Кино
«Подбросы»
Автор «Класса коррекции» и «Зоологии» Иван И.Твердовский снова снимает трансгрессивное кино — на сей раз про детдомовца, который вступает в ОПГ, а затем противоестественно сближается с матерью
Мать (Анна Слю) забирает сына Дениса (Денис Власенко) из детдома, в который она когда-то его подбросила, и везет в Москву. Там юноша, страдающий от анальгезии, находит своему недугу (высокому болевому порогу) выгодное применение — вместе с дэпээсником, врачом, адвокатом, прокурором и судьей он разыгрывает одну и ту же схему: кидается под колеса автомобиля, чтобы развести водителя-терпилу на деньги. И все это ради матери, от которой парень без ума, а та обнимает его в одном нижнем белье, так что в их отношениях начинает мерещиться что-то инцестуальное — впрочем, до инцеста дело так и не дойдет, как бы мать ни искушала своего отпрыска. Новый фильм Ивана И.Твердовского («Класс коррекции», «Зоология») не социальная драма, а религиозная притча напополам с кинокомиксом, поэтому ее не имеет смысла судить по законам бытового психологического реализма. В картине хватает кафкианского абсурда (все сцены в суде) и инфернального дыхания, а все потому, что это история про ангела-супергероя, который спустился с небес на землю, но та оказалась адом, и он попросился назад. В роли этого ангела — Денис, в роли демонов — все остальные (включая грешную мать). Детдом — это потерянный рай, а его директор — всепрощающий Отец. Это становится понятно по залитым светом коридорам интерната (в то время как город, наоборот, утопает во тьме ночи). Играя со всеми этими христианскими символами и метафорами (совсем как Корнель Мундруцо в библейском боевике «Спутник Юпитера»), И.Твердовский конструирует захватывающее, полижанровое кино, в котором трансгрессивность в семейных отношениях идет рука об руку с сатирой на российскую действительность, а супергеройский дискурс — с криминальным триллером: такое, конечно, надо видеть.
«Жена»
Когда жена — «литературный негр»
Писателю Джо Кастальману (Джонатан Прайс) должны дать Нобелевку по литературе, но мало кто знает, что истинный автор его произведений — это его жена Джоан (Гленн Клоуз). Драма шведа Бьерна Рунге, выходящая одновременно с «Колетт» (которая высказывается на ту же тему) и рассказывающая о том, какую цену приходится заплатить любому гоустрайтеру — и о том, что за каждым великим мужчиной стоит женщина.
«Апгрейд»
«Веном» здорового человека
В мире уже давно правят цифровые технологии, однако механик Грей (очень похожий на Тома Харди актер Логан Маршалл-Грин) остается завзятым технофобом — впрочем, только до тех пор, пока банда отморозков не убивает его жену и не калечит его самого. Тогда Грей с помощью вмонтированного ему миллиардером-визионером в сломанный позвоночник чипа начинает жестоко мстить обидчикам. А поскольку чип без умолку болтает и превращается в своего рода альтер эго героя, фильм становится жутко похож на «Венома». Но в отличие от злого и мрачного кинокомикса с настоящим Томом Харди он куда изобретательней и умнее его. Это жестокий парафраз «Жажды смерти», в котором аналоговый герой под воздействием обстоятельств понимает, что неплохо быть цифровым.
«Вдовы»
Женщинам приходится разгребать последствия ограбления за своими убитыми мужчинами
Состоятельный авантюрист Гарри Ролинс (Лиам Нисон) — мастеровитый грабитель, способный обнести самое охраняемое заведение. В этом ему помогают три верных соратника, среди которых Джон Бернтал. Когда сверхвыгодная операция заканчивается гибелью всего квартета, жены «солдат удачи» (Виола Дэвис, Мишель Родригес, Элизабет Дебики и Кэрри Кун) оказываются один на один с суровым капиталистическим и мужским миром, где каждый норовит их обобрать и использовать. Вдобавок смерть Гарри и компании явно не случайна, поэтому вдовам предстоит не только пойти по стопам мужей, но и, возможно, отомстить за них. Пришедший в режиссуру из современного искусства режиссер Стив МакКуин всегда снимал кино в меру политическое, но тут стал совсем уж проговаривать смыслы в лоб и обличает многолетнюю власть белых мужчин. Сценарий Гиллиан Флинн («Острые предметы») также не сделал происходящее острее: лента основана на одноименном сериале, и это чувствуется.
«Я — миллиардер»
Очередная итальянская комедия о том, что богатые тоже плачут
Миллионер Нума Темпеста (Марко Джаллини) — безжалостный манипулятор, обожающий деньги, как и все миллиардеры, осужден на общественные работы и оказывается в среде людей, мягко говоря, гораздо менее обеспеченных. Это место ему нужно срочно покинуть ради выгодной сделки, но Нума, вероятно, все же пообщается с народом и чему-то да научится. Лента Даниеле Лукетти не обещает ничего решительно нового: классовое неравенство, мораль и комедийные ситуации, первая из которых — допущение, что миллиардера могут принудить к общественным работам. Для народной комедии, впрочем, самое то: хочется поверить в чудо.
«Нация убийц»
Охота на ведьм 2.0: триллер про хакеров и личные данные подростков
В городке Салем, славном охотой на ведьм, все повторяется, как встарь. Группа школьниц, жившая обычной подростковой жизнью, подвергается хакерской атаке, после которой все узнают про их секреты и половую жизнь. Рассерженные пуритане буквально хватаются за вилы — и город погружается в полный беспредел, начатый, как это часто бывает, с вопросов этики. Сравнение новой порядочности с религиозной одержимостью для американского и европейского кино в последние годы стало общим местом. Скандинавский режиссер Йоаким Триер, например, даже сравнивал гомофобию с охотой на ведьм в «Тельме». Однако Сэм Левинсон решил, что проговорить эту незамысловатую мысль вслух и кроваво тоже не помешает: действительно, секс, селфи и снэпчат не делают из молодежи беспринципных монстров, это делает вера в свою правоту.
«Быть Астрид Линдгрен»
Драма о тяжелой юности самой доброй детской писательницы
Пожилая Астрид Линдгрен сидит у окна и читает письма от детей, которые ею восхищаются и благодарят. Параллельно она вспоминает детство и юность — тяжелые, полные изнуряющей работы, разочарований, борьбы с предрассудками, а также раннее материнство. Лента датчанки Перниллы Фишер Кристенсен умудряется рассказывать о тяжелом становлении писательницы с таким умилением, что позавидует любое доброе кино и жизнеутверждающие сериалы. Биография Линдгрен, впрочем, действительно впечатляющая, как и игра молодой актрисы Альбы Аугуст, которая затмевает даже Трине Дюрхольм и Марию Бонневи.
«Три лица»
Неспешный иранский детектив про мужскую инертность и женскую обреченность
Опальный и запрещенный в своей стране иранский режиссер Джафар Панахи продолжает снимать кино, несмотря ни на что. Новая его лента начинается с загадочного видео, которое присылают известной актрисе Бехназ Джафари (Бехназ Джафари). На нем запечатлено самоубийство молодой девушки, которая просит о помощи: она хочет заниматься пением, а родственники против. Джафари звонит другу-режиссеру Панахи — и они едут в иранскую глубинку, чтобы узнать, что же случилось. По ходу дела они узнают все о консервативном и традиционном Иране, где главенствующий патриархат все еще верит в знаки и ритуалы, не дает женщинам право самоопределения и при этом пассивен в плане благоустройства страны и жизни. Так и живут.
«Помешанный на времени»
Софи Тернер из «Игры престолов» разрывает отношения с парнем, а тот изобретает машину времени, чтобы ее вернуть
Талантливый молодой физик Стиллман (Эйса Баттерфилд) увлечен наукой, но больше не может ни о чем думать, когда его бросает Дебби (Софи Тернер). Тогда он решает изобрести машину времени, чтобы все исправить и сделать их отношения идеальными. Поначалу все складывается неплохо, а потом вмешательство в течение времени осложняет ситуацию: теперь частью романтической истории становится и его лучший друг Эван (Скайлер Гисондо). Режиссер Эндрю Боулер дебютировал в полном метре с сюжетом собственной короткометражки, которая одновременно напоминает «Бойфренда из будущего» и комикс «Шансы». Точно так же мелодрама должна научить юных зрителей, что фарш в мясо не перекрутишь.
«Вечерняя школа»
Стендап-комик Кевин Харт получает образование, чтобы произвести впечатление на девушку мечты
Тедди (комик и стендапер Кевин Харт) продает людям грили и умеет найти подход к любому клиенту, хоть так и не окончил школу. Влюбившись в Кэрри (Тиффани Хэддиш), он производит впечатление и на нее, выдав себя за более успешного человека. Однако когда во время романтического ужина его магазинчик взлетает на воздух, Тедди все-таки оказывается на бирже труда, а для нормальных карьерных перспектив ему придется доучиться. Режиссер Малкольм Д.Ли, работавший над «Все ненавидят Криса» и «Очень страшным кино-5», снял эксцентричную комедию с затянутыми шутками и глупыми выходками про необходимость второго шанса, какой Лиза должна дать завравшемуся Тедди. Что удивительно, так как зачин больше располагает к горькой иронии над рабочими опциями для афроамериканцев в США и поучительной истории о принятии себя. Но глупое жизнеутверждающее кино никто не отменял.
«Ральф против интернета»
Восьмибитный громила и его подружка-шалунья попадают в сеть
Первому игроку приготовиться: исполин Ральф и непоседливая девочка Ванилопа покидают зал игровых автоматов и попадают в интернет, где узнают о подлинном разнообразии массовой культуры — от диснеевских принцесс до «Звездных войн». Местный парк аттракционов имени студии Disney заметно разросся, поэтому в режиссерское кресло уселись аж два человека — постановщик «Ральфа» Рич Мур и сценарист первой части Фил Джонстон, успевший с тех пор написать «Зверополис» и «Братьев из Гримсби». В программе — феминизм, шутки про интернет-поисковики и корпорации счастья. Такую радость, конечно, нельзя пропустить.
Концерты
Иван Дорн в «Стадиуме»
Человек, с которого началась золотая эра украинского попа
В начале десятых Дорн поменял русский шоу-бизнес: проложил путь для повсеместного триумфа украинского попа, местных артистов заставил соответствовать, а слушателей приучил, что поп-музыка бывает нестыдной. Его большой сольный концерт этой осенью пройдет в «Стадиуме».
Boulevard Depo в Arbat Hall
Автор одного из самых сильных рэп-релизов года
Бульвар был соратником Фараона, соавтором нашумевших «5 минут назад» и «Сквирт шампанского в лицо», но сольно сопоставимого успеха не добился. Возможно, дело в том, что для массовой аудитории он слишком заморочен и непрост. Тем не менее выпущенный в середине весны альбом «Rapp2» — один из самых интересных и убедительных рэп-релизов года на русском.
Алексей Сысоев в Новом Пространстве Театра Наций
Премьера электрострунного квартета Сысоева
Лауреат «Золотой маски» Алексей Сысоев — один из самых разноплановых современных российских композиторов, который при случае может оказаться на территории свободной импровизации, в сфере сложносочиненной эклектики и где только не. Его новый струнный квартет «Меланхолия» — в Новом Пространстве Театра Наций он отметит премьеру — написан с использованием авторской нотации, а за партиями инструментов эхом следует лайв-электроника. Компанию партитуре Сысоева составит Первый струнный квартет австрийца Георга Фридриха Хааса — напряженная и жутковатая музыка, в которой очень легко залипнуть.
Noize MC в «Мегаспорте»
15 лет на сцене
15 лет назад Иван Алексеев писал песни в общаге МГУ и исполнял их на Арбате; одинаково любил гранж, панк и рэп и мастерски фристайлил, был крут как мелодист, сочинял остроумные тексты. Уже на самом старте он смешно предсказал свои контракты, регулярно попадал в скандалы, не боялся резких социальных высказываний и конфликтовал хоть с волгоградскими полицейскими, хоть со Шнуровым. Noize MC уже дебютным альбомом убедил, что он новый музыкальный герой молодых. Кем он является 15 лет спустя? Как минимум музыкантом, который дает самый большой сольный концерт в карьере.
Дензел Карри в Red
Нетипичный фрешмен из Флориды
Рэпер из Флориды на старте карьеры входил в Raider Klan — андеграундное объединение, которое возглавлял местный рэпер SpaceGhostPurrp. Широкой публике его имя едва ли что говорит, а зря: даже в России он сильно повлиял на целое поколение рэп-артистов в лице Фараона, Boulevard Depo и много кого еще. Ну а в Америке его многие считают прародителем поджанра soundcloud-рэп, границы которого непросто очертить — что не мешает нам неплохо знать его героев от Lil Pump до XXXTentacion. Все они понимают рэп как новый панк — молодой, грязный и саморазрушительный жанр. Это относится и к творчеству Дензела Карри (зря что ли главный хит его нового альбома посвящен Курту Кобейну) с той лишь оговоркой, что ему, как и рэперам 90-х, действительно есть что сказать.
«Хлеб» в «Стадиуме»
Инди-комики переворачивают рэп-игру
«Мы думали, что мы Lonely Island, а оказалось — Migos»: трио комиков с ютьюба, которое променяло работу сценаристами канала ТНТ на неочевидную карьеру исполнителей рэп-пародий, в итоге достигло очень серьезной популярности для шуточной группы. «Хлеб» поехал в туры, в их клипы спешат интегрироваться крупные бренды, а для ближайшего московского выступления снова забукирован многотысячный Stadium — в прошлый раз все билеты распродали заранее. Кстати, концерты они дают так, что многие нешуточные рэперы позавидуют.
Вечеринки
Sex of Insects, Coma Soul и другие в «Газгольдере»
Вечеринка Secret ID
Заглавной инсталляцией этой вечеринки станет световой курсив с преломляющимися лучами. Так организаторы, команда Fellows, видят смысл предстоящей Secret ID — «личность преломляет музыку, а музыка освобождает личность». Выступить на ней позвали десяток артистов, которые параллельно займут два отдельных танцпола: лайвы сыграют проекты Sex of Insects и Coma Soul, а среди тех, кто встанет за пульт, диджеи Vakula, Alexander Kühne, Sickdisco, Tripmastaz и другие. Двери откроют к полуночи пятницы, а разойдутся к обеду субботы.
Signal Dome в Moscow Media Dome
Городское мероприятие от создателей фестиваля Signal
Со времен уничтожения Outline Москва в одни ворота проигрывает Петербургу по количеству — да и качеству — больших электронных фестивалей. Единственное, чем остается хвастаться, — Signal, который каждое лето проходит в Никола-Ленивце, а в межсезонье успевает отметиться парой городских ивентов. Ближайший из них впервые пройдет в специально организованном промышленном пространстве на шоссе Энтузиастов. Лайнап возглавляют тонкий экспериментатор и трикстер Мэттью Дир и специалист по мозголомному индастриал-техно Ancient Methods (он на фотографии).
Konstantin и Oskar Offermann в «Газгольдере»
Сразу два артиста хайпового техно-лейбла Giegling
В Москву снова едут двое представителей немецкого лейбла Giegling, который хочется называть хайповым. С поправкой на то, что такое хайп в техно: это когда твой лейбл похож не то на тайное общество, не то на тоталитарный культ; когда ты выпускаешь релизы только на виниле, которые разлетаются, едва открывается предзаказ, чтобы объявиться на Discogs по двойной-тройной цене (техно-реселл!); когда ты почти не даешь интервью, а если и даешь и попадаешь в скандалы (приезжающий в Москву вожак этого лейбла Konstantin поделился наблюдением, что женщины сводят хуже мужчин), то они тебе как-то сходят с рук; когда вы всем составом лейбла ездите в самые настоящие мировые турне — и так далее. Слово Giegling на афише само по себе способно превратить вечеринку в событие. Весной в столице уже играли Dustin и Edward, а теперь пришла пора оскандалившегося Konstantin и Оскара Оффермана.
Clubroot в «Правде»
Пасмурная электроника от двух британских продюсеров
Один из треков электронного продюсера Clubroot называется «Low Pressure Zone». Кажется, что в этой фразе музыкант сформулировал свое кредо — создание минималистичного постдабстепа со значительными объемами свободного пространства, вибрациями эхо и возможностью почувствовать дрожь от каждой новой звуковой волны. Второй заявленный артист Vacant также переосмысляет музыку пост-Burial-эпохи, однако в его композициях четче ощущается сбивчивый пульс битов, атмосферные щелчки, дождливые эффекты и словно растворяющиеся в предзакатном воздухе вокальные семплы. Вместе с ними на сцену поднимется еще более десятка разноплановых локальных продюсеров.
Raphaël Top-Secret в баре «Стрелка»
Закрытие осеннего сезона
В субботу на «Стрелке» закрывают осенний сезон вечеринкой с французским диджеем, продюсером и диггером Raphaël Top-Secret, треки и эдиты которого выпускаются на уважаемых европейских лейблах (Macadam Mambo, Noncollective и Antinote). Это последний иностранный привоз «Стрелки» до следующего года. Открывать вечер будет основатель вечеринок «Искренняя музыка» Денис Рябов. Вход бесплатный, по фейсконтролю.
Театр
«Неявные воздействия»
Интеллектуальный пранк при участии зрителей
Экспериментальный проект Всеволода Лисовского, автора «Молчания на заданную тему» в «Театр.doc», внешне походит не то на классический флешмоб, не то на интеллигентный акционизм. Зрители вместе с актерами встречаются в городе и отправляются бродить по случайному маршруту. У актеров в распоряжении — гора выученных текстов от Платона, Канта и Гегеля до Платонова, Тристана Тцары и Сорокина. Сам Лисовский о затее говорит так: «Кто угодно может воздействовать на что угодно, находясь где угодно». Где закончится прогулка и что из всего этого получится, не знает никто — в этом суть.
«£¥€$ (ложь)»
Спектакль как настольная игра про экономику
Бельгийская команда Ontroerend Goed уже четвертый раз заступает на территорию московского театра. До этого были «Твоя_игра», «Smile Off» и «Кандидат» — все перенесены на рельсы отечественной прокатной индустрии импресарио Федором Елютиным. «£¥€$ (ложь)» — это что-то среднее между настольной игрой, казино и спектаклем. Зрители сидят за игорными столами, игру ведут крупье, а вымышленные ставки превращаются в инвестиции, фишки постепенно заменяются облигациями, облигации займами, напряжение нарастает, и вдруг кредитный рейтинг вашего региона становится для вас жизненно важным.
Кафе «Идиот» в Центре им. Мейерхольда
Пластический Достоевский в мире интерактивных видеотехнологий
Зрителям обещано некое пространство, в котором неизвестным науке способом будут возникать и рассеиваться образы из «Идиота» Достоевского. В ход пущены мультимедиатехнологии и актуальные методы пластического театра: в качестве хореографа выступил один из здешних пионеров жанра Александр Пепеляев, а за визуальную часть отвечает экспериментирующий в области интерактивного дизайна Максим Яхонтов. Помимо прочего, постановка передает привет одному из памятных шедевров Пины Бауш — спектаклю «Кафе «Мюллер», где артисты театра «Вупперталь» телесно исповедовались, сшибая в танце стулья опустевшего кафе.
Выставки
«Последний адрес/5 лет»
Важная выставка про память
Полюбившееся за выставку «200 ударов в минуту» трио куратора Анны Наринской и архитекторов Кирилла Асса и Нади Корбут приготовило выставку, посвященную деятельности «Последнего адреса» за последние пять лет — переосмыслению прошлого и тем самым табличкам, которые когда-то вместе придумали Евгений Асс и Александр Бродский. Выставка устроена как лабиринт из видео, аудио и анимации, собирающий и разбирающий заново, собственно, те самые таблички о репрессированных, вокруг которых было столько конфликтов в Москве.
«Константин Сутягин. Про кино/À propos du film»
Добрая выставка про два любимых города
Живопись у Сутягина — остановившееся кино, где не появляются титры и слово «конец», зато остаются те же приятные воспоминания и «продолжает звучать музыка». Два героя выставки — Москва и Париж, на фоне которых герои художника встречаются, расходятся, а иногда возвращаются в свои кинотеатры.
«Пикассо & Хохлова»
Возможно, самая трогательная выставка года — о любви
Отношениям художника и музы посвящено много книг и фильмов, и ни для кого не секрет, что часто эти отношения оказываются довольно печальны. 200 экспонатов от монументальных панно до предметов мебели рассказывают о трагических отношениях Пикассо и его первой жены, русской балерины Ольги Хохловой, которой он во многом был обязан своим успехом и которая так и не смогла оправиться после их расставания. Письма Пикассо она писала до самой своей смерти, и это отдельная глава выставки: совсем недавно наследники нашли чемодан с этими документами.
Другое
Французская рождественская ярмарка в Музее Москвы
Присмотреть подарки и поучаствовать в мастер-классах
В течение трех дней, с 23 по 25 ноября, во дворе Провиантских складов Музея Москвы будут продавать елочные игрушки, разливать глинтвейн и какао, жарить каштаны, печь блины и вафли — там развернут французскую рождественскую ярмарку. В рамках ее образовательной и культурной программы приготовят серию мастер-классов для тех, кто интересуется путешествиями, сервировкой стола, гастрономией, французским языком и культурой. Гости смогут посмотреть три фотовыставки: «Москва глазами француза» фотографа Янна Браккони, «Звезды на трапе» от Air France и «Париж глазами русского» от Анатолия Мирюка. Хор имени Жоржа Брассенса исполнит специальную праздничную программу, а желающие попеть сами (правда, на французском) смогут сделать это в караоке.
Ярмарка в «Аптекарском огороде»
Елочный базар, сувениры и концерты
За более чем трехсотлетнюю историю в Ботаническом саду МГУ чего только ни устраивали (были и концерты, и выставки, и маркеты), а вот рождественских ярмарок там не припомнят. Впервые она пройдет с 24 ноября по 13 января. Откроется ярмарка концертом проекта Secret Atelier, который сыграют прямо в тропической оранжерее. Все дни гостей будут согревать горячими напитками, продавать угощения, сувениры, елочные украшения (и, собственно, сами елки). В выходные и праздники ярмарка будет работать с 10.00 до 21.00, а в будни — с 13.00 до 20.00.
Когда
24 ноября–13 января
Где
Ботанический сад МГУ «Аптекарский огород», просп. Мира, 26, стр. 1
Подробности
«Праздник, который всегда с тобой» на Даниловском рынке
Фестиваль завтраков
Яичная группировка Eggsellent отмечает свой первый день рождения и приглашает всех отпраздновать его на фестивале завтраков 24 и 25 ноября. На весь уик-энд Даниловский рынок превратят в луна-парк, где можно будет сфотографироваться с героями из «Монополии», поиграть в твистер, примерить шлем дополненной реальности Mаrvel, отправиться в будку поцелуев, погадать и, разумеется, попробовать завтраки — 20 разновидностей от кафе Даниловского рынка: с рыбой, мясом, морепродуктами и прочим, но все — непременно с яйцами.