Как появилась идея
У Левона Данильянца, сооснователя проекта «Рыба. Мясо. Два ножа», который помогает выписать профессионального повара домой, замысел дейтингового сервиса появился в феврале 2015 года. Стоя в пробке на Садовом, он обратил внимание, что в соседних машинах скучают такие же, как и он, молодые люди. Сервис «Разговорчики» в яндексовском навигаторе дает возможность пошутить, находясь взаперти, — там принят довольно специфический юмор висельника. Однако как такового приложения для знакомств с застрявшими на дорогах не было — его и придумал Левон. Тогда же ему пришло в голову добавить игровой элемент, чтобы заинтересовать пользователей.
Концепцию проекта предприниматель разработал сам, найти партнеров получилось не сразу: друзья отказывались вкладываться, считая, что идея лежит на поверхности. Проблема решилась, когда Данильянцу позвонил его брат Арам Бадалян, который в то время думал, как использовать потенциал пробок крупных городов. В общем, в его голове было примерно такое же приложение — братья не сговаривались. Это было воспринято как знак, и с этого момента Левон и Арам принялись за работу над VProbke.
В октябре 2015 года первая версия приложения появилась в AppStore и сначала была ориентирована только на Петербург: создатели сервиса хотели протестировать его на одном городе, чтобы избежать географического разброса пользователей. После того как были исправлены баги, в марте 2016-го состоялся официальный релиз VProbke.
Как это работает
Приложение доступно только на iOS, версия для Android появится в апреле. Зарегистрировавшись, человек получает виртуальный автомобиль, который тут же отражается на реальной карте города. Пользователь видит других автомобилистов, стоящих в пробке рядом, и знакомится с ними, или «подкатывает», как это называют разработчики. Проводя время в приложении и выполняя квесты, водители зарабатывают игровую валюту — бензы, которые можно потратить на новые игровые автомобили и их тюнинг. Предполагается, что от уровня машины зависит ваша зона охвата, то есть количество пользователей, к которым можно «подкатить». Правда, сейчас, на ранней стадии проекта, радиус знакомств не ограничен.
В приложении функционирует общий чат, источником вдохновения для которого стали те самые «Разговорчики» на «Яндекс.Картах». Пользователи используют его для обмена фотографиями, информацией о пробках и просто для общения. Еще, конечно, трудно не упрекнуть братьев в том, что их продукт похож на Waze — смесь навигатора и соцсети, который три года назад купил Google за 1,5 млрд долларов. Но русская инициатива сфокусирована на проведении времени в пробках и не дает никакого штурманского функционала.
Приложение уже скачали 17 000 пользователей, из которых 4200 ежедневно используют сервис. Левон утверждает, что у них уже сформировалось коммьюнити, которые активно общаются и по пятницам встречаются в офлайне. Каждый день эти пользователи друг другу желают в чате доброе утро, рассказывают автомобильные анекдоты и делятся плейлистами.
Большинство из них живут в Москве и Петербурге, однако есть автомобилисты из других городов России и стран С. Г. По мысли разработчиков, сервис не ведет к повышению аварийности на дорогах; он, наоборот, снижает ее, помогая водителям расслабиться и не переживать лишний раз. Это вопрос самосознания и личной ответственности, так как помимо VProbke существует немало других вещей, которые отвлекают в дороге. Тот же фейсбук, например.
Расходы и доходы
Левон и его брат вложили в проект почти 5 миллионов рублей, из которых полмиллиона ушло на команду и создание первой версии VProbke и еще 3 миллиона на доработку, поддержание сервера и маркетинг — прямую покупку трафика. Возвращать инвестиции создатели планируют через встроенные покупки «бенза» и игровых автомобилей. На данный момент только 2,5% пользователей вкладывают деньги в приложение, но, по оценкам Левона, к концу года количество установок составит 1 млн и проект выйдет на окупаемость.
Планы
Сейчас создатели сосредоточены на игровой составляющей: в ближайшее время VProbke дополнится мини-квестами и многопользовательскими виртуальными гонками, при этом наблюдатели этих гонок со временем смогут даже делать ставки на того или иного участника заезда. В частности, на то, сколько времени потребуется, чтобы добраться по пробкам из точки А в точку Б.
Левон и его партнер хотят выйти на американский и азиатский рынок, поэтому не отрицают возможности привлечения сторонних инвестиций. Кроме того, в планах партнерские проекты с автосалонами, мастерскими и заправками. Это даст создателям дополнительный источник средств, а пользователям — возможность брендировать свой автомобиль и гараж.
«Когда у тебя только одна мотивация — деньги, то стартап не получится. Стартап — это бизнес, который не дает сразу результат. Мы хотим вырастить гигантскую компанию, которая будет работать в Америке и в Европе, и это нас движет».
«Надо делегировать и доверять своей команде. Когда ты стараешься сам все контролировать, есть шанс, что за всем не уследишь. Важно разделить полномочия и сферу ответственности».
«Ты должен понимать, какой процесс на что влияет. Это важно и с точки зрения дисциплины, и с точки зрения масштабирования бизнеса».
«Я делал много проектов, некоторые из них умирали на стадии идеи или после запуска, некоторые — приносили прибыль. После одного, трех, пяти стартапов может показаться, что это не твое. Но я считаю, что если у тебя есть страсть и ты получаешь удовольствие, то самое последнее дело — от этого отказываться. Мы вкладываем всю душу и силы в VProbke и верим в успех, а если вдруг не взлетим, то жизнь продолжится и мы будем придумывать новые интересные проекты».