«Чистый четверг» (2003)
До недавнего времени — единственный фильм Расторгуева про войну и смерть, который теперь сложно не сопоставлять с его последней командировкой в Африку, где он должен был снимать русских военных наемников. Снятая в начале 2000-х на разные пленки и ловко смонтированная документальная мозаика армейского быта в банно-прачечном поезде в Чечне, которая начинается и заканчивается долгими закадровыми звуками артобстрела и напоминанием, что через два месяца после съемок солдаты разбились на вертолете. Парни стирают, ходят в баню, готовят борщ, поют «Земфиру», слушают Путина и много матерятся. Попытка без стеснения обрамить и предъявить неприглядную жизнь во внятном образе (посреди грязи голые молодые парни моются перед смертью) уже тогда была главной идеей фикс Расторгуева. Режиссер Александр Сокуров, который снимал про Чечню «Александру», говорил, что его очень впечатлил именно документальный «Чистый четверг».
«Жар нежных» (2007)
Также известная с подзаголовком «Дикий, дикий пляж» двухчасовая (есть и более длинные версии) эпопея про курорты Краснодарского края с множеством переплетающих героев, сценами секса и душераздирающим сюжетом про верблюда. Фильм был настолько выпуклым и выделяющимся даже среди других работ Расторгуева, что получил славу документальной комедии, отчего многие критиковали картину за сатирическое высмеивание своих героев. Однако торжество вульгарной эстетики, гигантский хронометраж и ненасытный интерес к курьезам жизни в «Жаре нежных» вырастают-таки посреди этого пляжа в модель мира счастья и несчастья. Именно после дискуссии про этот фильм Юрий Сапрыкин написал в «Афише» известную колонку про две России — шансона и айфона. Смотреть фильм.
«Эти» (2010)
Документальный фильм о съемках на Чукотке драмы «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского, где Александр Расторгуев попытался снять небанальный бэкстейдж. Получилась живая зарисовка о съемочной экспедиции, где актеры потихоньку сходят с ума вместе со своими персонажами, а над режиссером все немножко подтрунивают. Попогребский долгое время избегал этих кадров, поэтому фильм несколько лет не выходил в свет. Позже нечто подобное Расторгуев пробовал повторить на съемках «Сталинграда» Федора Бондарчука, но еще раз убедился, что сложно делать правдивое кино о творческих людях, у которых уже есть свое представление о себе. Однако «Эти» до сих пор остаются одним из самых удачных образцов дежурного жанра «фильм о фильме» в русском кино, позволяя погрузиться в атмосферу съемок.
«Я тебя люблю»/«Я тебя не люблю» (2011–2012)
Эксперимент над формой документального подхода к реальности, который вылился в то, что Костомаров и Расторгуев поехали в Ростов-на-Дону и провели кастинг — из огромного количества молодых ребят они отобрали три десятка, раздали им портативные камеры и предложили снимать самих себя. Давая подсказки и задания героям, авторы смонтировали из огромного количества отснятых часов два фильма: авантюрный поток энергии «Я тебя люблю» и мелодраматический фанфик «Я тебя не люблю». Рукотворное, случайное, автофокусное, инфракрасное кино про любовь, рассказанное языком ютьюба.
Впоследствии это переросло в отдельный интернет-проект «Реальность», в рамках которого герои, прошедшие кастинг, получили камеры и снимали по заданию материал. В рамках этого родился фильм «Реальность на Майдане». Тем удивительнее, что в 2016 году этот метод вылился в телепроект на Первом канале в виде 80-серийного сериала «Это я» с участием восьми героинь, которые документировали свои жизненные перипетии, а Расторгуев все это комментировал закадровым голосом.
«Срок. Начало большой истории» (2014)
Фильм Костомарова/Расторгуева/Пивоварова, который в последнее время все чаще вспоминали в ходе президентской избирательной программы Ксении Собчак, — документальная эпитафия российской оппозиции, вычлененная из тысячи отснятых часов по политической повестке 2012–2013 годов. Кино, которое снималось про «здесь и сейчас» и во многом несет такой же сатирический эффект, как и «Жар нежных», только про лидеров оппозиции, но по прошествии времени еще больше смотрится как эпохальный портрет о России, которую мы потеряли.
«Норильск» (2015)
Почти неподъемную задачу — снять кино к 80-летию «Норникеля» про целый город Норильск — команда Расторгуева и Пивоварова решила при помощи жанра веб-док. То есть создала интерактивный сайт в виде документального квеста по Норильску, где можно путешествовать по городу и смотреть различные ролики про повседневную жизнь норильчан. Также существует и сокращенная версия в виде многофигурного фильма «Норильск. От первого лица».
«Закон каменных джунглей-2» (2017)
Еще Алексей Балабанов в журнале «Сеанс» говорил, что Расторгуеву давно пора снимать свое большое игровое кино. Однако у Александра все как‑то не складывалось с игровыми проектами, хотя он несколько раз пытался в них вписаться. Например, даже помогал своему соратнику Павлу Костомарову влиться в съемки второго сезона сериала «Закон каменные джунглей» на ТНТ. Но даже тут что‑то пошло не так — Расторгуев даже не появился в титрах. Кинопродюсер Евгений Гиндилис в частности сообщал, что они с Александром в последнее время обсуждали запуск новых проектов, в том числе Расторгуев говорил, что хотел бы экранизировать книгу Мариам Петросян «Дом, в котором…»
Еще больше фильмов Расторгуева можно посомтреть в онлайн-кинотеатре «Артдокфеста», который на 40 дней выложил в бесплатный доступ многие его работы.
Еще Расторгуев вел отличный и меланхоличный инстаграм
«Вообще, будущее новых медиа — в интернете. Все старушечьи медиа типа кино и кинопроката должны превратиться в аттракционы. А что‑то серьезное человек будет смотреть дома. Хотя коллективный просмотр — это, конечно, испытание для фильма, иногда это большая помощь для фильма. Но чаще человек, оставшийся наедине с произведением, глубже его понимает. Фильм, в конце концов, — сплетня про выдуманного героя. А интернет — это место, где делятся сплетнями, модерируют сплетни и хотят смотреть сплетни друг про друга. Я считаю это правильным. Я это очень люблю. Документальное кино предъявляет тебе человека и рассказывает про человека. Знакомство с человеком — это твое личное участие в нем. Это твоя способность или неспособность его понять, полюбить, услышать. Это очень интимная штука. Поэтому интернет — это классное место для этого».
«К сожалению, по-настоящему талантливых зрячих документалистов просто мало. Мне кажется, мы могли бы трудоустроить всех российских документалистов. Но они, к сожалению, не умеют работать. Поэтому у нас остаются только те, кто еще, может быть, не имеют громкого имени и диплома ВГИКа, но зато зрячие и живые. […] К нам приходят ребята, которые очевидно талантливые, но аутичность их существования не позволяет им быть в режиме прямого взаимодействия с жизнью. Они готовы снимать один фильм сто лет, например. Это хорошо, это прекрасно. Но очень редко кто может жить сегодняшним днем, быть летописцем этого пространства, видеть в нем живые нити нервов и истории».
«Я отношусь к игровому кино как к некой возможности рассказывать истории. Бывают такие истории, которые в документальном кино ты никогда не расскажешь. Например, тебе очень хочется рассказать историю про торговлю детьми, а это криминальная история. Это я просто пример привожу, это не значит, что я об этом хочу снимать. В документальном кино это очень сложно снять. Для этого нужно быть одним из торговцев или ребенком, которому вмонтирована куда‑то камера. А в игровом кино эту историю можно легко рассказать. А дальше просто вопрос меры таланта и адекватности реалистического восприятия мира. Я обожаю братьев Дарденн или Ларса фон Триера. Я вот не знаю, фильм «Идиоты» — это документальная или игровая картина? Для меня это неважно».
Редакция «Афиши Daily» выражает соболезнования друзьям, близким, коллегам и всем, кто знал и любил режиссера Александра Расторгуева, оператора Кирилла Радченко и журналиста Орхана Джемаля.
Вы можете помочь семьям погибших, совершив денежный перевод. Подробнее об этом здесь.