Король тридевятого государства Дримландия привык решать дела при помощи политически выгодных браков (сам он женат на женщине-амфибии), поэтому выдает свою дочь Тиабини (или просто Бин) замуж за соседского принца. Принцесса Бин не спешит под венец, желая вечно пить пиво и бедокурить, поэтому сбегает со свадьбы, случайно убив жениха и подружившись с глупым эльфом Эльфо и личным демоном Люциком, которого все принимают за кота.
В новом мультике для Netflix, конечно, за версту угадывается фирменный почерк создателя «Симпсонов» и «Футурамы» Мэтта Грейнинга — от узнаваемых физических пропорций персонажей до внимания к деталям вроде юморных вывесок на заднем плане. Даже свиньи здесь нарисованы точно так же, как знаменитый Свин-паук из «Симпсонов в кино». Однако не стоит думать, что Грейнинг вырвался из‑под эфирного коммерческого гнета канала Fox и сбежал на мощнейшую онлайн-платформу, где авторам позволяют все, чтобы устроить безудержную «Игру престолов» в стиле «Симпсонов». Это не совсем так. «Симпсоны» уже много лет процветают на Fox, а в «Разочаровании» Грейнинг пока крайне робко исследует границы допустимого, но пока не чувствуется, что он прямо упивается свободой. То есть мультсериал не выглядит как проект мечты или золотой источник, которым авторы готовы бесконечно подпитываться, как «Симпсонами». Очевидно, что Грейнинг выделил для себя отдельную песочницу, где решает узкоспециальные задачи: сочинить внятную историю и постебаться над фэнтези-клише.
«Разочарование» — безусловно, манипулятивное и очень удобное название, которое сразу описывает то чувство, которое испытываешь, когда слишком многого ждешь от этого сериала. Кроме того, разочарование — именно то состояние, вокруг которого крутится сам сериал. Все персонажи мультфильма рано или поздно оказываются у разбитого корыта. К примеру, Эльфо, который разочаровался в своей эльфийской стране песен и сладостей и с позором депортировался в Дримландию, где теперь мучается от безответной любви к Бин. Каждый поход, каждое намерение главных героев заканчиваются не так, как им бы хотелось, — в каждой серии вплоть до десятого эпизода с говорящим названием «Падение Дримландии».
В отличие от «Симпсонов» и «Футурамы», Грейнинг делает «Разочарование» заметно более цельным и сюжетным проектом. Хотя эпизоды все еще отдают дань серийному программированию, рассказывая самодостаточные истории, они все равно складываются в единую сюжетную арку: персонажи развиваются от серии к серии, а попутно раскрываются загадки, которые выстреливают лишь потом, дополняя общую мифологию сериала. Все это как бы переносит «Разочарование» в плоскость более полноценного драматического сериала, где зрительская эмоциональная связь должна быть гораздо глубже проработана, чем в обычном ситкоме, но тут авторы чего‑то не дожимают. Возможно, все просто привыкли к другой плотности и темпу, которые раньше были у Грейнинга в 22-минутном материале с дроблением на рекламные паузы, но теперь все смотрится иначе в непрерывном 30-минутном эпизоде Netflix.
Принцесса Бин, безусловно, удачно найденный персонаж — нестабильная эгоистичная девица с алкогольной зависимостью, чью неудовлетворенность по жизни олицетворяют ее новые друзья: доверчивый эльф и подстрекающий демон. Но водружая чувство разочарования в качестве заглавной темы, сериал как будто не спешит погружаться в глубины депрессивного состояния в той степени, к которой мы привыкли, благодаря мультсериалам «Конь БоДжек» и «Рик и Морти». Таким образом, «Разочарование» ленится во всех своих зацепках. В распоряжении мультфильма есть целый волшебный мир, наполненный сказочными персонажами, магией, декорациями Средневековья, но авторы как будто не используют его сполна, долго топчась на одном месте. За исключением эпизодов про мальчишник на русалочьем острове, дипмиссию в Данкмир и серии про Гензеля и Гретель. В будущем таких приключений хотелось бы побольше. Юмор здесь тоже балансирует на непонятной грани: с одной стороны, хорошо, что создатели не хотят все слишком опошлять, но с другой — шутки все-таки явно не для возрастного рейтинга 12+ (обнажение перед отцом, секс с моржами, наркотический трип).
Понятное дело, что «Симпсоны» тоже не сразу были великими, да и «Футурама» не сразу строилась, а Грейнинг в принципе привык работать на долгой дистанции. Вот и «Разочарование» лишь к концу первых десяти серий более-менее складывается в хоть какую‑то объемную эмоцию — может, просто из‑за того, что зритель уже провел слишком много времени в компании эльфа, демона и монаршей семьи. Пока же сериал выглядит как занятная заявка на нечто большое и волшебное, чье проклятие пока просто не расколдовали. Будем надеяться, во второй части, который, кстати, уже сдан в производство, авторы будут посмелее обходиться со своим богатством и сыграют на разочаровании в обратную, потому что мир в мультсериале получился уж больно очаровательным. А пока в ожидании продолжения разберем некоторые сюжетные мостики ко второму сезону, а также немаловажные моменты, которые вы могли не заметить.
Главная загадка, которая тянется через весь сезон, но в итоге так и не раскрывается: кто эти загадочные люди, пославшие личного демона Люцика к принцессе Бин и наблюдающие за Дримландией через волшебный огонь? В сериале можно обнаружить намеки, что это маги из государства Мару, речь о которых идет в восьмом эпизоде: именно марунчане придумали то самое зелье, превращающее в камень. Они уже уничтожали соседнее государство Кремору точно таким же способом, как и Дримландию. Но что нужно марунчанам и какие у них планы на принцессу Бин — узнаем во второй части.
В финале королева Дагмар и принцесса Бин попадают на борт таинственного корабля со сбродом существ, смахивающих на пиратов. Они сообщают, что пора плыть на родину. Возможно, речь идет как раз о Мару. В любом случае во второй части нас ждут новые невиданные земли.
Очевидно, да. Возможно, в этом ему поможет тот факт, что он лишь наполовину эльф. Кто был его мамой, нам так и не показали, но материнская кровь вполне может оказаться животворящей. К тому же в сцене после титров финальной серии можно увидеть, как Эльфо достают из моря на сушу новые герои. Его сюжетная линия точно продолжится.
В финале, когда Люцик исчезает за лестницей, за кадром мы слышим звук стеклянного сосуда. Логично предположить, что это старик-экзорцист снова засосал демона в ловушку. Ждем возвращения злодея в продолжении.
В сцене, когда Люцик демонстрирует королю перемотку событий с помощью волшебного шара, на секунду мелькает запись с героями «Футурамы», заглянувшими в Дримландию при помощи машины времени. Теперь доподлинно известно, что события «Футурамы» и «Разочарования» разворачиваются в одной мультивселенной. Ждем полноценного кроссовера в следующих сериях?
Первый сезон «Разочарования» доступен на Netflix с русскими субтитрами.