Осип Бове — российский архитектор, под руководством которого в начале XIX века построены Манеж, Большой театр, Александровский сад, Первая градская больница и много других значимых мест в Москве. После пожара 1812 года Бове реставрировал бывшую усадьбу Гагариных на Страстном бульваре и прилегающий к ней парк. Когда работы закончились, сюда переехала Ново-Екатерининская больница. В советское время парк принадлежал городской клинической больнице № 24. В наше время бывшую усадьбу планировали передать музею, переделать в загс и присоединить к саду «Эрмитаж».
В 2013 году началась реставрация усадьбы Гагариных по чертежам Осипа Бове. В 2015 году, в усадебный комплекс переехали городские депутаты, парк закрыли для горожан и стали называть его парком Мосгордумы. Изредка в нем можно было увидеть чиновников, которые неспешно прогуливались между деревьев во время обеденного перерыва. В 2017 году парк все же открыли для всех желающих, но только по выходным дням.
За реконструкцией парка с самого начала следил московский дизайнер Константин Коновалов. Когда закончились работы, Коновалова возмутило, что парк не открыли для свободного посещения, а при выборе названия совершенно не учитывали его истории. Тогда москвич решил добиться появления имени Бове на карте города.
Первым делом Коновалов создал геолокации для чекинов, обозначив парк на территории усадьбы Гагариных, как «Парк Бове». Одновременно с этим на «Википедии» появилась статья о парке Осипа Бове. Спустя некоторое время это название появились почти во всех интернет-картах. Тогда Коновалов решил официально закрепить результат: написал письма в мэрию с просьбой переименовать «Парк Мосгордумы» в «Парк Осипа Бове». Предложение трижды отклонили под предлогом нецелесообразности.
Недавно парк назвали в честь Екатерининской больницы, которая когда-то здесь находилась. Но как рассказал Константин, произошло это не в ответ на его просьбы, а по инициативе мэрии. При этом недалеко от усадьбы уже есть парк с похожим названием — Екатерининский парк.
В мае 2018-го мэрия все же назвала именем архитектора место в центре Москвы. Но не парк у Мосгордумы, а небольшую отреставрированную площадь на пересечении Столешникова переулка и Петровки. Чиновники объяснили решение тем, что неподалеку от этого места жил Осип Бове. Рядом с площадью до переезда в усадьбу Гагариных находилась Мосгордума, а во времена СССР вместо площади была православная церковь.
«Я не уверен, что правильно называть площадь, на которой стоял снесенный храм, в честь человека, который строил храмы. Намного логичнее назвать его именем парк, который он создал. Но городских чиновников понять сложно», — говорит Константин.
В итоге имя Осипа Бове появилось на карте Москвы, но табличку с названием площади все еще не установили. Поэтому всем неравнодушным к истории города Константин предлагает оставить на сайте мэрии просьбу об установке официального синего аншлага с правильным адресом для площади.
Что касается непереименованного парка, то, по мнению дизайнера, главное, чтобы горожане просто продолжали называть его именем Осипа Бове.
«Парк реконструировали на бюджетные деньги, а Мосгордума его захватила. Фактически они построили на месте бывшей усадьбы Гагариных новый корпус-стекляшку и никого не пускают на территорию. Собянин обещал, что после реконструкции усадьбы это место станет единым парковым пространством с «Эрмитажем», но на деле Мосгордума несколько лет использовала парк для своих личных нужд. Да, сейчас его открывают, но только по выходным. Парк должен быть доступен для всех, особенно такой.
Работая над своими проектами, я часто сталкивался с именем Бове. Нет такого архитектора, который создал для Москвы больше достопримечательностей, чем он. Этот человек действительно важен для города, поэтому его имя стоит увековечить. Кроме того, люди, которые особо не интересуются архитектурой, о Бове вообще ничего не знают, поэтому мне показалось, что создать топоним в его честь — отличная идея».