Что происходит
Киноцентр на Красной Пресне построил в 1989 году архитектор Юлий Филлер. До 2005 года в нем работал Музей кино, где регулярно проводились выставки и показы шедевров мирового кинематографа. А после — кинотеатр. Новое название — «Соловей» — место получило только в 2011 году. Тогда же вместо трех залов там открылось сначала 14, а потом 24.
Знаменитым «Соловей» стал во многом потому, что остался одним из последних независимых кинотеатров Москвы. Он работает по «парижской системе» — фильмы показывают, пока на них ходят зрители (например «Амели» не выходила из репертуара 37 месяцев).
В начале октября 2018 года владелец «Соловья», АО «Киноцентр», получил разрешение от правительства Москвы на строительство гостиницы с культурно-досуговым комплексом на месте кинотеатра. Такое решение возмутило многих: появилась петиция против сноса кинотеатра — за день ее подписало почти 2 тысячи человек. «Афиша Daily» поговорила с защитниками «Соловья» о его значимости для Москвы.
Что говорят защитники кинотеатра
«Дело не в том, что для меня киноцентр — какое‑то ностальгическое место, хотя именно там я в свое время впервые посмотрел «Бойцовский клуб» и «Амели». Прежде всего, это уникальная для Москвы кинопросветительская точка. Нигде больше нет такого количества залов, в которых одновременно идет очень много авторского кино.
Я не знаю в Москве другого кинотеатра, где немассовые фильмы показывают в таких количествах, да еще и с пролонгированным прокатом — когда ты какой‑то шедевр типа «Великой красоты» можешь и через год посмотреть. Это практически «эффект библиотеки». Такой кинотеатр просто необходим цивилизованному мегаполису.
Может быть, мэрия Москвы в состоянии выкупить здание у владельцев и сделать его муниципальным киноцентром? Или предложить городу альтернативу — новый киноцентр? Но только не на отшибе, как Музей кино, а в таком же удобном месте, как Пресня. Это будет реальной инвестицией в культуру и просвещение. Очень надеюсь, что власти все-таки обратят внимание на петицию».
«В закрытие любимого киноцентра со столь обширным репертуаром и адекватными ценами просто не верится. Как заядлый синефил, я очень часто смотрю по несколько фильмов подряд, причем от мейнстрима до артхауса — это осуществимо только в «Соловье». Других подобных культурных площадок у нас нет. Вот где еще можно увидеть ранние фильмы Паоло Соррентино на большом экране?
Я считаю преступным закрывать центр притяжения любителей самого разнообразного кино в угоду чьей-то финансовой алчности. И пусть я не очень верю в силу петиций, но зато уверена, что общественное давление имеет реальный вес. Очень надеюсь, что в этой борьбе победит любовь к искусству!».
«Закрытие закрытию рознь. Одна история, если бы «Соловей» закрыли на время ремонта, сделали бы там новые кресла, экран, проекцию, звук, фойе. Но когда кинотеатр закрывают, чтобы на его месте построить гостиницу. Это, на мой взгляд, ужасно!
Я учился в киноцентре, когда был студентом Высших курсов сценаристов и режиссеров. Нам читали лекции Александр Митта, Нея Зоркая, Сергей Соловьев, масса прекрасного народа! Потом киноцентр приватизировали, и он стал клубом «Арлекино», затем там располагался Музей кино Наума Клеймана (он закрылся в 2005 году).
Кинотеатр был совершенно прекрасным, с большим количеством залов и хорошим репертуаром. В нем шли авторские фильмы — причем не две недели, как в прокате, а месяц, иногда даже год. Уникальное место. Уничтожать его ради гостиницы — верх цинизма. Есть еще «Иллюзион», где идут старые фильмы, давайте и его закроем? Почему бы нет?
Впервые в жизни я подписал петицию, хотя не верю в ее действенность. Но, как говорится, я сделал все, что мог. А остальное от меня, видимо, не зависит».
«Обидно, что «Соловей» закроется. Кажется, я буду сильно по нему грустить. В первый раз я там оказалась 12 лет назад, когда училась в 9 классе. Сложно сказать, почему я его так полюбила, это внутреннее состояние. Как‑то раз я даже отпраздновала в «Соловье» день рождения: 14 апреля мы пошли на фильм «Последняя любовь мистера Моргана», и мне досталось 14 место 4 ряда. Я тогда подумала, что это судьба.
Бывают кинотеатры, в которые не хочется возвращаться. А есть «Соловей», куда всегда приятно и одной сходить (я не вижу в этом ничего плохого). Правда, из‑за работы я там редко бывала в последнее время. Но если выбиралась в кино, то всегда на Пресню: брала любимый сладкий попкорн (там он самый лучший) и наслаждалась просмотром.
Из кинотеатров мне еще раньше нравился «Художественный». Помню, когда была маленькой, мы постоянно ходили туда с папой. Такое старое место — советское, с красными креслами. Теперь и его нет — закрыт на реконструкцию, и, если честно, мне кажется, уже не откроется».
«Я думаю, решение закрыть кинотеатр — преждевременное. И для меня как киномана и жителя Пресни действительно трагическое. Он удобно расположен, и после его исчезновения район лишится крупной культурной площадки. Кроме того, «Соловей» был еще и центром притяжения людей, развивал инфраструктуру (преимущественно общепит). Ближайшие точки с едой получали доход за счет его посетителей (в самом кинотеатре только одно большое кафе), теперь же в вечернее время они опустеют. И смогут зарабатывать только в выходные на посетителях зоопарка.
Разумеется, в Москве еще остались хорошие места — например, «Звезда», «Иллюзион» и «Ролан». Но в кинотеатр на Красной Пресне я ходил каждую неделю. Вокруг него сложилась достаточно большая аудитория — и это не только местные жители. Вечером в будни все залы были заполнены. Более того, за час-два до начала сеанса было сложно купить билет. Все из‑за того, что там сформировался уникальный формат: можно было посмотреть как фестивальные фильмы, так и те, что уже вышли из репертуара других крупных кинотеатров Москвы. Это было очень удобно».