Как военное положение на Украине повлияет на жизнь украинцев и русских, проживающих там?
«По тексту постановления, которое приняла накануне Верховная рада, не похоже, чтобы положение людей существенно изменилось. Если совсем сильно упростить его смысл, то в нем говорится, что специальные меры будут применены только в случае эскалации конфликта — например сухопутного вторжения. Так что к ограничению конституционных прав и свобод (об этом многие говорили на стадии обсуждения) этот законопроект не ведет.
У россиян, которые проживают или работают на территории Украины, в том числе в областях, где ввели военное положение, есть временное разрешение на это. Иначе они не могли бы находиться в Украине больше 180 дней в течение года. В постановлении ничего не говорится об отзыве временных разрешений. Конечно, это возможно, но не думаю, что вероятно. Все понимают разницу между каким-нибудь певцом, которого не пускают в Одессу после выступления в Крыму, и семьей, где муж русский, а жена украинка (или наоборот). Последние могут жить то в одной стране, то в другой. Никто не будет специально им портить жизнь. По крайней мере, мне так кажется».
«Я не эксперт в области украинского права, так что мои высказывания основаны исключительно на общих знаниях о постсоветских правовых системах. Из закона Украины «Про правовий режим воєнного стану» («О правовом режиме военного положения») следует, что в местностях, где введено военное положение, могут быть установлены «запрет или ограничение на выбор места пребывания или места жительства лиц» и «особый режим въезда и выезда, ограничение свободы передвижения граждан, иностранцев и лиц без гражданства, а также движение транспортных средств».
Соответственно, проживание и пребывание россиян на украинских территориях, где введено военное положение, может быть затруднено — вплоть до полного запрета такого проживания и пребывания. Будут ли такие меры введены и если да, то насколько жесткими они будут, угадать нельзя».
«Вряд ли украинские власти начнут выселять россиян из Украины в массовом порядке. Во-первых, потому что возможна ответная реакция. А во-вторых, выдворение из страны обычно происходит перед войной, когда готовятся к широкомасштабным боевым действиям. Пока такое не просматривается.
Я думаю, в настоящей ситуации могут возникнуть проблемы в индивидуальном порядке — например, если заподозрят, что человек, проживающий в Украине, действует не в ее интересах. А это уже можно понимать достаточно широко».
«Территория Украины становится все более неблагоприятной для проживания в ней российских граждан. При том, что их там сотни тысяч. Прогнозировать действия сумасшедших очень сложно, потому возможно все — вплоть до запрета на въезд российских граждан на Украину и их выселения оттуда. Российская Федерация пытается вести себя, как санитар с психбольным в психбольнице. А это очень тяжелая работа даже для тех, кто владеет приемами самбо».
Можно ли будет россиянам поехать на Украину? А украинцы смогут приезжать к нам?
Во время подготовки материала стало известно о том, что украинские контрольно-пропускные пункты в Херсонской области ввели ограничения для россиян, выезжающих и въезжающих в Крым. Кроме того, почти 50 россиян, которые прилетели 26 и 27 ноября в Киев из Минска, не пустили на Украину.
30 ноября Украина закрыла въезд в страну для мужчин с гражданством РФ в возрасте от 16 до 60 лет. Запрет на въезд будет действовать до 26 декабря. По словам официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, Россия не будет принимать зеркальные меры в ответ на решение украинских властей.
«В принятом радой законопроекте не поставлен вопрос о полном запрете въезда в Украину для российских граждан или выезда украинских в Россию. Но на украинской границе и так действует, если говорить очень просто, режим фейсконтроля. Любому человеку могут отказать во въезде по соображениям безопасности — так было последние годы. К мужчинам условно призывного возраста больше вопросов, чем, например, к молодым девушкам и пожилым людям. Кроме того, месяц-полтора назад для россиян ввели такие же миграционные карточки, какие украинцы заполняют на въезде в Россию. Но это не какая-то репрессивная мера, а симметричный ответ.
Не знаю, в каких пределах возможно усиление контроля и проверки на украинской границе. Не думаю, что здесь что-то сильно ожесточится. Для поездки в Украину хорошо иметь при себе брони гостиницы, обратный билет — в принципе все то, что нужно при въезде в Шенгенскую зону. Пограничник может спросить, куда вы едете, зачем и где будете жить. Поэтому хорошо, если у вас будет приглашение. Вопросов к тем, кто едет впервые, скорее всего, будет больше, чем к тем, кто бывает в Украине каждый месяц — предполагается, что они проходили эту процедуру много раз.
Отвечайте правдиво, что еще можно посоветовать? Самая существенная вещь — вопрос, который обязательно зададут: «Были ли вы в Крыму, начиная с 2014 года? И если да, то как вы туда въезжали?». Если вы прилетели в Крым из России, то с точки зрения Украины для простых граждан это административное правонарушение, а для госслужащих — иногда даже уголовное. Аналогичный вопрос возможен о ДНР и ЛНР. Простых людей за нарушение могут оштрафовать, не пустить в Украину, но за это их никто не посадит. И имейте в виду, что есть вероятность, что ложное «не был» будет разоблачено.
Что касается транспорта, то пока о сокращении сообщения ничего не слышно. Отсутствием прямых авиарейсов удачно воспользовалась Белоруссия. Если до их отмены путь от взлета в Москве до посадки в Киеве занимал два с половиной часа, то сейчас «Белавиа» сделала несколько рейсов в течение дня, и дорога занимает четыре с половиной часа. Так что все не сильно хуже, чем было.
По ввозу и вывозу тоже ничего нового нет. У России и Украины симметричные таможенные правила: запрещено провозить наркотики, оружие, деньги свыше 10 тысяч долларов и прочее. Честно говоря, я никогда на практике не сталкивался с этими тонкостями, но думаю, если вы хотите ввезти или вывезти кусок сала, вопросов не будет».
«Полное закрытие границы стало бы сильным раздражающим фактором для тех украинцев, которые работают в России, и тех, у кого здесь находятся родственники. Поэтому эта мера невыгодна самим украинским властям. Другое дело, что они могут создать дополнительные проблемы для граждан России, которые приезжают в Украину. За счет чего, не знаю. Но предполагаю, что попасть в Украину станет сложнее. Хотя это и без того уже не так просто сделать. С 2014 года есть проблемы с въездом людей призывного возраста, а не так давно отменили прямое авиасообщение. Если раньше люди могли поехать в Киев на выходные, то сейчас поездки туристического, необязательного характера минимизированы.
Были слухи со стороны Украины об отмене железнодорожного сообщения. Но здесь опять-таки все не так просто. Украинская сторона об этом заявила, а потом остановилась. Если отмену прямых авиарейсов люди восприняли спокойно (не у всех есть средства на билеты), то прекращение более дешевого ж.-д. сообщения было бы не просто символическим шагом, оно бы довольно сильно ударило по положению украинцев, которые проживают в России. Стоит ли людей раздражать? Тоже вопрос».
«Российским гражданам, естественно, станет сложнее пересекать украинскую границу. Уже сейчас есть много ограничений на въезд — например, мужчинам до 60 лет необходимо иметь приглашение. Они [украинские власти] как будто опасаются, что люди приедут и свергнут режим Порошенко.
Несколько миллионов граждан Украины работают на территории Российской Федерации, причем в значительной степени это жители западных областей. Мы делаем все, чтобы украинские граждане продолжали жить и работать на территории нашей страны по действующему законодательству. У нас безвизовый режим. Украинцы работают без квот, по патентам — это максимально благоприятно для занятия любой законной деятельностью.
Конечно, надо менять российское законодательство, дополнить его понятиями «политический беженец» и «политический эмигрант с территории Украины». В России по политическим причинам находятся тысячи и даже десятки тысяч людей, они должны иметь соответствующий статус. Наше законодательство сильно отстало от жизни, нужно подвести его под нее — это касается и граждан Донецкой и Луганской Народных Республик, непризнанных государств.
Были же непризнанными государствами Абхазия и Южная Осетия? Мы их признали. Я не исключаю признание Луганской и Донецких Народных Республик — вплоть до ситуации, которая была с Крымом, а именно с его вхождением в состав Российской Федерации на основании волеизъявления его жителей. Это касается не только Донецкой и Луганской Народных Республик, но и других территорий нынешней Украины. Речь идет не о ликвидации Украины как государства — члена ООН, а о территориях, населенных гражданами Украины, которые не хотят находиться под контролем киевских властей. Они имеют полное право на отделение — это общепринятое понятие, по-моему. Если политика украинских властей будет продолжаться в том же духе, не исключаю такого сценария. Потому что мы — один народ, разделенный границей. Это всем понятно. Да, есть региональные особенности, но их гораздо меньше, чем у жителей современной ФРГ или Великобритании».
Введут ли визовый режим?
«Начиная с 2014 года вопрос введения визового режима обсуждается с разным темпом, то затихая, то нарастая. Но он всегда упирается в колоссальные технические трудности, потому что счет въезжающих и выезжающих друг к другу россиян и украинцев идет на сотни тысяч человек в месяц. При текущем кадровом, техническом и прочем состоянии посольств России в Украине и Украины в России введение визового режима вызвало бы ступор. Одни говорят: «Хорошо, пусть остается по-старому». Другие: «Нет, надо что-то придумать». Но поскольку коллапса не хочет ни одна из сторон, мера обсуждается, но до реализации не доходит. Думаю, в ближайшие месяцы визовый режим не введут. А дальше загадывать не приходится».
«Возможно, они [украинские власти] попытаются ввести аналог визового режима, потому что хотят денег. А визовый режим — всегда деньги. Не исключаю, что они пойдут путем создания боковых контор, чтобы заработать. С каждого условно по 20 долларов — и какому-нибудь племяннику какого-нибудь деятеля хватит на дачу, а то и не на одну. Людям создают как можно больше трудностей и подталкивают их к тому, чтобы они платили за их преодоление».
Россию ждут новые санкции и прекращение торговых отношений с Украиной?
«Торговые отношения между Россией и Украиной сократились в прошлые годы, но теперь могут еще уменьшиться. Потому что работать российскому бизнесу в Украине в сложившихся условиях будет еще сложнее. Но стратегический вопрос в этой ситуации — труба, по которой Россия через Украину поставляет газ в Европу. Военное положение на ней никак не скажется: Украине нужны контракты, поэтому она не будет подвергать сомнению свою роль как транзитера.
Есть другая проблема, не связанная с введением военного положения, — в конце следующего года истекает российско-украинский контракт по газу и транзиту. И тут конфликты конфликтами, а придется как-то договариваться. Обойти Украину в этой ситуации не удастся, по крайней мере, в ранее намеченные сроки. Да и Германия согласна на Северный поток, только если будет сохранен транзит через Украину. Отсутствие контрактов сможет стать большой проблемой для обеих стран и наших клиентов».
«Новые санкции не исключены. Антироссийские настроения в мировом сообществе и без того сильны, а теперь они укрепятся еще больше. Естественно, это не обещает ничего хорошего отечественной экономике, которая и без того хромает на обе ноги».
Как ситуация повлияет на отношения русских и украинцев?
«Естественно, любое обострение отношений между странами бьет по людям. Но пик враждебного отношения между россиянами и украинцами уже прошел и есть надежда, что до полноценных погромов дело не дойдет».
«Не думаю, что будет новое обострение отношений между россиянами и украинцами. Первых в значительной степени интересуют пенсии, зарплаты и цены — для них это сейчас важно. А вот тема Украины отошла. Она может в какой-то степени возвращаться, но чтобы геополитика стала центральной для россиян должно произойти что-то чрезвычайное, пока это не просматривается. Так что военное положение в Украине, скорее всего, заметят только те, чья жизнь и жизнь их близких связаны с этой страной».