Понедельник, 17 сентября
Оулавюр Арнальд в Доме музыки
Комфортная инструментальная меланхолия Северной Европы
Исландского композитора, продюсера и пианиста Оулавюра Арнальдса делает не выдающийся талант, а превосходное чувство стиля: из довольно простого материала он собирает очень грустные и хрупкие ностальгически-тоскливые вещи — вроде бы ничего особенного, но и выключать совсем не хочется. В России Арнальдс будет играть вместе с перкуссионистом и струнной группой — очень удачное решение, учитывая, как в его музыке важны тишина и нюансы. Совершенно обязательные концерты для всех любителей комфортной североевропейской меланхолии.
«Конференция о поэте Высоцком и поэзии вообще» в Еврейском музее
Семь актеров переосмысливают фигуру Высоцкого
До воскресенья в Еврейском музее работает выставка «Коридоры. Семь миров Высоцкого». В рамках ее публичной программы в понедельник там во второй раз покажут спектакль режиссера Ивана Комарова и драматурга Андрея Стадникова (премьера была в августе). Вдохновила авторов на него выпущенная специально по случаю книга «Сторона В» под редакцией Анны Наринской — собрание эссе и воспоминаний журналистов, литературоведов, писателей и музыкальных критиков о Высоцком, в которых он предстает поэтом, человеком из интеллигентной семьи, романтиком и модником. В спектакле использованы тексты наших современников и не только — Иосифа Бродского, Сергея Довлатова, Эдуарда Лимонова, Марии Степановой и Юрия Сапрыкина из этой книги, а также тексты Мишеля Уэльбека, Платона и Генри Миллера. Задействованы в постановке семь актеров: Нина Гусева, Степан Азарян, Анастасия Великородная, Александр Золотовицкий, Варвара Шмыкова, Стивен Окснер и Максим Солопов.
Когда
17 сентября, 21.00
Где
Еврейский музей и центр толерантности, Образцова, 11, стр. 1а
Подробности
Вторник, 18 сентября
«Машина Мюллер» в «Гоголь-центре»
Самый откровенный спектакль Кирилла Серебренникова — о красоте бунта и диктатуре нормы
Творчество брутального парадоксалиста Хайнера Мюллера в России знают мало. Автору, любующемуся обломками человеческой цивилизации, с 1970-х по сей день заставляющему ерзать каждое новое театральное поколение, посвящен самый эстетский и откровенный спектакль Кирилла Серебренникова. В стилизованной под Шодерло де Лакло пьесе «Квартет» режиссер Константин Богомолов и телеведущая Сати Спивакова меняются полами; в манифесте конца эпохи человечности «Гамлет-машина» солирует Александр Горчилин. И да, в спектакле занято 18 обнаженных перформеров.
«Songs from Oblivion. Песни Пца» в «Электротеатре Станиславский»
Психоделическое шоу про женщину, путешествующую по своим альтернативным жизням
При помощи суперсовременного прибора группа психотерапевтов старается помочь женщине в поисках своего «я». Действие при этом происходит в эфире ток-шоу. Героиня путешествует по альтернативным версиям своей жизни, избавляется от всех проблем; вот только все окружающее теперь сошли с ума. Спектакль придуман авторским коллективом из четырех стран: Инна Дулерайн (Россия), Сюй Авин (Тайвань), Хара Колаити (Греция), Николь Янг (Великобритания). А в основе всего — китайский роман Дун Юэ «Дополнение к Путешествию на Запад» 1641 года.
Среда, 19 сентября
«Кто убил Анну» в Боярских палата
Сторителлинг по «Анне Карениной»
Роман Льва Толстого разыграют буквально на расстоянии вытянутой руки от зрителя. В главной и единственной роли — актриса «Мастерской Брусникина», Марина Васильева («Как меня зовут», «Нелюбовь»). Режиссер Алексей Розин (интервью с ним читайте здесь) — один из основателей творческого объединения Le Cirque de Charles la Tannes (создателей хип-хоперы «Копы в огне»), успешно двигающих жанр сторителлинга в массы.
Михаил Ларионов
Ретроспектива великого авангардиста
В прошлом веке персональные выставки работ Ларионова проходили в нашей стране всего лишь дважды — и не хватит слов сказать, до чего это большая потеря. Любимец Дягилева, участник всех художественных групп начала прошлого века, изобретатель собственной живописной теории и любитель эпатажа, Ларионов существенно повлиял на путь развития искусства начала прошлого века. В Третьяковке на этот раз будет большая ретроспективная выставка, охватывающая все этапы его творческого пути, — аж из 14 разделов.
«Шепард Фейри. Форс-мажор»
Первая выставка второго после Бэнкси
Шепард Фейри, как и Бэнкси, тоже живая легенда. Качество, оценка братьев по улице в этом смысле вторичны — только Бэнкси, пожалуй, имеет сегодня соизмеримый резонанс. Его уличная компания Obey Giant стала культовой для всей культуры 1990-х, портрет Обамы стал символом его первой выборочной компании, а популярность марки Obey можно не комментировать. При всем при том Фейри фигура, мягко говоря, неоднозначная: для своих трафаретов он использует чужие рисунки, на улицах уже почти не работает. Оценить его художественные таланты лучше самому: на выставке будут представлены трафареты, скульптуры и коллажи.
Четверг, 20 сентября
«Простая просьба»
Эстетский триллер про пропавшую подругу от режиссера «Шпиона» и новых «Охотников за привидениями»
Вместо того чтобы снять очередную комедию с Мелиссой МакКарти («Девичник в Вегасе», «Копы в юбках», «Шпион», ребут «Охотников за привидениями»), режиссер Пол Фейг экранизировал криминальный триллер, по завязке напоминающий «Девушку в поезде». Домохозяйка-блогерша Стефани (Анна Кендрик) знакомится с роскошной Эмили (Блейк Лавли), которая вскоре пропадает — и это после того как ее муж Шон (Генри Голдинг) оформил на нее страховку на кругленькую сумму. Стоит признать, что нагнетать саспенс Фейгу удается не меньше, чем смешить.
«Бои без правил»
Суровый боевик про англичанина в тайской тюрьме
Участник Канн-2017, история, основанная на реальных событиях: живущего в Таиланде и выступающего на боксерских поединках британца Билли Мура (Джо Коул) вяжет полиция, когда он находится под кайфом. Его отправляют за решетку — а всем, кто видел мини-сериал «Бангкок-Хилтон», не надо объяснять, насколько бывают суровы тайские тюрьмы. Билли с помощью кулаков и знания боевого искусства муай-тай предстоит выжить в максимально агрессивной среде. Новый фильм Жан-Стефана Совера («Джонни — Бешеный Пес») — это «Полуночный экспресс» Алана Паркера на максималках. «Бои без правил» с документальной дотошностью (на роли уголовников были приглашены настоящие бывшие заключенные), характерной брутальностью и завораживающей медитативностью живописуют рождение нового человека в зверином ареале.
«Агент Джонни Инглиш 3.0»
Возвращение ходячего недоразумения британской разведки
Личности всех британских агентов рассекречены — и разведке не остается ничего другого, как обратиться к Джонни Инглишу (Роуэн Аткинсон). Пародия на фильмы о Джеймсе Бонде выходит на новый уровень: в кадре мелькают VR-очки и прочие современные гаджеты, а в роли femme fatale появляется настоящая девушка Бонда — Ольга Куриленко из «Кванта милосердия» (до этого, впрочем, была Розамунд Пайк из «Умри, но не сейчас»). Но главное, что сам Джонни Инглиш остался таким же безалаберным, каким и был, — а это означает, что нас ожидает масса новых нелепых и курьезных ситуаций с его участием.
«Лондонские поля»
Постмодернистский детектив про писателя в кризисе и роковую красотку в исполнении Эмбер Херд
Экранизация одноименного детектива Мартина Эмиса 1989 года, с постмодернистской иронией рассуждавшего о писательском ремесле. Собственно, у фильма два главных героя: смертельно больной, переживающий творческий кризис писатель Самсон Янг (Билли Боб Торнтон) и роковая красотка Никола Сикс (Эмбер Херд), обладающая даром ясновидения и крутящая роман одновременно с двумя мужчинами — мелким мошенником Китом (Джим Стерджесс) и успешным бизнесменом Гаем (Тео Джеймс), — один из которых должен стать ее убийцей. За постановку фильма мог взяться Дэвид Кроненберг (и это было бы интересно), но в итоге фильм снял известный клипмейкер Мэтью Каллен, у которого получилось еще более спорное и вызывающее, нежели «Конченая», кино — с бывшим мужем Эмбер Херд Джонни Деппом в одной из ролей.
«Проклятие монахини»
Румынский спин-офф «Заклятия» про злую монашку
Стоило догадаться, что у напугавшей всех до одури во второй части «Заклятия» дьявольской монахини, как и у куклы Аннабель, тоже есть своя предыстория, которая связана с демоном Валаком. Фильм притворяется сносным ужастиком, но — тысяча чертей! — так уж повелось, что все спин-оффы «Заклятия» уступают самому «Заклятию».
«Мария до Каллас»
Громкий док про оперную диву
Откровенная документалка про греческую и американскую певицу, звезду оперы XX века Марию Каллас. Фильм состоит как из интервью с самой Каллас, так и из разговоров с ее современниками.
«Панды 3D»
Трехмерная милота
Группа биологов пытается спасти популяцию таких милых, но ленивых панд, которым невероятно сложно выжить в дикой природе. Идущий не больше часа документальный фильм, снятый в формате IMAX 3D, главная звезда которого — маленькая панда по имени Чен-Чен.
«Закону тут не место»
Сицилийцы выбрали нового мэра, а он оказался честным
Итальянские комедиографы Фикарра и Пиконе («Уедем к чертовой бабушке»), всегда работающие в дуэте, сняли новый местный хит с самими собой в главных ролях. По сюжету жители сицилийского города выбирают нового мэра (Винченцо Амато), который обещает бороться с коррупцией — и неожиданно держит свое слово, к чему рядовые граждане оказываются не готовы. Тогда они решают избавиться от градоначальника.
«Доминика»
Семейная комедия про девочку, которая растет не по дням, а по часам
Архитектору Константину (Алексей Чадов), который строит отношения со своей девушкой Яной (Светлана Устинова), подкидывают младенца. Это девочка Доминика — и ее особенность в том, что она стремительно растет, когда Константин злится. Отечественный парафраз «Загадочной истории Бенджамена Баттона», но с уклоном в семейную комедию, а затем и в драму: Доминику на разных возрастных этапах играют несколько актрис — в диапазоне от Софии Барминой до Елены Яковлевой.
«Храброе сердце: Заговор в королевстве»
Продолжение приключений железного рыцаря
Это сердце, может быть, и храброе, но вот к одноименному мультику студии Pixar оно не имеет никакого отношения. Это сиквел немецкой анимационной картины пятилетней давности (есть еще и сериал), рассказывающей про неуклюжего железного рыцаря Расти, который не хочет, чтобы его родное королевство Металломия превратилось в полицейское государство.
Ретроспектива фильмов Алексея Германа
«Трудно быть богом», «Мой друг Иван Лапшин» и другие шедевры снова на больших экранах
В Москве и регионах стартует ретроспектива Алексея Германа-старшего, приуроченная к 80-летию со дня рождения мастера. Будут показаны как ранние картины великого режиссера («Двадцать дней без войны», «Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах»), так и его последний шедевр — гиперреалистическая фантастика по повести братьев Стругацких «Трудно быть богом». Помимо этого, можно будет увидеть документалку «Мастерская» Сергея Карандашова, в которой воспитанники Алексея Юрьевича делятся воспоминаниями о совместной работе с ним.
«Мастерская»
Воспитанники Алексея Германа делятся воспоминаниями о мастере
Ученик Алексея Германа-старшего (и автор восхитительного детского фильма «Дар») Сергей Карандашов снял документальный фильм о мастерской режиссера «Трудно быть богом» и «Хрусталев, машину!». Картина приурочена к 80-летию со дня рождения великого мастера и выйдет одновременно с ретроспективой его фильмов.
«Эзра Столлер. Пионеры американского модернизма»
Большая ретроспектива пионера архитектурной фотографии
Эзра Столлер — законодатель всей индустрии фотографии: его работы появлялись в журналах Architectural Record, Fortune и House Beautiful и работали на популяризацию тогда еще не столь широко распространенного, как сегодня, жанра архитектурной фотографии. Он снимал Фрэнка Ллойда Райта, Людвига Миса ван дер Роэ, Луиса Кана, Ле Корбюзье, Пола Рудольфа и Марселя Брейера. Музей Соломона Гуггенхайма, Музей американского искусства Уитни, небоскребы Манхэттена, терминал авиакомпании TWA аэропорта им. Джона Кеннеди, знаменитый «Дом над водопадом», культовая постройка ХХ века — капелла Роншан и многие другие знаковые строения эпохи модернизма в объективе Столлера будут представлены на площадке Центра фотографии на «Красном Октябре».
«Remote Moscow»
Аудиопутешествие по городу как спектакль
Зрители встречаются на кладбище, надевают наушники и отправляются в путешествие по городу под управлением компьютерного голоса с отличным чувством юмора. Московская версия одного из самых популярных в мире проектов немецкой команды неигрового театра Rimini Protokoll самая долгоидущая: устраивают по два-три сеанса в день, заканчивается уже четвертый сезон, который, по словам импресарио Федора Елютина, будет последним.