Понедельник, 10 декабря
DianaPlaysPerception в «Доме»
Тихая медленная музыка от главных последователей Кейджа
Международная группа Wandelweiser образовалась в 1992-м, в год смерти композитора Джона Кейджа, и объединила исполнителей и композиторов, которые понимают тишину как ключевой композиционный прием и важнейший способ проживания музыкального времени. Молодой московский ансамбль Diana Plays Perception исполнит три фортепианных сочинения участницы группы Эвы-Марии Хоубен: она строит свою музыку из минимальных звуковых событий, которые чередуются с продолжительными паузами, варьируются и оформляют особенное акустическое пространство. В следующий раз пережить такой звуковой опыт в Москве можно будет хорошо если лет через пять.
Вторник, 11 декабря
«Мы берем это на себя» в «Театре наций»
Новый Марталер на фестивале NET
Фестиваль NET каждый год открывает новые имена актуального европейского театра. Так было, например, c швейцарским режиссером Кристофом Марталером — пять лет назад он привозил в Москву свой спектакль «King Size», а в этом году вернулся с постановкой «Мы берем это на себя». Действие первого разворачивалось в гостиничном номере, второго — на космическом корабле. Почтенные дамы и господа, на самом деле мошенники и финансовые спекулянты, отправляются на звездолете в неизвестном направлении. Марталер создает модель «плохого государства» (по аналогии с «плохим банком», где после финансового кризиса хранились рухнувшие активы), которое готово собрать недостатки современного общества, взять вину на себя и освободить от отвественности всех непричастных. Все это под самую разную музыку — от Вагнера до Элтона Джона.
Ирина Корина «Огого»
Выставка для любителей ретабло
Самое бодрое новое маленькое выставочное пространство города — не только кабак, но вполне еще галерея — теперь показывает важную современную художницу Ирину Корину. Она известна своими атмосферными и немного театральными инсталляциями, которые часто обращаются к архитектуре и городской повседневности. К Новому году она подготовила «Перелетный кабак» для проведения воображаемого священнодействия, куда, по замыслу художника, нужно приходить, чтобы делиться надеждами, обидами и мечтами.
Среда, 12 декабря
Хаски в «Стадиуме»
Певец русской хтони — как в текстах, так и в биографии
Хаски — наверное, самый убедительный ретранслятор русской экзистенциальной безнадеги. Изначально он прославился благодаря песням о мучительной гибели в гробах-«панельках» и обещанию «стать автоматом, стреляющим в лица». Позже выпустил несколько эффектных клипов, где преимущественно жгут, бьют, скручивают, иногда стреляют (во время съемок одного из них подстрелили самого Хаски) — все в просторах бедной, глючной, часто болезненно монохромной России. Друг Захара Прилепина, один из несостоявшихся добровольцев в ДНР, Хаски недавно стал мишенью для силовиков — теперь они запрещают его концерты. Баста, Noize MC и Оксимирон провели в его поддержку концерт, а от уголовного преследования его защищают адвокаты-оппозиционеры. Нарочно придумать такую биографию невозможно.
«Sound Up» в «Зарядье»
Музыка известного исландского неоклассика Йохана Йоханнссона впервые в России
С аккуратной и тонко нюансированной музыкой исландского композитора Йохана Йоханнссона знакомы даже те, кто не слушает неоклассику в своем плеере: он написал отличные саундтреки к нескольким фильмам Дени Вильнева («Убийца», «Пленницы», «Прибытие»), а за музыку к байопику «Вселенная Стивена Хокинга» получил «Золотой глобус». Не случайно первый российский концерт с его музыкой сразу же пройдет с большим размахом: знаменитые исландские музыканты, которые успели поработать с Йоханнссоном, и ансамбль «Студия новой музыки» выступят в Большом зале «Зарядья». Помимо эффектных кинопартитур они исполнят сочинения, которые никогда не предназначались для большого экрана, — их отобрал друг Йоханнссона и руководитель его фонда Ларус Йоханнесон.
«Камилла» в Сахаровском центре
Девушка танцует буто в тонне манки
Спектакль впервые показали на Дягилевском фестивале в Перми, затем в Петербурге, а теперь — в Москве. Танцовщица буто Анна Гарафеева под тревожную и ироническую музыку венского композитора Алексея Ретинского танцует в тонне манной крупы, пока над ней висит камень, подвешенный на канат. Спектакль не кончится, пока не уйдет последний зритель.
Четверг, 13 декабря
«Аквамен»
Джейсон Момоа становится королем Атлантиды и готовится к вступлению в Лигу справедливости
Сын хранителя маяка и женщины из морских глубин, Артур (Джейсон Момоа) родился на земле, но его подлинное призвание — править Атлантидой с помощью трезубца, бицепсов и внушительной бороды. Для начала, однако, ему предстоит остановить надвигающуюся войну с сушей, которую хотят развязать его родственники (на его стороне акулы, дельфины и Эмбер Херд). Сольный фильм про Аквамена в разрастающейся киновселенной DC доверили хоррормейкеру Джеймсу Вану, постановщику «Пилы», «Астрала» и «Заклятия» (а также «Форсажа-7»). Это окончательно запутывает планы студии: планируется, что Аквамен, Бэтмен и их друзья теперь станут веселее и пойдут по стопам коллег из киновселенной Marvel.
«Бамблби»
Сольный фильм про трансформера-шалопая — в 1980-х и с Хейли Стайнфелд
До того как познакомиться с Сэмом Уитвики, автобот Бамблби успел покуролесить на Земле. В 80-е ему даже пришлось скрываться на свалке, где он и познакомился с бездомной девушкой по имени Чарли (Хейли Стайнфелд), которой скоро исполнится восемнадцать. На пороге совершеннолетия для нее нет ничего важнее, чем обзавестись машиной — тем более такой боевой. После того как Майкл Бэй покинул франшизу «Трансформеры», студия не растерялась и даже задумала сделать целую вселенную про исполинские машинки. Первой ласточкой этого нового мира станет «Бамблби», снятый Трэвисом Сайтом («Кубо. Легенда о самурае») в уже набившем оскомину сеттинге 80-х. Многого ждать не приходится, но желтый «Фольксваген-жук» способен оказаться темной лошадкой.
«Человек-паук: Через вселенные»
Запутанный (ха-ха) мультфильм с повышенным содержанием Спайдерменов
Подросток из Нью-Йорка Майлс Моралес, также известный как Человек-паук, неожиданно обнаруживает, что в мегаполисе не он один носит красно-синий костюм. Неожиданно Большое Яблоко становится центром притяжения Спайдерменов из других измерений, где силы паука получили самые разные личности: мужчины, юноши, девушки (и даже свиньи). Всем им, правда, нужно вернуться домой. Спродюсированный Филом Лордом и Кристофером Миллером («Мачо и ботан», «Лего. Фильм») мультфильм про скопище Человеков-пауков задуман так же борзо, как и нарисован, вдобавок обещает стать не просто классным аттракционом, но и настоящей усладой для фанатов Спайди. Как в прошлом году зрительское сердечко украл «Лего Фильм: Бэтмен», так в этом Marvel наносит ответный удар.
«Гринч»
Авторы «Тайной жизни домашних животных» крадут Рождество
За знаменитую сказку Доктора Сьюза про зеленого негодяя Гринча (в оригинале его озвучивает Бенедикт Камбербатч), который так ненавидит предпраздничную суету, что решает испортить всем Рождество, взялись создатели мультфильма «Тайной жизни домашних животных». Рецепт знакомый: избыток умиления, умеренно изобретательные гэги, знакомый сюжет: что еще нужно, чтобы подготовиться к Новому году?
«Хрусталь»
Белорусский фильм про 90-е, который выдвигают на «Оскар»
Беларусь, 90-е. Диджейка Веля (Алина Насибуллина) играет сеты и тусует с парнем-наркоманом, но сама мечтает уехать в США, на родину хауса. Для собеседования в посольстве она подделывает справку, где указывает телефон какого-то дома в глухой белорусской деревне. Нарядившись в самое яркое, она отправляется в глубинку, где рассчитывает ухватить счастье за хвост, а на самом деле встретится с серой рожей реальности. Полнометражный дебют режиссерки Дарьи Жук (интервью с ней читайте здесь) стал главным фильмом года (если не всей постсоветской истории) в Беларуси и готовится к поездке на «Оскар». Российская критика к нему также крайне лояльна, звучат сравнения с Балабановым, а сюжет о мучительных метаниях между Западом и Родиной признается универсальным. Помимо важной проблематики, модных нынче 90-х и сочных красок, «Хрусталь» не то чтобы многое может предложить: это довольно прямолинейное кино, начинающееся как анекдот, а заканчивающееся как «Левиафан» Звягинцева.
«Счастливый Лазарь»
Сельская драма Аличе Рорвакер, повествующая о том, как в итальянской деревне объявляется святой человек
В конце XX века целая община живет, отрезанная от цивилизации, в феодальном управлении у «маркизы», сигаретной королевы, на которую они батрачат бесплатно, недовольные, но убежденные, что так, видимо, положено. Один из крестьян — юноша Лазарь, естественный человек, неиспорченный примерно как Фродо из Шира. Он много работает, всем помогает, гуляет на свежем воздухе и даже заводит дружбу со вздорным сыном маркизы. Это продолжается примерно час: медленно, иногда смешно, красиво снято на пленку. Но когда зритель уже счастливо задремал, выясняется, что у Рорвакер в этот раз очень большие амбиции. Вторая половина фильма — «Рип Ван Винкль» встречает «Небеса обетованные», густой магический реализм, уходящий в китчевую социальную басню. Символический визит в церковь, символический поход в банк, веселые и гордые нищие, плохие капиталисты, сменившие плохих феодалов, и среди всего этого ходит умильный Лазарь с ясными бессмысленными глазами. Художник явно растет, хорошо бы укоротить.
«Петсон и Финдус-2: Лучшее на свете Рождество»
Вторая (рождественская) часть сказочной трилогии из Швеции
Обладатель густой бороды Петсон и нарисованный на компьютере кот Финдус, похожий на Тома из популярной игры для планшетов, готовятся встретить Рождество, но их планы могут пойти коту под хвост. «Петсон и Финдус» — экранизация одной из частей сказочного цикла Свена Нурдквиста, который известен по книжкам, комиксам и мультфильмам. В кино его возможности, правда, выглядят поскромнее.
«Захочу и соскочу: Супергерои»
Заключительная часть итальянской трилогии про очень умную банду
Когда-то Пьетро Дзинни (Эдоардо Лео), уволенный из института научный сотрудник с головой на плечах, решил сколотить банду, чтобы не умереть с голоду и применить все полезные навыки по ту сторону закона. Теперь он с товарищами оказался за решеткой и намеревается покинуть тюрьму, чтобы остановить Вальтера Меркурио (Луиджи Ло Кашо), который надумал устроить в Риме теракт. Так режиссер Сидни Сибилья, известный только фильмами линейки «Захочу и соскочу», планирует закончить веселые приключения итальянцев вне закона. Кислотные цвета, забавная банда неглупых неудачников, саундтрек из проверенных хитов — достаточно легкое дыхание, чтобы стать народным хитом (как минимум в Италии).
«Почему мы креативны?»
Документальный фильм, автор которого тридцать лет пытался вызнать у выдающихся талантов, в чем их секрет
Режиссер Герман Васке 30 лет назад решил разузнать, в чем секрет творческих личностей, и принялся колесить по свету, разговаривая с кинематографистами, музыкантами и другими одаренными людьми — от Дэвида Боуи до Славоя Жижека, от Ай Вэйвэя до Жан-Люка Годара. Правда, форма у этого дока не то чтобы особо креативная: почти девяносто минут сняты в формате «говорящие головы».
«Импульсо: Больше, чем фламенко»
Энергичный документальный фильм про испанскую танцовщицу
Документальный фильм про Росио Молину — испанскую суперзвезду фламенко, которая перевернула жанр, соединив его с современным танцем. Ее энергичному танцу, прозванному импульсо, и посвящена картина Эмилио Бельмонте Молины. «Больше, чем фламенко» восхищается человеческим телом и его пластикой так же, как иные фильмы восторгаются природой.
«Наадя» в «Плутоне»
Хрупкая музыка для чувствительных людей
В этом году коллектив Надежды Грицкевич пожинал плоды продуктивного 2017-го — музыканты издали сборник ремиксов на песни с прошлогоднего альбома «Осколки», дали несколько концертов и интервью. Несмотря на творческое затишье, «Наадя» — все еще востребованная группа, которой трудно найти аналог на отечественной сцене. В музыке Надежды Грицкевич сочетаются непростые, но легко считываемые тексты, красивый голос, яркая поп-мелодика и зачаровывающие синтезаторные секвенции. «Наадя» давно не давала сольных больших концертов — лучший шанс познакомиться с творчеством группы или послушать любимые песни представится в Pluton.
«Комсомольск» в клубе «16 тонн»
Солнечный гитарный инди про большой город и любовь
Группа «Комсомольск» появилась на радарах в прошлом году, а в 2018-м прочно укрепила свои позиции на отечественной инди-сцене, выпустив отличный альбом «Дорогие москвичи» и выступив на ключевых летних фестивалях (в том числе на сцене «Узнать за 10 секунд» на Пикнике «Афиши»). Если вы еще не видели этих двух крайне миловидных девушек в цветных париках, если не танцевали под «Где мы сейчас?» и не подпевали под «Все исчезло» — все это можно будет провернуть на сольном концерте группы в «Тоннах». К слову, на концерт 13 декабря все билеты уже распроданы, дополнительный дадут через неделю — 20-го числа.
«Зарница» в Центре им. Мейерхольда
Новый спектакль Квятковского с брусникинцами
«Зарница» — пьеса драматургов Андрея Родионова и Екатерины Троепольской, которые представили ее два года назад на фестивале «Любимовка». Оттолкнувшись от интриги шекспировского «Сна в летнюю ночь», они отправили своих героев, подростков, в волшебный лес. Где те выпили волшебный сок, влюбились не в тех, в кого следовало бы — и все это в поэтическом российском будущем, на фоне враждующих старых русских богов с новыми, на глазах у «золотого ангела» — главы православной полиции. В Центре им. Мейерхольда — вторая постановка Юрия Квятковского по пьесе Родионова и Троепольской. Первая — «Сван» — успешно идет на той же сцене уже четвертый сезон. Как и в предыдущий раз, в спектакле задействованы актеры «Мастерской Брусникина».
Мандельштам в Еврейском музее
Выставки, спектакли, лекции и концерт Noize MC
К 80-летию со дня смерти Осипа Мандельштама Еврейский музей приготовил фестиваль, посвященный поэту. Откроется он в четверг вернисажем двух выставок: «Тоска по мировой культуре: библиотека О.Э.Мандельштама», подготовленной Российским государственным архивом литературы и искусств, и «Сохрани мою речь навсегда», куратором которой стал режиссер Роман Либеров. Эта экспозиция станет масштабной инсталляцией по мотивам его одноименного фильма, который покажут в ЦДК. Саундтрек к этой картине написал Noize MC, он выступит 18 декабря в Еврейском музее. Также в программе экскурсии, лекции, читка сборника «Камень» и спектакль «Египетская марка» в Мастерской Петра Фоменко (19 декабря). Вход 13 декабря свободный, по регистрации.
Василий Власов и Михаил Погарский «По следам Гумилева»
Поэт и переводчик в Африке
Художники Василий Власов и Михаил Погарский отправились в апреле 2017 года в «арт-экспедицию» в Эфиопию, размышляя над идеями поэта и его восприятием «колдовской страны». В итоге получилась выставка как про наследие великого писателя и исследователя Африки, так и про размышление о новых методах работы с пространством и памятью.
Паблик-ток «Что делать, если ты выпустил пластинку?»
Открытая дискуссия с экспертами музыкального бизнеса
Какими возможностями обладают сейчас начинающие музыканты? Векторы их развития в этот четверг обсудят те, кто пишут музыку и кто продвигают ее. В рамках открытой дискуссии, организованной журналом Mixmag и Moscow Music School, встретятся генеральный директор Universal Music Russia Дмитрий Коннов, основатель Powerhouse Андрей Алгоритмик, создатель фестиваля Fields Андрей Морозов, сооснователь магазин винила DIG Иван Смекалин и группа Cream Soda. В роли модератора — главред журнала Mixmag Илья Воронин. Вход по предварительной регистрации.
Когда:
13 декабря, 20.00
Где:
Moscow Music School, Н.Сыромятническая, 10, стр. 9, вход В, 4-й этаж
Подробности: