Директор онлайн-платформы Change.org в Восточной Европе и Центральной Азии Митя Савелов рассказал «Афише Daily» о том, почему важно делиться личными историями, какие проблемы больше всего интересуют людей и как с помощью петиций менять города.

Как Change.org появился в России

И почему первые три года нужно было работать одному

Я узнал о Change.org семь лет назад, когда интересовался тем, как с помощью сотрудничества разных людей (от жителей до власти) можно решать проблемы в обществе. Тогда он как раз становился международнымChange.org — некоммерческая организация, которая появилась в 2007 году в США.. Мне очень понравился формат петиции — не как документ, а как платформа, на которой создается активное сообщество людей, готовых менять мир.

В начале 2012 года я подключился к команде, и мы запустили весь русскоязычный сегмент. Первые три года я работал один, потому что, прежде чем набирать команду, важно было понять, сработает ли вообще эта платформа в России: будут ли люди объединяться для совместной работы, находить партнеров, а также привлекать НКО и СМИ. Сейчас в команде Change.org работают три человека и еще трое — на фрилансе, в России его используют 15 млн пользователей, а в день в среднем одна петиция достигает положительного результата.

Что может изменить общество

Почему нам всем нужно поверить в себя

Во время запуска платформы в обществе еще только начала формироваться позиция «я не жду, что кто-то решит мои проблемы, а сам пытаюсь что-то сделать для этого». Один из главных стереотипов того времени — интернет в этих вопросах бесполезен. Мы долго работали над тем, чтобы люди поверили, что с его помощью тоже можно добиться решения многих проблем.

Кроме того, петиция, помимо текста, в котором сформулировано четкое требование, это форма проявления публичного мнения, что идет вразрез с нашим советским прошлым. Поэтому до сих пор самое сложное в проекте — побороть пессимизм, доказать, что петиции работают, и внушить веру в себя каждому, кто решается на ее создание.

Чтобы общество двигалось в более позитивное будущее, людям нужно учиться работать вместе.

Важно находить разные пути решения проблемы и обо всем договариваться. Когда авторы петиций и те пользователи, которые их поддерживают, вместе добиваются успешного результата кампании, они становятся гораздо увереннее в себе.

Какую петицию можно считать успешной

И почему женщины чаще добиваются результата

Успешная петиция — это когда ее автор добивается всего, что задумывал. А успех кампании в свою очередь зависит от того, насколько эффективно автор работает с людьми, которые его поддерживают. То есть Change.org — это как ручка. Поэтому от того, насколько классно автор использует этот инструмент, зависит то, как будет написано письмо. Создание петиции — первый и простой шаг. Самое сложное и интересное начинается после, когда люди уже объединились и решают, какой будет стратегия и как дальше выстраивать совместную работу.

Женщины чаще достигают успешного результата, несмотря на то что реже создают петиции. Это стало известно после проведения исследования. Лично мы это связываем с тем, что они эмоциональнее умеют рассказывать о проблеме. А наличие истории в петиции — одно из важных составляющих ее успеха.

Исследование также показало, что 81% наших пользователей всегда стараются как-то еще помочь автору. Поэтому при создании петиции мы всегда рекомендуем ее создателю расписать, какая еще необходима помощь: рассказать друзьям, привлечь знакомых журналистов, написать письмо на имя мэра и так далее.

Что больше всего волнует людей

Петиция как индикатор публичного мнения

Любое событие, которое происходит в обществе, отражается у нас на платформе. Причем сразу с нескольких сторон. Например, после трагедии, которая произошла в Кемерове, на Change.org появилось 300 петиций с совершенно разными требованиями. Кто-то фокусировался на защите животных, кто-то на непрофессионализме пожарных, а кто-то, наоборот, их защищал.

Change.org стал индикатором публичного мнения. Благодаря петициям заметно, какие проблемы важны в обществе.

Больше всего наших пользователей волнуют темы здравоохранения и жестокого отношения к животным, истории, которые связаны с детьми и нарушением прав людей с инвалидностью. В 2018 году чаще стали подниматься вопросы судебной несправедливости, а также домашнего насилия и прав женщин. Но есть и те темы, которые наши пользователи поддерживают меньше всего, среди них, к сожалению, вопросы ЛГБТ-сообщества.

Когда мы запускали Change.org в России, мы говорили, что это будет открытая для всех платформа. Кто-то с помощью петиции хочет успокоить соседа, а кто-то — добиться принятия закона. В итоге все равно пользователи решают, что подписать, а что нет. Люди не поддерживают то, что не имеет смысла. Конечно, есть вещи, которые мы сами не допускаем, среди них разжигание ненависти, клевета и порнография.

Как с помощью петиции менять город

Чего удалось добиться в Москве

Москва — самый активный город, в котором чаще всего люди создают петиции. Москвичи проводят кампании в защиту парков, приютов, детских площадок и всего того, что формирует городскую среду. Например, больше 5000 человек объединились в защиту детской площадки на улице Кравченко, дом 16, против строительства на этом месте жилого дома. Жители протестовали, собирали подписи, организовывали встречи, и в итоге мэрия отказалась от планов строительства.

Есть также история Ольги Сидельниковой, которая проводила кампанию против масштабного благоустройства Воронцовского парка, чтобы сохранить его исторический облик. В итоге власти расторгли контракт с подрядчиком, который должен был проводить благоустройство.

Одна из последних — петиция в защиту благотворительной организации «Ночлежка». Ее создатели обратились к мэру Москвы с просьбой помочь найти помещение для социальной службы для бездомных людей. Петиция собрала больше 80 тысяч подписей, которые недавно передали в мэрию.

Почему важно рассказывать о личных проблемах

И как это поможет миру

Я всегда думал, что изменения в обществе возможны только благодаря офлайн-встречам с единомышленниками. Но сейчас я уверен, что двигатели всех перемен — личные истории людей. Общественность активнее их поддерживает — и совсем не важно где, на митинге или в сети. Поэтому чем больше людей будут готовы говорить о своих проблемах открыто, тем больше важных изменений произойдет в нашем мире.