Прим. ред.) оказалось, что образец в основном состоит из карбоната кальция (85%) и оксида кремния (12%). То есть предоставленный реагент — ничто иное как кальцит. Он же мрамор.

Игорь Бузин

Научный сотрудник Испытательного центра МГУ

«Данный анализ ни в коем случае не утверждает, что абсолютно все реагенты безопасны для окружающей среды. Особенно если это хлорид натрия, который негативно влияет на почву, и от которого следует отказаться совсем. Но этот образец скорее улучшает механическое сцепление с поверхностью. В нем содержится мало растворимых компонентов — в основном кальций и карбонат. Он не оказывает негативного влияния на среду, потому что не контактирует с ней: просто уходит в почву как бетон, кирпичи, и остается там. Реальная проблема реагентов в том, что иногда их применяют неправильно: наваливают кучами в одном месте».

Здесь и далее: один ботинок из пары, который использовали в эксперименте, второй не подвергался никакому воздействию

1 из 4
2 из 4
4 из 4
Подробности по теме
Тысяча червей: как редакторы «Афиши Daily» стали вермифермерами
Тысяча червей: как редакторы «Афиши Daily» стали вермифермерами

Часть III. Реагенты

Чем на самом деле посыпают наши дворы

Самые известные реагенты можно разделить на два типа: твердые — подходят для любой погоды и температуры, используются для сокращения тормозного пути, и жидкие — годятся только для сухой погоды и применяются в профилактических целях. Если на участке дороги уже образовался лед, то после обработки жидкими реагентами наледь только увеличится.

Жидкие реагенты

С 2011 года в Москве в качестве жидкого реагента применяют раствор хлорида кальция и хлорида натрия. Несмотря на то, что все противогололедные реагенты (в том числе и твердые), применяемые в городе, имеют заключение государственной экологической экспертизы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, а также всю необходимую разрешительную документацию на использование в городе Москве, считать их безвредными все же нельзя.

Еще в 2009 году кафедра инженерной и экологической геологии геологического факультета МГУ проводила исследование. В нем говорится, что дорожные осадки, которые возникают в результате применения жидких реагентов, увеличивают коррозийность грунтов, изнашивают асфальт, автопокрышки и обувь, а также негативно влияют на почву.

Твердые реагенты

В качестве твердых реагентов в Москве разрешено использовать комбинированное противогололедное вещество — смесь мраморной крошки, небольшого количества хлорида натрия (пищевой соли), формиата натрия (соль муравьиной кислоты), а также хлоридов калия и кальция.

Действует состав следующим образом: «химия», вступая в контакт со снегом, выделяет тепло, и снег (лед) тает. Крошка — механическая фракция, предотвращает скольжение там, где лед растаял не полностью.

Этот тип реагента считается наиболее оптимальным, он практически безвреден для городских объектов, жителей и природы. Единственный минус — белый налет, который остается при растирании обувью мраморной крошки об асфальт и плитку. Кроме того, крошка не растворяется в воде, поэтому периодически ее нужно убирать с тротуаров и вывозить на переработку или на свалку.

Другими словами белые гранулы, которые мы видим у себя под ногами, — не что иное, как мелкие кусочки мрамора, которые никаким образом нам не вредят.

Как нам с этим жить

Что касается жидких реагентов, сотрудники кафедры инженерной и экологической геологии геологического факультета МГУ установили, что необходимо существенно сократить объемы применения реагентов, ужесточить контроль за нормами их использования, полностью запретить применение технической соли, а также быстро и своевременно убирать остатки реагентов с дорог. Что касается обуви — поможет только тщательный уход. А собаку лучше выгуливать вдали от проезжей части или надевать на лапы специальную обувь.

По словам заведующего кафедрой на факультете почвоведения МГУ им. Ломоносова Дмитрия Хомякова, основной вред сапогам, лапам или автомобильным деталям приносит ненормированное использование реагента. Предотвратить это помогает специальная техника с дозированным использованием реагента и повышенный контроль. Что относится и к твердым реагентам.

Существует технология применения реагентов и уборки улиц в зимнее время, которую установил Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы. В них сказано, что расход жидких и твердых реагентов на проезжей части зависит от температуры воздуха. На тротуарах, во дворах, на остановках общественного транспорта и прочих пешеходных зонах — разрешено использование не более 100 граммов комбинированного реагента на квадратный метр. В особых случаях и по отдельному распоряжению количество может быть превышено в два раза. И лишь в чрезвычайных гололедных ситуациях можно использовать чисто химические реагенты. В парках, скверах и озелененных зонах использовать техническую соль и жидкий реагент нельзя.

О любом нарушении применения реагентов в городе можно сообщить на портале «Наш город», что в настоящих экологических условиях просто необходимо.

Какие способы борьбы с гололедом используют в других странах

В Финляндии улицы посыпают гравием. Весной его собирают спецмашинами, моют и в следующем году используют снова. Дороги поделены на категории: автомагистрали убирают в первую очередь, на остальных дорогах часто просто ездят по укатанному снегу.

В Норвегии трубы отопления и горячей воды прокладывают под автомагистралями, чтобы снег не задерживался. На дорогу сыплют гранитную крошку.

В Швеции применяют особую дорожную соль, которая смешана с сахаром. Такая смесь дольше лежит на дорогах, а детали автомобиля от нее не страдают.

В Германии соленые смеси запрещены — дороги просто чистят. Разрешено добавлять щелочь, для облегчения уборки снега, но не более 25 граммов на квадратный метр.

В Канаде сразу строят антигололедные дороги: в асфальт добавляют верглимит, который заставляет снег плавиться быстрее. Но кроме этого используют и смеси солей.

Подробности по теме
Редакция попробовала покупать продукты без упаковок, но эксперимент провалился
Редакция попробовала покупать продукты без упаковок, но эксперимент провалился