Понедельник, 4 марта
«Вокс люкс»
Странный и неоднозначный фильм про талант с Натали Портман в роли певицы с психологической травмой
В 90-е Селеста (Натали Портман) чуть не погибла из‑за школьной перестрелки, однако выжила, выросла и стала взбалмошной суперзвездой с психологической травмой. Вторую режиссерскую работу артиста Брейди Корбета, снимавшегося у Араки, Триера, Ханеке и прочих звезд фестивального движения, показали в Венеции, но приняли очень двойственно. Впрочем, постановщик «Детства лидера», кажется, не вычеркнут из списка молодых талантов: картина разделила зрителей на два лагеря — а это о чем‑то да говорит. В широкий прокат фильм выйдет с 7 марта, а за два дня до этого его можно будет увидеть первыми в «Гоголь-центре». Представит картину кинокритик и куратор «Гоголь-кино» Стас Тыркин.
«Юморист»
Советский комик идет против власти
Режиссерский дебют писателя, журналиста и сценариста Михаила Идова («Лондонград», «Оптимисты») про эстрадного комика Бориса Аркадьева (Алексей Агранович) и его непростые отношения с советской системой. Из всего этого вырастает смелое авторское высказывание про противоборство власти и шутов, декламирующее, что тоталитаризм, по сути, боится только одного: быть высмеянным. Рецензию на фильм читайте здесь.
«Я говорю, что люблю тебя» в Галерее на Солянке
Экзистенциальный ужас любви к советской песне
Владислав Наставшев, известный в Москве по спектаклям в «Гоголь-центре» («Без страха», «Митина любовь», «Кузмин. Форель разбивает лед»), споет под аккомпанемент рояля и гитар несколько советских шлягеров. Жанр выступления обозначен как «перформанс», а сам Наставшев подводит под свое выступление экзистенциальную базу: «Мы пытаемся убежать от ужасов, происходивших в истории ХХ века, но в итоге странным образом получается, что опять к ним стремимся». 4 и 5 марта в Галерее на Солянке.
Вторник, 5 марта
«Смерть и чипсы» в «Практике»
Разговоры о суициде языком Леонида Андреева
Авторы спектакля взяли шесть рассказов Леонида Андреева и написали по их ключевым мотивам инсценировку, которая получилась о потенции к самоубийству, страхе смерти и поиске ресурсов к тому, чтобы выжить в условиях увеличивающегося хаоса.
«Фрэнсис Бэкон, Люсьен Фрейд и лондонская школа»
Важнейшие фигуры послевоенной живописи под одной крышей
Вторая мировая война перевернула жизнь людей полностью — и искусство, конечно, не могло оставаться в стороне. Часть художников занималась в это время абстракцией, часть — готовила трамплин для совершенно новых медиа и форм, которые будут расцветать в 60-е и 70-е. Так называемая лондонская школа же в этом смысле была особо примечательна своей повестововательностью и вниманием к человеку, его телесности, его слабостям и страстям. В новом проекте-блокбастере будет шесть разделов и восемьдесят живописных работ из лондонского музея Тейт, включая произведения Франка Ауэрбаха, Фрэнсиса Бэкона, Люсьена Фрейда, Майкла Эндрюса и других художников из группы, представлявшей собой, возможно, самый значительный этап в истории развития британского искусства. В поддержку выставки музей обещает устроить музыкальный фестиваль.
Среда, 6 марта
Kronos Quartet в «Зарядье»
Струнный квартет, который убил скуку в академической музыке
Американский Kronos Quartet появился в начале 70-х и стер все жанровые и стилевые границы: сегодня они могут играть какой‑нибудь зуболомный авангард, потом своих минималистов, а после записывают альбом композитора и гитариста The National Брайса Десснера или голливудскую партитуру (ту самую слезливую тему из «Реквиема по мечте» сыграли именно они). Все это, конечно же, исполняется с великолепным мастерством и неизменным вкусом. В «Зарядье» они везут программу, в которой как‑то уместились египетский электронщик Ислам Чипси, Владимир Мартынов (он написал новую вещь специально для ансамбля), король грустных танго Астор Пьяццолла, минималист Терри Райли, постминималист Майкл Гордон и даже авторская версия фолк-баллады «Дом восходящего солнца».
«Женское дело»
Вышивание на новый лад
Десять художниц галереи показывают работы круглой или овальной формы, оммаж традиционному женскому делу — вышиванию. Индустриальные пейзажи, абстрактная графика и кухонные зарисовки становятся метафорой границ женского искусства, а вышивка и рисунок, по замыслу куратора, символизируют встречу с традицией в современном контексте.
Четверг, 7 марта
«Чужой»
Космический хоррор про чужого на борту
Коммерческий корабль «Ностромо» (груз — 20 млн тонн обогащенной руды) возвращается на Землю, когда получает сигнал SOS с планеты LV-426. Вскоре, впрочем, выяснится, что это сигнал не бедствия, а предупреждения — и что на корабле появился восьмой пассажир, Чужой. Вершина космического хоррора, породившая три сиквела и уйму подражаний, а также пережившая перезапуск, который устроил ее отец-основатель Ридли Скотт («Прометей», «Чужой: Завет»). Но до того, как была разработана мифология Чужих, этот монстр пережил массу трактовок (от религиозных до психоаналитических), в сущности, всегда оставаясь больше их всех. Все, что нужно знать про это кино, — оно про столкновение маленького человека с идеальной машиной для убийства: кричи, не кричи, все равно в космосе никто не услышит твоего крика. И посему это абсолютно гипнотическое зрелище, завораживающее как удав своим взглядом. Такое ощущение, что в жилах у фильма, как и у инопланетного монстра, течет самая настоящая кислота. В этом году легендарной картине исполняется 40 лет — повод вернуться на большие экраны.
«Капитан Марвел»
Бри Ларсон бьет старушек и дарит вселенной надежду на счастливую жизнь
Недостающий пазл для будущего замеса в сиквеле «Войны бесконечностей» — история происхождения супергероини Капитана Марвел. Единственное, в чем киновселенная Marvel до сих пор отставала от DC, — это сольный фильм про супергероиню. И вот за дело взялся дуэт из Анны Боден и Райана Флека (ранее планировалась Ава ДюВерней: «Сельма» и «Излом времени»). На дворе 1990-е, пилот ВВС США Кэрол Денверс (Бри Ларсон) обретает суперсилы расы Крии вследствие взрыва. Теперь она обладает кучей полезных навыков, а также видит воинов враждебной расы Скруллов, которые способны мимикрировать, например, под пенсионерок. Среди заявленных персонажей: лидер Скруллов Талос (Бен Менделсон), Марвел, Мар-Велл (Аннетт Бенинг), Йон-Рогг (Джуд Лоу), Ронан Обвинитель (Ли Пейс) и вездесущий Ник Фьюри (Сэмюэль Л.Джексон).
«Ван Гоги»
Алексей Серебряков и Даниель Ольбрыхский разыгрывают семейную драму
Продюсер «Страны глухих» Валерия Тодоровского, соавтор «Ассы» и режиссер памятного фильма «Кикс» Сергей Ливнев поставил полуавтобиографическую историю о невыносимо деструктивных отношениях между известным дирижером (Даниель Ольбрыхский) и его сыном, современным художником (Алексей Серебряков), который — не без оснований — не может простить отца (такая напряженность приводит к взаимной глухоте героев друг к другу — и тут в помощь метафора с отрезавшим себе ухо Ван Гогом). Быть может, «Ван Гоги» — театральная, но тем не менее качественно сделанная (где‑то прям под Бергмана) семейная драма с хорошими актерскими работами. А поскольку кино снято не с точки зрения молодых, а, скажем так, возрастных персонажей, то и посвящено оно не бунту, а прощению, прощанию и примирению. Ну и, конечно, символично, что если раньше Евгений Ткачук (герой Ольбрыхского в молодости) играл отца Серебрякова в «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов», то теперь все ровно наоборот.
«Родители легкого поведения»
Комедия о безбашенных родителях, пролагающих дочери дорогу в жизнь
Фрэнк (Алек Болдуин) и Нэнси (Сальма Хайек) — обеспеченная семейная пара, которая гордится своим финансовым положением. У них роскошная вилла, дорогие машины и дочка, которая вот-вот поступит в колледж. Но оказывается, богатство семьи не безгранично — и Фрэнк и Нэнси осознают, что не потянут дорогостоящее обучение дочурки. Они разрабатывают коварный план, чтобы скрыть от своей дочери и ближайшего окружения настоящую причину их финансовых проблем. Фред Вулф, ранее написавшую угарную комедию «Одноклассники» с Адамом Сэндлером, вновь решил позабавить всех шутками про великовозрастных инфантилов.
«Здесь была Бритт-Мари»
Экранизация шведской мечты о счастье
После сорока лет брака пожилая домохозяйка Бритт-Мари (Пернилла Аугуст) уходит от мужа, уличенного в измене. Она переезжает в маленький городок Борг, из которого после закрытия единственного предприятия уехали почти все жители. Именно здесь Бритт-Мари в шестьдесят три года получает второй шанс на воплощение своей давней мечты. Она устраивается на работу в местный молодежный центр и неожиданно для самой себя начинает понемногу меняться. Экранизация романа шведского писателя Фредрика Бакмана («Вторая жизнь Уве»), которого остро интересуют пожилые люди, переосмысляющие свою жизнь.
«Тень»
Чжан Имоу возвращается в мир летающих кинжалов
Эпоха Троецарствия, подмененный двойником по прозвищу Тень главнокомандующий Цзы Юй (Дэн Чао) плетет интриги против действующего царя, в то время как его двойник жаждет оставить дворец и вернуться домой. После нескольких не самых успешных больших полотен с американскими артистами («Цветы войны» и «Великая стена») китайский постановщик Чжан Имоу («Герой», «Дом летающих кинжалов») вернулся к костюмированным драмам с применением режуще-колющего оружия и воздушной акробатики. Этого зрители от него и ждали.
«Частная война»
Военно-полевой байопик известной журналистки
В боевых условиях, где журналистам всегда грозит опасность, Мэри Колвин (Розамунд Пайк) являлась одной из самых знаменитых военных корреспонденток. Она не боялась оказаться в самом центре горячей точки и вела репортажи из Косово, Чечни, Сьерра-Леоне, Зимбабве, Шри-Ланки (где потеряла глаз) и Сирии (где лишилась жизни). В основу фильма легла статья «Частная война Мэри Колвин», опубликованная в 2012 году в журнале Vanity Fair, а за его постановку взялся Мэттью Хайнеман, отметившийся до этого экстремальным доком «Земля картелей». Фильм номинировался на «Золотой глобус» в категориях «Лучшая актриса» и «Лучшая песня».
«Королевский корги»
Мультфильм о любимом символе королевской семьи
Oднaжды любимец Елизаветы II, беззаботный кoрги пo кличкe Рeкc, oтcтaл нa улицaх Лoндoнa oт cвoeй хoзяйки и пoтeрялcя. Житель роскошного дворца попал в незнакомый и неприветливый мир, где невольно был втянут в собачьи бои. Чтобы вернуться в королевский замок, Рeкcу прeдcтoит прeoдoлeть мнoжecтвo нeлeгких иcпытaний и необычных приключений, во время которых Рекс также неожиданно найдет любовь и свое истинное я.
Enter Shikari в «Стадиуме»
Электронный хардкор-конструктор
По концертам британского квартета можно экспресс-методом изучать молодежную музыку XXI века: под дабстеповый воббл-бас и трансовую драм-машину гитары на гаражном звуке играют мелодик-дет, срывающийся в хардкор. Анархо-панковская политическая сатира текстов то поется гневным скримо, то рычится лютым гроулингом, то зачитывается на манер ямайского гангста — а в припевах то и дело норовит вступить церковный хор. При этом песни скроены столь ладно, что этому позавидуют многие поп-музыканты
«The Key»: dOP и Blent в «Бессоннице»
Главные хулиганы европейской электронной сцены
Первая вечеринка The Key Live от Sagrado Corp. — серии мероприятий, призванных показать электронную сцену с новой стороны. Помогать в этом деле будут необычные, но для наших широт привычные хедлайнеры: в лайнапе дебютной вечеринки заявлены трио dOP из Франции и дуэт канадца Седрика Гасаида и московского продюсера Виктора Карзалова Blent. Необычные они из‑за подхода к звуку: dOP играют с духовыми инструментами и живой перкуссией, а Blent — с ударником и гитаристами. Живой звук — это главное условие The Key Live. Привычные — потому что те же dOP из России как будто бы не уезжают. Компанию хедлайнерам составят отечественные электронщики: Adamov, Bvoice & Anrilov, Bypass, Deep Square, Gatilov и Spy.Der.
DJ Deeon в «НИИ»
Крестный отец гетто-хауса на юбилейной «Планете Савьер»
На пятой вечеринке «Планета Савьер» выступит классик чикагской сцены, главный артист лейбла Dance Mania — Дион Бойд, он же DJ Deeon. Его имя вы могли слышать в треке «Teachers» группы Daft Punk. Назвать своим «учителем» Бойда могут не только они — за более чем 30-летнюю деятельность он выпустил серию пластинок и повлиял на целые музыкальные сцены. В «НИИ» DJ Deeon сыграет полуторачасовой сет, а компанию ему составит местная гетто-гвардия: Adil, low808, GLS, HMOT и Ellipse.
«Космос и фантастика»
Цикл лекций о космической фантастике ХVII–ХХI веков
Как мечты о путешествиях на другие планеты отражались в литературе с докосмических времен до наших дней? Разбираться в этом будут в Музее космонавтики — с 7 марта там стартует цикл лекций «Космос и фантастика». Первую из них — «Полеты на Луну в эпоху «короля-солнца»: космическая фантастика середины XVII столетия» — историк культуры Мария Неклюдова посвятит тому, как идея покорения небесного тела не давала покоя писателям еще за два столетия до первого реального полета на Луну. Вход на все лекции — по стандартному билету в музей (он обойдется вам в 250 рублей) и предварительной регистрации.