20 главных премьер, выставок, спектаклей и концертов

21 января 2019 в 19:47
Инди-драма «Красивый мальчик», роуд-муви «Зеленая книга» — один из главных фаворитов грядущего «Оскара» — и «Море соблазна» с МакКонахи и Энн Хэтэуэй, концерт в ЗИЛе в честь открытия Перекрестного года музыки России и Великобритании, новая выставка Хаима Сокола и фестиваль «Золотая маска».

Понедельник, 21 января

«Наше время»

Сеанс душевного эксгибиционизма от мексиканского Тарковского — Карлоса Рейгадаса

Поэт-ковбой Хуан (Карлос Рейгадас) состоит с Эстер (Наталия Лопес, настоящая жена Рейгадаса) в полиаморном браке, но вскоре эти свободные отношения дают трещину. Самая, кажется, личная драма режиссера «Битвы на небесах» и «Безмолвного света», прозванного за любовь к медитативным и долгим планам «мексиканским Тарковским». На уровне киноязыка «Наше время» — совершенно невербализируемый, похожий на «Рому» опыт. Это эстетический взрыв мозга: от картины совершенно невозможно оторваться, особенно когда ветер шумит в деревьях. Что же касается драматургии, то за три часа фильм успевает пройти такую дистанцию, которая бы уместила не один кинороман. Рецензию Алисы Таежной на фильм читайте здесь.

Вторник, 22 января

«Перекрестный год»: The Same Ensemble в ЗИЛе

Русские и британские песни после Чепиги и Мишкина

Московский The Same Ensemble открывает перекрестный год в музыке между Россией и Великобританией с ловко выдуманной программой: разные версии традиционной шотландской песни «Annie Laurie» будут исполнены вместе с интерпретациями песен Егора Летова (слышали когда-нибудь «Иваново детство» в ансамблевом формате?) и несколькими опусами из цикла «Songs of Innocence» Кирилла Широкова. Вход на это счастье бесплатный.

«По-Чехову. Три сестры» в Центре им. Мейерхольда

Мэтр «новой драмы» ставит классику

Режиссер Виктор Рыжаков известен не только как худрук Центра им. Мейерхольда и педагог Школы-студии МХАТ, но и как первооткрыватель текстов главного героя современной российской драматургии Ивана Вырыпаева. В частности, именно поэтому команда воспитанников Рыжакова носит название «Июльансамбль» — в честь вырыпаевского «Июля», одного из самых впечатляющих произведений «новой драмы». В этом контексте обращение Рыжакова к хрестоматийной пьесе Чехова — экстремальный поворот, от которого можно ждать чего угодно, кроме скуки.

Владимир Наседкин «Протоалфавит»

Очень много керамических руин

Большой проект специально для галереи: солидные керамические плиты разбросаны в духе тотальной инсталляции и напоминают одновременно о конструктивизме и эстетике первобытной культуры. Экспозицию дополняет цикл гравюр на металле. По замыслу все вместе должно вызывать «хтонический трепет».

Среда, 23 января

«Зеркало Карлоса Сантоса»

Через удивительные комнаты к отменному ужину

На вас наденут маски и плащи, у вас отберут телефоны, и вы отправитесь в путешествие по удивительным комнатам (художник Ольга Никитина). Можно будет подслушать ссору родителей, стать участником бунта офисных работников, в конце концов умереть и переродиться (текст написал Максим Курочкин). Даже если в процессе вам покажется грубоватым обращение, в финале вам воздастся — зрителей пригласят на трапезу, в ходе которой можно и не вспомнить про отобранный телефон (все это в течение года создавал режиссер Талгат Баталов). Таков первый в мировой практике иммерсивный спектакль-ресторан.

«Засушенному — верить»

Главная поэтическая выставка месяца

Людей, заставших репрессии, уже нет, но растения, которые они собрали и сохранили, остались. На выставке представлены гвоздики со взлетной полосы московского аэродрома, зеленый ковер трав на месте женского отделения Норильлага, пять подвешенных вниз головой стеблей из сборов натуралиста, шпионившего за декабристами и Пушкиным, листы соловецких заключенных, живые человеческие истории. Также в пространстве выставки есть проекты современных художников Андрея Кузькина и Ивана Щукина.

«Новый пейзаж»

Не best of russia, но типичный вид из окна

Изменения последней четверти века в пейзаже: от советского к пост-, от индустриального — тоже к тому, что последовало. Маршрутные такси, торговые центры, панельные дома — Сибирь, регионы с пониженной плотностью, окраинные территории или абсолютно узнаваемые городские пейзажи, которые могут оказаться в любой точке России. Так кратко можно резюмировать масштабное исследование двух кураторов и семи художников.

Четверг, 24 января

«Красивый мальчик»

Инди-драма про Стива Кэрелла, который не может смириться с повзрослевшим Тимоти Шаламе

Бельгийский режиссер Феликс Ван Грунинген, известный картиной «Разомкнутый круг», снял небольшую драму про журналиста (Стив Кэрелл), который узнает, что его сын (Тимоти Шаламе) стал наркозависимым. Он не только пытается помочь любимому ребенку справиться с зависимостью, но также судорожно вспоминает, из-за чего же улыбчивый мальчуган мог подсесть на мет. С помощью этого сюжета Ван Грунинген исследует неумение родителей понимать своих детей.

«Море соблазна»

МакКонахи снова страдает — теперь в море

Бейкер Дилл (Мэттью МакКонахи) — капитан рыболовецкого судна. Внезапно его навещает гость из прошлого — его бывшая жена Карен (Энн Хэтэуэй). Она умоляет спасти их общего ребенка от ее нового мужа — жестокого миллиардера. По плану Бейкер должен вывести мужа Карен в открытое море и скормить акулам. Автор «Моря соблазна» Стивен Найт известен больше как талантливый сценарист (писавший, к примеру, «Порок на экспорт» и сериал «Острые козырьки»), но есть у него и удачные режиссерские работы («Лок» с Томом Харди — тому доказательство). На этот раз он снял остросюжетный триллер, действие которого происходит в водах Карибского моря.

«Зеленая книга»

Приятная драма про дружбу черного пианиста и его белого водителя

Начало 1960-х. Гениальный черный пианист доктор Дон Ширли (Махершала Али) решает бросить себе вызов и устраивает турне по расистским южным штатам. В качестве водителя он нанимает Тони Валлелонгу (Вигго Мортенсен) — прямолинейного итальянца, чье прозвище Болтун ему более чем подходит. Однако при всем своем напускном расизме и плебейских замашках Тони гораздо сложнее, чем кажется. Серьезный фильм комедиографа Питера Фаррелли (у которого в портфолио есть еще одно незабываемое роуд-муви — «Тупой и еще тупее») сделан по лекалам лирических фильмов Джона Хьюза — и от того производит такое сногсшибательное впечатление. Это непошлый броманс, в котором есть где развернуться и Мортенсену, и Али. Один играет необразованного, но неглупого мужлана. Персонаж другого соткан из вполне понятных неврозов — он не чувствует себя своим ни среди черных, ни среди белых. Но это кино не про расслоение, а про дружбу — а точнее, про то, что настоящая дружба изживает все, в том числе и расизм. Рецензию Станислава Зельвенского на фильм читайте здесь.

«Астрал: Новое измерение»

Фантастический хоррор о перемещениях в пространстве

Студент (Фрэнк Диллейн) сильно скучает по своей умершей матери и начинает практиковать астральные проекции. Для этого он запирается в ванной и думает, не отвлекаясь, о том месте, где хочет оказаться. У него хорошо получается покидать свое тело, а друзья советуют записать все на видео. Но они также оказываются втянуты в эту темную историю. Парень потревожил мрачную и зловещую сущность, которая теперь охотится за ним и его приятелями. А еще его преследуют страшные видения, которые не покидают даже в реальной жизни. Стоит сказать, что к франшизе «Астрал» этот хоррор не имеет никакого отношения.

«Точка возврата»

Сталлоне возвращает память горе-грабителю

В небольшом провинциальном городке совершено дерзкое преступление. Прямо на улице ограблена инкассаторская машина. Грабители похитили 20 миллионов долларов, но почти все погибли в перестрелке. Выжил только МакДональд (Мэттью Модайн), однако он потерял память и не знает, где спрятаны деньги. Теперь полиция во главе с детективом Сайксом (Сильвестр Сталлоне) расследует преступление и пытается вернуть память МакДональду, вколов экспериментальное наркотическое вещество, которое ранее не испытывалось на людях. Еще один старорежимный боевик со Сталлоне и вернувшимся в строй после «Очень странных дел» Модайном.

«BEEF: Русский хип-хоп»

Настоящая драма, рассказывающая про все то, что вы хотели знать о баттлах, рэпе и широких штанах

Рэпер Рома Жиган еще в начале 2010-х принялся разговаривать со знакомыми на камеру, чтобы узнать, как на самом деле звучит «голос улиц». К моменту премьеры картины уже случился исторический баттл Оксимирона и Гнойного, рэп официально стал главной молодежной музыкой прямо сейчас (и может, даже уже начал уступать пьедестал чему-то еще), но задача разобраться в истории отечественной хип-хоп-культуры от этого не стала менее актуальной. Тем более что на главных ролях выступят более сотни важных рэперов: Баста, Оксимирон, Децл, «Каста», Скриптонит, Птаха, Гуф, Noiz MC, Тимати и далее по списку.

«Волки и овцы: Ход свиньей»

И волки сыты, и овцы целы

В сказочном городке мирно проживают волки и овцы. Вражда прекратилась с тех пор, как предводитель волков Серый сам побывал в овечьей шкуре из-за колдовства цыганки. Сейчас Серый следит за порядком и охраняет мирную жизнь вместе со своей подругой волчицей Бьянкой. Но однажды в город приходят незваные гости — песец и маленькая овечка. Никто не подозревал, что они принесут смертельную опасность всем жителям. Придется всем опять вспомнить, ради чего необходимо объединиться.

«Кусама. Бесконечные миры»

Арт-док про известную японскую художницу

Жизнь японской художницы Яей Кусамы — это настоящая success story, или, говоря иначе, «история успеха», а точнее, даже преодоления: ей пришлось пройти различные препоны, чтобы найти место в искусстве и показать свои радикальные работы. Среди самых известных ее работ инсталляция «Бесконечные зеркальные комнаты», в честь которой и назван фильм. 24 января в Центре документального кино пройдет специальный показ фильма, приуроченный к его выходу на платформе Nonfiction.film, на котором автор телеграм-канала о моде «Good morning, Karl!» Катя Федорова расскажет о жизни Кусамы и о том, как мода уживается с искусством, на примере коллаборации художницы с Louis Vuitton в 2012 году.

«Искусство кино» х «Москино»

Первый международный зрительский фестиваль авторского кино в Москве

Премьеры, ретроспектива новой румынской волны и лучшие картины прошлого года по версии главного журнала о кино (а это «Война Анны», «Пепел — самый чистый белый», «Наше время», «Процесс», «Счастливый Лазарь», «Магазинные воришки» и «Между рядами») покажут с 24 по 31 января на первом фестивале, который «Искусство кино» делает вместе с сетью «Москино». Фильмом открытия выбрали драму «Айка» Сергея Дворцевого про мигрантскую жизнь в России, награжденную призом в Каннах. Все показы пройдут в кинотеатре «Космос». Исключения — сериал «Звоните ДиКаприо!» и черная комедия «Сможете ли вы меня простить?»: посмотреть их сможете в «Звезде». Вход на все сеансы бесплатный, но нужно успеть зарегистрироваться — желающих будет много.

Когда:

24–31 января

Где:

Кинотеатры «Космос» и «Звезда»

Подробности:

здесь

Usssy в Powerhouse

Ярость фузз-педалей и экспрессивная психоделика

Usssy — дуэт барабанщика и гитариста с довольно необычной музыкой. Слов в их песнях нет, зато есть ломаные ритмы, безумные партии ударных и виртуозные фуззовые риффы. Usssy называют свою музыку нойз-ориентал-роком — шумной гитарной музыкой с ориенталистской мелодикой, а также звуковыми и исполнительскими экспериментами. Получается уникальный коллектив со своим жанром — фуззовые гитары звучат здесь как ситары, а восточные мотивы, которые обычно ассоциируются с чем-то медитативным и умиротворяющим, становятся здесь по-настоящему взрывными. В Powerhouse музыканты сыграют треки с готовящегося альбома и со старых релизов, а также поимпровизируют с нойз-глитч-дуэтом Drojji.

«Слава» БДТ им. Товстоногова (Санкт-Петербург) в Малом театре

Советская пьеса 1935 года в ювелирной постановке Богомолова

Эталон соцреализма — пьеса Виктора Гусева 1935 года, в которой хороший герой противостоит тоже хорошему герою, поскольку оба одинаково сильно хотят спасти мир и любят одну и ту же хорошую женщину. В конце все хорошо, все приглашаются на дружеский ужин к Сталину. Пьеса — в стихах. Казалось бы, в современном контексте это все должно перевернуться с ног на голову и вызывать саркастическое хихикание. Однако — и в этом трюк — происходящее на сцене, во-первых, визуально сдержанно и потому красиво, во-вторых, не на шутку увлекает сюжетом. Константин Богомолов на наших глазах стал мастером. Спектакль покажут в рамках «Золотой маски». Еще 12 спектаклей, которые стоит посмотреть, ищите в подборке «Афиши».

Хаим Сокол «Мессия придет зимой»

Рисунки заслуженного художника на непростую тему

Силуэтная серия рисунков фломастерами и гуашью продолжает главную линию художника — рассказ о памяти. Его отец 11-летним мальчиком сбежал из гетто под Винницей и скитался, но он не единственный герой этой серии: с равным успехом людьми в черном могут оказаться беженцы и зэки, евреи из гетто, партизаны или жители одного из районов Москвы, что борются за свои дома.

«Медианаркоз. Искусство между мистическим сознанием и разломами реальности»

Дискуссия с участием французского художника и режиссера Клемана Кожитора в Пушкинском музее

Как рождается современное мистическое мышление и как на него реагирует искусство? Обсуждать эти вопросы в стенах Пушкинского музея в четверг соберутся социолог Виктор Вахштайн, галерист Наталья Тамручи, этнолог Дмитрий Опарин, кураторы Карина Караева, Юлия Грачикова и Андрей Паршиков, а также французкий художник, режиссер Клеман Кожитор. Кожитор — номинант премии Cesar, участник кинофестивалей в Каннах и Локарно. В своих работах он вскрывает противоречия современного мира, где архаичные традиции соседствуют с технологиями и обществом потребления. Так, например, рейв у него — это современный ритуальный танец, а экран смартфона — источник новых миров. Одну из своих работ Кожитор представит во время встречи в Пушкинском — впервые покажет фильм «The Evil Eye», за который в прошлом году получил весомую награду в области современного искусства: премию Марселя Дюшана. Дискуссия пройдет в рамках программы «Мифология завтра», посвященной тому, как технологии становятся инструментами искусства и к какому будущему это может нас привести. Вход — по билету в музей, но нужно также заранее зарегистрироваться.

Когда:

24 января, 19.00–21.00

Где:

ГМИИ им. Пушкина, Волхонка, 12

Подробности:

здесь