Мы показываем немного ностальгическую выставку — со старыми фотографиями и проектами, на которых можно увидеть станции, как их замышляли архитекторы. Иногда этот авторский замысел совпадает с реализацией, иногда сегодняшние станции выглядят совершенно иначе.
У московского метро была совершенно особенная роль: это один из элементов репрезентации, способ заявить о себе как о новом государстве, способном создать для своих граждан подземный дворец. Лично мне больше всего нравятся здания первой и второй очереди строительства. Они, кстати, не напоминают дворцы — пышные станции появились только в 1950-е годы — прежде всего на Кольцевой линии.
К станциям последнего времени я отношусь спокойно: они отражают архитектурные пристрастия современности. Сегодня возможно имитировать естественный свет, что можно увидеть на станции «Спартак». Когда проезжаешь мимо нее, замечаешь, насколько там светлее — такое чувство, что она открытая.
Проект станции метро «Красные Ворота», 1935 год
Архитекторы И.А.Фомин, Н.Н.Андриканис
В нишах в вестибюле «Красных Ворот» ничего и не должно было быть, потому что станция работает ритмически на своих акцентах. Собственно декоративных элементов тут не так много — нет лепнины, скульптуры — все просто. Главную роль в пространстве играет цвет (Фомин очень любил красные и синие тона) и потолок — то, что мы называем активной пластикой кессонов. Фомин играет с узнаваемыми и лаконичными архитектурными формами; кессонированные своды и циркульные ниши дают отсылки к античным прототипам, но все эти формы выполнены в пропорциях человеческого роста.
Факт
Высотка на «Красных Воротах», где расположен северный выход из метро, была построена архитектором Душкиным под наклоном. Это было сделано с расчетом на то, что из-за сложного грунта она немного просядет с одной стороны и выровняется. Так и случилось.
Проект станции метро «Дворец Советов» («Кропоткинская»), 1934 год
Архитекторы А.Н.Душкин, Я.Г.Лихтенберг
У Душкина была непростая задача: станция должна была называться «Дворец Советов» и по факту являться вестибюлем того самого дворца, который к тому моменту еще только проектировался. Архитектора все время держали в напряжении, заставляли делать поправки. Планировалось, что во дворец будет идти постоянный поток посетителей — вот почему здесь расширенная платформа.
Душкин обращается к архитектуре Древнего Египта: дворцы и комплексы той эпохи также работали с масштабным пространством, экспериментировали с переходами от подземного к надземному. Один из приемов египетской архитектуры можно увидеть на станции: между капителью, которая расширялась кверху, и перекрытием потолка располагался элемент, который держал, собственно, свод потолка. Кроме того, в капители размещены дополнительные источники освещения — от этого кажется, что потолок летит над вами, и станция получилась очень легкой.
Факт
Бытует легенда о том, что Душкин потерял паспорт, при проверке документов был арестован и посажен в Бутырскую тюрьму, где провел 2 месяца. Надежды на освобождение не было, потому что ему были предъявлены самые страшные обвинения, вплоть до террористической деятельности. Спасло Алексея Николаевича только то, что на открытие станции «Дворец Советов» приехал высокопоставленный дипломат из Великобритании, который захотел познакомиться с ее архитектором. Каганович спросил: «А где же автор?» Жена Душкина снова подала прошение, и той же ночью его отпустили. В напутствие гэбэшники сказали, чтобы больше он документов не терял.
Большой академический кинотеатр и Центральная подстанция на улице Герцена, 1936 год
Кинотеатр — А.Н.Душкин, В.С.Белявский, Н.С.Князев, подстанция — Д. Ф.Фридман
Еще один проект Душкина — это Большой академический кинотеатр, внутри которого хотели разместить огромный экран. Он должен был располагаться напротив Большого театра — собственно, там, где сейчас вход в метро «Площадь Революции» и гостиница «Москва». Интересно, что здание гостиницы очень напоминает душкинский проект — особенно входы. Вдоль всех станций первой очереди метро было запланировано двенадцать подстанций, мимо которых мы часто ходим, даже не зная, что это. Одна из них, например, стоит на Большой Никитской.
Факт
На месте электроподстанции на Большой Никитской стоял Никитский монастырь — аж с 1582 года.
Проект станции «Спартаковская» («Бауманская»), 1940 год
Б.М.Иофан, Ю.П.Зенкевич, В.В.Пелевин
Архитектор станции — знаменитый Борис Иофан, который как раз занимался проектированием Дворца Советов. «Бауманская» сначала должна была называться «Спартаковской» — в честь немецкой коммунистической организации«Союз Спартака». Здесь должны были появиться как античные гладиаторы в память о восстании Спартака, так и советские спортсмены. Во время войны станция внезапно поменяла свое название и стала «Бауманской» — Спартак оказался никому не нужен, а вместо него в нишах разместились герои фронта и тыла.
Факт
Станции третьей очереди строительства, к которой относится «Бауманская», начали проектировать еще до войны, но строить их продолжили только в 1943 году. К этому моменту не все авторы успели вернуться из эвакуации, и многие проекты дорабатывали новые архитекторы, поэтому часто авторские замыслы оставались невоплощенными».
Проект станции «Октябрьская» Кольцевой линии, 1948 год
Архитектор Л.М.Поляков
Кольцевая линия 50-х получилась самой триумфальной: архитекторы в своих проектах старались отразить весь пафос послевоенного периода. «Октябрьская» в этом смысле очень показательная — с залами совсем как в античном мире. Здесь даже эскалаторы выглядят странно — как будто их вмонтировали в собор Святого Петра в Риме.
Факт
Есть легенда, будто в первоначальном проекте московского метро Кольцевой линии не планировалось, и появилась она после того, как Сталин случайно поставил кружку с чаем на схему, которую принесли к нему на утверждение. Разумеется, это не так: Кольцевая линия (а иногда даже две) появляется в ранних проектах — как минимум в 1932–1933 гг, а в окончательном виде она была утверждена в 1941 г.
Проект станции метро «Рижская», 1957 год
Архитектор И.Г.Покровский
Последний зал нашей выставки показывает уже поздний период советского метро. В это время меняется вся стилистика отечественной архитектуры — модернизм набирает силу, станции становятся более лаконичными. Там больше нет такой мощной пластики, как в сталинское время. Появляются типовые станции, но каждый тип разрабатывается отдельно. Конечно, если повесить рядом проекты «Рижской» и «ВДНХ», может показаться, что они различаются только цветом.
Факт
С 1980-х архитектурные эскизы больше не поступают в коллекцию МУАР. Теперь все готовят чертежи и модели на компьютерах, и архитектурные эскизы, отрисованные вручную, превратились в отдельный вид искусства.
В арсенале первых метростроителей имелось только восемь лошадей и один грузовик, а лопаты приходилось одалживать у дворников.
Парижское метро считалось самым загруженным в мире, но Москва быстро побила этот рекорд. В 1936 году московской подземкой пользовалось примерно 360-400 тысяч человек каждый день.
Названия станций часто укорачивали: было сокращено название «Парк культуры им. Горького», «Филевский парк» изначально писался как «Филевский парк К. и О.» — на станции до сих пор бросается в глаза несимметричное расположение оставшихся букв на табличке, а расшифровку привычной аббревиатуры ВДНХ — Выставка достижений народного хозяйства — можно увидеть на фризе вестибюля станции.
«Охотный Ряд» — станция, сменившая больше всего названий: с 1935 года — «Охотный Ряд», с 1955 года — «Им. Л.М.Кагановича», с 1957 года — «Охотный Ряд», с 1961 года — «Проспект Маркса», с 1990 года — «Охотный Ряд».
В торце «Новослободской» расположено смальтовое панно «Мир во всем мире» работы П.Д.Корина. При Хрущеве с него был удален медальон с изображением Сталина. Художнику пришлось переработать мозаику, и вместо изображения Сталина были нарисованы парящие белые голуби. А вот проявившийся в прошлую пятницу Сталин под отпавшей штукатуркой на «Арбатской» оказался первоапрельским розыгрышем.