Что это за место
Создание особняка XIX века на Пятницкой, 42, в котором открылась площадка, приписывают архитектору и реставратору Федору Рихтеру — отсюда и название нового пространства. В здании сохранился исторический паркет, окна, двери, некоторые детали, а также плафон «Четыре сезона» с изображением гиен, тигров, львов, которых команда Esh Gruppa использовала при разработке фирменного стиля.
Все три этажа и подвал занимает арт-пространство. На первом этаже расположены вермутерия (аперитив-бар), ресторан, бар, библиотека и галерея художника Арсения Жилеяева The Ugly Swans. Второй и третий этажи занимают семь номеров отеля. Также на втором этаже есть большая комната для мероприятий. В подвале — галерея Анастасии Шавлоховой «Сцена», печатная мастерская Esh Print и студия, куда переедет радио «Глаголев FM».
Кто открыл «Рихтер»
У «Рихтера» большая команда, в которой каждый участник отвечает за свое направление. Среди основателей — Анастасия Ефимова, у которой уже есть опыт в отельной сфере: она открыла Brick Design Hotel. Еще три основателя — создатели и управляющий партнер издательского дома «Мамихлапинатана»: Егор Мостовщиков, Антон Ярош и Григорий Туманов.
За наполнение событиями отвечают кураторы — их 12. Среди них Владимир Надеин, основатель Международного фестиваля экспериментального кино (MIEFF), который курирует кинопоказы. Библиотеку наполняет главный редактор журнала «Носорог» Катя Морозова, музыкальными событиями занимается художник Zurkas Tepla, а основатель Yoga Space Ксения Трушакова отвечает за направление wellbeing.
Здесь и далее фотографии с вечеринки Рихтер х Aytlo
Чем заняться
Прийти сюда можно уже сейчас: на выставку или на одно из мероприятий, например, на ужин. Несмотря на то, что официальное открытие «Рихтера» состоялось 16 сентября, бар, ресторан и вермутерия работают пока только во время событий. Полноценно они откроются в октябре, а чуть позже заработает и отель.
У «Рихтера» есть свой уютный сад с амфитеатром и большим экраном, где можно посмотреть кино или просто выйти подышать. В галереях можно купить картины или просто полюбоваться ими. В студию «Глаголев FM» можно обратиться для записи подкаста, а в библиотеке найти книгу по душе.
В планах у основателей задействовать все пространство особняка и проводить не меньше 15 событий разного формата в месяц: лекции, выставки, спектакли, концерты, вечеринки и все другое, что придумают кураторы.
«После запуска первого проекта — дизайн-отеля Brick — мне захотелось создавать больше возможностей для развития и общения людей. Так появилась идея «Рихтера», который объединил в себе две равнозначные функции: арт-площадку и место для общения, а также отель на семь номеров площадью 40–60 кв. метров. В «Рихтере» сочетается минималистичная мебель и бережное отношение к истории здания, он построен на концепции «New + Old».
Я по образованию политолог, поэтому понимаю важность малого бизнеса: база экономики строится именно на небольших пекарнях, аптеках, кафе, отелях и прочем. Поэтому среди основных задач «Рихтера» — помощь проектам, которые нам симпатичны. Мы готовы их поддерживать и помогать руками и идеями.
Ситуация в России такая: кто хотел уехать, уже уехали, кто сдался — сдались. Но осталась группа людей, которые хотят что-то делать в этой стране. Так вот «Рихтер» — это свободная площадка для этих людей.
Свобода — это самая большая ценность нашей жизни. Вторая — любовь. И это две вещи, которые движут не только мной, но многими другими. Именно таких людей «Рихтер» объединяет вокруг себя. Потому что творчество, саморазвитие, бизнес — все это последствия свободы и любви и их химия».
«За 12 лет дружбы с Настей мы не раз думали создать что-то совместно. Примерно год назад она рассказала об идее создания «Рихтера», и я постепенно втянул в это дело издательский дом «Мамихлапинатана».
Мы все серьезно относимся к совместному труду и созиданию. Команда «Рихтера» — абсолютные фанатики того, чем занимаются. Нам очень важно собираться вместе и что-то создавать. Своим проектом мы хотим показать, что в 2018 году можно расти и заниматься бизнесом. Несмотря на сложные экономические, политические и общественно-социальные ситуации. Можно что-то создать без крупных или государственных денег, без мутных историй.
Еще это способ покопаться в самих себе, в собственных корнях. Нам кажется, что русская культура, искусство, архитектура, фотография и все другое — это огромный пласт для изучения. Именно поэтому нам было важно восстановить особняк и тем самым обратить внимание на его историю.
Теперь мы ищем интересных современников, которых могли бы привести в этот дом. Это настоящая московская история. Это не место, чтобы прийти потусить и бухнуть, это про другое. «Рихтер» для меня — абсолютно отъехавший, самобытный и лютый».
«Рихтер» — это дом, который мы строили все вместе. И я верю в этот проект точно так же, как верю в «Мамихлапинатану» и «Батеньку». Меня завораживает то, как на месте пустоты создается нечто, что нужно не только людям, которые находятся с тобой в одной комнате. Это, конечно, безумный кайф. И да, это хождение по канату, не смотря вниз, не оглядываясь, не боясь, а смотря только вперед.
Судя по тому, что я слышал от людей в день открытия и первые дни после, городу это место было нужно — и нужно сильно. Мне говорили что-то в духе: наконец-то появилось такое место, это витало в воздухе и должно было где-то случиться. Приходили люди, которые управляют крупными финансовыми компаниями, те, кто занимаются люксовыми брендами, художники и журналисты, люди из разных сфер. Все говорили буквально одну и ту же фразу: как много здесь людей, которых я никогда не видел, какие они классные! Кажется, для всей этой публики просто не было места, а теперь есть.
Мы в «Мамихлапинатане» ничего кроме медиа в своей жизни не делали, поэтому начинаем делать медиа из всего, что видим. Мы даже шутим между собой, что «Рихтер» — это тоже медиа, просто в форме особняка».