— Здравствуй, дорогая «Афиша». Меня зовут Папа Спилберг. Я очень люблю Винни Пуха.
— Правда?
— Конечно, а кто не любит Винни-Пуха? Ладно, давай серьезно.
— Куда пропали? Ничего громкого последнее время нет.
— Я менеджер. Клиенты нанимают меня, чтобы больше зарабатывать. Когда общественный резонанс помогает зарабатывать или прозвучать — мы резонируем. В последнее время коммерция не требует громкости, вот и не слышно ничего. Блогинг как рынок сформировался, идет рутинный рабочий процесс.
— Самому никогда не хотелось попробовать блогерство?
— Не хотелось, но в декабре открываю свой канал и становлюсь ютьюбером.
— Зачем?
— Я много знаю об индустрии соцсетей, о ютьюбе. Меня даже пригласили в Московскую школу кино курировать курс «Видеоблогинг как профессия». В январе стартуем. Хочу вместе со студентами начать свой видеоблог. Условное название — «Как потратить миллион». Сейчас много блогов на тему «Как заработать миллион», но зарабатывать — тяжело и скучно, а тратить — приятно и весело. Главные человековеды, британские ученые, раскопали, что люди любят больше всего на свете [тратить деньги]. Ну за исключением периода с 18 до 35, когда они больше всего любят заниматься сексом.
— Тратить деньги.
— Да. Потратить — особенно миллион и особенно не рублей — это наука. И конкурентов нет пока, нет каналов на эту тему. Рассказывать буду о красивых и дорогих товарах, услугах и явлениях. Покупать ничего не буду, потому что многое у меня уже есть. Ты бы хотел купить дорогие часы?
— Вы без часов, кстати.
— Да, я без часов, крестов и галстуков. У меня аллергия на них, как у пирата Джека Рэкхема, — у него тоже была аллергия на кольца и галстуки. В результате его повесили, но я надеюсь, что меня не повесят.
Так вот. Если часы стоят дороже 1000 долларов, это уже почти инвестиция. Нужно понимать, для чего нужны часы, хоть немного знать рынок. Одно из видео будет с торговцем часами, очень понимающим. Пришлю тебе ссылку и узнаешь, как правильно выбрать часы в ценовых категориях до пяти тысяч долларов, до десяти, до двадцати, до пятидесяти, до ста, до пятисот.
Будут плейлисты с уникальными специалистами в различных областях. Например, «Этикет с Альбиной Холговой». Альбина — один из главных экспертов по этикету в стране.
Короче, [это будет] канал о том, как потратить миллион с толком и удовольствием.
— Зачем вам это?
— Последние семь лет своей жизни я работаю с очень молодыми людьми, которым есть что сказать. Видеоблогер — это человек, которому есть что сказать. Набрался опыта у клиентов и решил реализовать свое право на свободу слова. Мне есть что сказать.
Я буду успешен потому, что мне нравится то, что буду делать. Если человек делает что-то с удовольствием, с любовью, то он обязательно добьется успеха.
— Чего вам не хватает в жизни?
— Возраста. Хотел бы, чтобы мне было снова хотя бы тридцать лет, чтобы время пошло в обратную сторону. Это только после пятидесяти начинаешь понимать.
— Какие черты в себе больше всего не любите?
— Я — дитя эпохи перемен. Наши новые друзья китайцы говорят, что упаси господь жить в эпоху перемен. Жизнь очень неблагополучная была, жестокая, резкая, и я остался в тех временах. Часто веду себя так, будто не в 2018 году живу. Борюсь с этим, работаю над собой. Тогда все было очень конкретно, быстро, у людей было больше ответственности, чем сейчас
— Я не жил в 1980-е и 1990-е. Можете рассказать про главную особенность того времени?
— На дворе 1990 год. Выходишь из метро. Зима, минус двадцать градусов и стоит очередь, человек сорок, в ларечек с надписью «Мороженое». Знаешь, зачем она стоит? За маслом сливочным. Становишься в хвост. Минут через пятнадцать берешь две пачки, потому что больше двух в одни руки не дают, и это делает твой вечер.
— Не поздно заходить на ютьюб в 2018-м?
— В самый раз. Сейчас масса компаний, которые ищут информацию, сортируют, продают, покупают, расчленяют… Знаешь, какой у них какой самый главный дефицит? Контент!
— Какой самый плохой фильм Бекмамбетова?
— У Тимура-режиссера нет плохих фильмов.
— Почему вы не любите BadComedian?
— Я очень люблю BadComedian, особенно жаренного в кляре. Если серьезно, то это не мой контент. У меня не так много времени, чтобы смотреть трэш.
— Обзор на «Взломать блоггеров» смотрели?
— Конечно. Это классический образец разборок звезд соцсетей. BadComedian и Катя Клэп спят вместе. Катя Клэп и Саша Спилберг — злейшие враги. Как нагадить Саше Спилберг? Попросить своего парня обосрать неудачный проект, в котором та участвует. Вот и вся история.
— За что вам больше всего стыдно в жизни?
— Стыдно в жизни? О, блин… Ну это, я не могу сказать. Это слишком личное и никому не интересно. Чаще всего стыжусь моментов, когда был к людям несправедлив или незаслуженно груб.
— Выступление дочки в Госдуме было с вашего разрешения?
— Она со мной посоветовалась. Саша — один из лидеров своей индустрии. У нее есть менеджмент. Когда контрагенты — будь то Госдума или коммерческий бренд — хотят пообщаться с артистом, они выходят на связь. Никто не приходил в Госдуму и не говорил: «Давайте Саша Спилберг у вас выступит». Сотрудники Госдумы связались с Сашиным менеджментом, обсудили возможность коллаборации. Договорились. Вице-спикер Госдумы прислал Саше официальное приглашение выступить. Процедура была абсолютно стандартной.
Саша согласилась потому, что до ее выступления в Госдуме большая часть населения страны вообще не знала, кто такие видеоблогеры.
— И не знала, кто такая Саша.
— Да конечно. Это был прекрасный повод, чтобы о моем клиенте и нашей индустрии узнали больше людей. И это совсем не позорный повод.
— За что вы в последний раз ругали Сашу?
— Мы по работе периодически ругаемся, но как папа дочку я ее не ругаю уже много лет. Саша совершенно самостоятельна как артист, она самостоятельна финансово. У нас бывают разногласия, но это разногласия взрослых людей, а не папы и дочки. Личные тоже бывают, но я не могу говорить за нее о ней, о ее личной жизни. Она не давала мне санкций это обсуждать.
— У кого самая дорогая реклама?
— На русском ютьюбе сейчас нет ни одного человека, который зарабатывает регулярно больше 100 тыс. долларов в месяц после налогов и комиссий. 100 тыс. долларов — некая черта, психологическая отметка.
— А почему ее не получается пересечь?
— Рынок узкий, мало денег, кризис, санкции. Хотя русскоязычный сегмент соцсетей весит много миллиардов рублей, по сравнению с англоязычным рынком он микроскопический.
— А поточнее?
— У меня нет полномочий объявлять цифру. Обязательно ее объявим официально, когда Forbes сделает рейтинг. Реальный, как на Западе (по данным Российского исследовательского агентства блогеров, в начале 2018 года стоимость одной рекламной интеграции на канале Саши Спилберг составляла 600 тыс. рублей, а ее суммарный доход в 2017-м оценили в более чем 36 млн рублей. — Прим. ред.).
— Как вы заработали свой первый миллион?
— В 1990-е я был одним из основателей рекламной индустрии в стране, открыл одну из первых частных типографий. Компания называется LBL Communication Group (по данным СПАРК, в 2003 году Балковский перестал быть владельцем компании. — Прим. ред.). Она существует до сих пор и очень успешна. Знаете фестиваль «Круг света»? LBL — один из партнеров этого великолепного проекта.
Короче, первый миллион заработал сложно, но весело. Это были 1990-е годы с братками и перестрелками.
— Как к вам первый раз пришли братки?
— Понимаешь, в те времена братки были частью экосистемы. Как лягушки в болоте. Без них было никуда. Самая характерная история тех времен такая.
— Когда я готовился к интервью, мне несколько людей говорили, что Саше помогла раскрутиться реклама на OmskoeTV, которую вы ей покупали.
— Полная … [фигня]. Если хоть один пруф будет предоставлен, я выплачу 10 тыс. долларов наличными. Какая реклама на ТВ для того, чтобы раскрутиться на ютьюбе? Никогда за Сашину раскрутку ни одной копейки заплачено не было. Никем.
Вероятно, ты имел в виду Андрея Нифедова и его канал? Саша много раз рассказывала, что, когда у нее было 1000 подписчиков, она заработала 6000 рублей. Монтировала на заказ. Эти деньги Саша потратила на рекламу на очень популярном шесть лет назад канале Андрея. Это был единственный в ее карьере случай, когда она продвигала свой контент за деньги.
— Что с Сашей будет дальше на ютьюбе? Революция уже начала пожирать собственных детей?
— На ютьюбе есть циклы жизни: год, три, пять. Остается тот, кто делает контент регулярно и следит за тем, чтобы было интересно аудитории. Саша выросла и сейчас много делает для того, чтобы перейти в более старшую аудиторию. Она музыкант, композитор — скоро мы это все увидим на ютьюбе. А вообще, Саша — самая просматриваемая женщина русского ютьюба, столько просмотров, сколько у нее, нет ни у кого. Причем надо учесть, что очень много видео закрыто. Если она их откроет, то будет больше миллиарда [просмотров]. Сейчас там 950 миллионов.
— Если бы судьба дала вам карт-бланш на освоение абсолютно новой области, что бы это было?
— Я бы остался там, где я есть. Зачем осваивать новое новое, пока интересно старое новое?
— А что дальше?
— Все мы умрем обязательно. В ближайшем будущем соцсети продолжат пожирать наш мозг. Искусственный интеллект на подходе со всеми его ужасами.
— Вы стебетесь или серьезно?
— Я в этом глубоко уверен. Восстание машин или глобальная техногенная катастрофа обязательно случится.
— Как бы вы хотели умереть?
— Быстро.