Общественное движение «Артгородок» — это творческая инициатива деятелей культуры, которые хотят создать по всей России новые города с малоэтажной архитектурой, вписанной в природу, и с учетом русской идентичности.
Где уже есть новые города
Идея новых частных городов и районов развита во всем мире. Например, в Копенгагене есть квартал со своей валютой и законами Христиания. Его жители принимают собственные законы, независимые от законов Дании. Среди них: запреты на автомобили, воровство, тяжелые наркотики, огнестрельное оружие и бронежилеты. А в Индии по образу итальянского Портофино около десяти лет строят частный город Лаваса.
В России есть свои примеры. Доброград — частный район в деревне Гороженово во Владимирской области. Его создал предприниматель Владимир Седов на свои средства, заручившись поддержкой государства. В Доброграде есть театр, спортивный комплекс, медицинский центр, школа и детский сад, дома по два-три этажа и аэродром. Число местных жителей не превышает 40 тысяч человек. В планах — получение официального статуса города.
Еще один пример — Иннополис — город, расположенный недалеко от Казани, который создан с целью развития информационных и инновационных технологий. Официально в нем зарегистрировано 147 жителей и еще около 3000 живет в арендных домах.
Кто и зачем создает Новый русский город
«Коммерческое жилье, в которое государство вкладывает деньги не передает «русскость» городской архитектуры. Иностранцы едут только в Москву или Петербург, чтобы посмотреть на превосходные творения Растрелли, Кавоса, Трезини, но дальше редко забираются. Из-за этого сильно страдает региональный туризм. Кроме того, жить в многоэтажках неудобно, некомфортно и дорого. Поэтому мы хотим предложить людям концепцию комфортного малоэтажного жилья в современном русском дизайне, который привлечет туристов.
Мы хотим создавать поселения с архитектурой, характерной исключительно для России: некий синтез того, что строили со времен Древней Руси вплоть до настоящего времени. При этом связь с историческим прошлым в оформлении городов необязательна, это могут быть полностью футуристичные поселения, главное — уникальность. Мы планируем создавать проекты, которые впишутся в среду конкретного города — то есть в Якутии вы не увидите такого же города, как под Краснодаром, так как культурные коды и история у населения там разные.
«Артгородок» — артистическая идея, которая не зависит от государства. Его поддерживают, в том числе финансово, известные люди искусства — актер и режиссер Александр Калягин, директор Третьяковской галереи Зельфира Трегулова, музыкант и режиссер Стас Намин и другие. Сейчас мы сами продвигаем идею в массы, но после официальной презентации, которая пройдет 21 марта, обратимся за финансовой поддержкой и к государству.
По нашим расчетам, примерный бюджет постройки Нового русского города составляет 63 млрд рублей. Из них 25 млрд — субсидии, а 38 млрд — заемные средства. Это соизмеримо, например, с затратами на проведение Олимпийских игр. Если люди нас поддержат, мы постараемся доказать правительству выгоду и пользу такой инвестиции».
«Заказчик поставил нам задачу спроектировать город, с узнаваемыми чертами русской архитектуры, но при этом современный, стильный и экологичный. В итоге у нас получился этакий русский город настоящего на основе архитектурного наследия прошлого. Город, в котором хочется спокойно и безопасно жить, а не существовать».
Почему проект получился таким
«Первое, о чем мы думали, — будем ли делать город с нуля, на основе района внутри крупного города или полузаброшенного поселка городского типа. Решили делать с нуля, но в близости 50 километров от существующего города-миллионника.
Начали мы с анализа городов, которые задумывались или были реализованы: начиная от концепции Города Солнца российского авангардиста Ивана Леонидова и древнерусского города Китеж, заканчивая Ауровилем в Индии, Иннополисом в Татарстане и столицей Бразилии, которую возвели с нуля буквально за несколько лет в 1950-х годах. Мы оценивали плюсы и минусы всех проектов, чтобы учесть их при проектировании. Затем изучили характерные особенности градостроительных планировок, начиная от древнерусских до настоящих. Пришли к выводу, что для своего города мы соберем паттерны планировок и будем их использовать в зависимости от особенностей участка, рельефа, а также удаленности от центра города, но при этом обнесем его валом, как это делали на Руси.
После мы задумались над дизайн-кодом. Все разрабатываемые решения проверяли на «Определителе русскости дизайна», который создало наше бюро совместно с другими известными архитекторами. Мы искали аналоги современных вещей в типичных для древней Руси формах и предметах и сопоставляли их с ключевыми понятиями русского дизайна — традиционностью, сказочностью, колобковостью, размахом, рассеянностью и другими.
Что касается архитектуры, мы сразу поставили себе ограничения: никакого лубка, Диснейленда и искусственного историзма. Но при этом и русский, и иностранец должны сразу угадать во всем этом что-то исконно русское. Также мы учитывали менталитет русского человека, чтобы спроектировать максимально комфортную для него среду — именно поэтому в нашем городе большое внимание уделяется природе, дачам и общественным развлечениям.
Мы проводили воркшопы со специалистами из разных сфер. На одном из них выработалась концепция самостоятельности, которая в итоге стала идеологией нашего города. Мы поняли, что должны дать людям то, что замотивирует их приехать и остаться жить в таком городе».
Из чего состоит новый город
«В городе есть культурный и торговый центры, концертный зал, творческие коворкинги, спортплощадка, а также зеленые зоны, где горожане смогут устраивать пикник, рыбачить и отдыхать. Чтобы избежать классового неравенства, квартиры для людей с разным достатком будут располагаться в одном дворе. Предусмотрено проживание как в квартире, так и в большом доме на несколько семей. Поскольку город планируется небольшой — около 3 километров в диаметре с населением 50 тыс. человек — горожане будут постоянно взаимодействовать.
Поскольку наша концепция — город самостоятельных людей — человек будет сам решать, за что ему платить, а за что нет. Оплата каких-то услуг и товаров может быть коллективной или индивидуальной. Это будет похоже на товарищества собственников жилья или кооперативы, но в современном ключе. Поскольку весь город будет индивидуальным, горожане должны понимать, что развитие и уклад жизни зависит только от их решений».
«В новом городе пешеходы в приоритете. Есть общественный транспорт, велополосы. Поэтому личные автомобили не загружают улицу, хотя пользование своей машиной также доступно.
Город ориентирован на предпринимательство. На первых этажах жилых зданий можно будет арендовать помещение для организации своего дела. Кроме того, здесь будет удобно реализовать различные современные экологические и инженерные решения: экономия, экология, здоровая среда и рациональный образ жизни. Все это про наше с вами будущее».
Когда можно переезжать и сколько будет стоить жилье
«Проект планируем реализовать через 20 лет. При лучшем раскладе в 2019 году мы получим субсидии от государства и начнем проектные работы. Еще через два года продадим часть планируемых квартир потенциальным покупателям.
При покупке жилья будет действовать следующая система: сначала покупатель оплачивает 50% от стоимости квартиры, а остальную половину выплачивает в рассрочку под 4% в течение 13–30 лет. Большой плюс — низкая общая стоимость жилья: около 60 тыс. рублей за квадратный метр. Например, стоимость квартиры 75 квадратных метров с рассрочкой на 30 лет будет стоить примерно 4,26 млн рублей, что неимоверно дешево.
Мы хотим, чтобы жилье в таких городах могла позволить себе любая работающая семья вне зависимости от уровня жизни и социального класса».
Утопия или новый тип жизни
«Сейчас это все звучит как утопия, но я уверен, что мы сможем воплотить проект в жизнь. Я верю, что общество и правительство нас поддержат. Думаю, что не только участники нашего движения мечтают о переоценке ценностей в архитектуре и жилье. При этом осознаю, что проект может не удасться.
Я считаю, что уклад жизни, приемлемый для современного мегаполиса, практически непригоден для комфортной жизни. Я хочу, чтобы мои дети, когда вырастут, жили не на 26-м этаже серой многоэтажки, а в красивом городе, окруженном природой, и не тратили драгоценные часы своей жизни на пробки.
Мне жаль, что при таких возможностях и землях, которые есть в России, в архитектуре, застройках и планировках превалирует человеческая жадность, а не стремление к прекрасному».
«Особенность нашей концепции — перевоспитание самого человека. Люди, которые будут жить в нашем городе, должны осознавать, что им придется бережно относиться к среде, сортировать отходы и пользоваться общими бытовыми вещами: пылесосы, стиральные и сушильные машины, садовая мебель, уличный гриль, велосипеды и другое будут общими на дом. Мы никого не заставляем переходить на такой тип жизни, кто захочет ее изменить — тот и придет к нам».
«Несмотря на необычный и красивый внешний вид, это обычный город. Скорее всего, муниципальные службы будут работать иначе, ряд законов использования общественных пространств придется изменить или добавить, но эти перемены, поверьте, к лучшему. Конечно, многие боятся даже реновации в Москве, но когда город построен с нуля, страх перед изменениями снижается».
Что думают эксперты
«Как красивый концепт с картинками переосмысления архитектурного и планировочного наследия это довольно интересная работа, в реализации — спорная. Я скептически к этому отношусь, потому что нам нужно решать проблемы старых городов, а не строить новые. Нужно спасать условный Екатеринбург и вкладывать в него деньги, а не давать средства на реализацию чьей-то фантазии, которая еще не факт, что будет работать. Подобный проект без участия государства никогда не окупится, и я сомневаюсь, что правительство выделит на него бюджет — у него и так есть куда его вложить.
Я не спорю с тем, что архитектурная концепция выглядит очень красиво, но даже в ней есть спорные моменты. Например, трамвай: зачем в городе на 50 тыс. человек трамвай? Он будет воздух перевозить? Причем очень дорогой. Многое в ней еще нужно переделывать и додумывать, если они хотят ее все-таки реализовать. Экономика города тоже вызывает некоторые сомнения. Люди, которые переедут туда жить, просто возьмут и бросят свою работу или будут работать в этом городе без какой-либо финансовой гарантии? Я так не думаю.
Возможно, это будет работать в качестве города-спутника или отдельного района, вписанного в полумиллионник. Если все же спутник, то он должен обладать хорошей транспортной доступностью. То есть чтобы все описанное в проекте начало работать должным образом, его необходимо вписать в уже существующую инфраструктуру, а не создавать новую».