О сыне-режиссере
Алексей Герман был в полном отчаянии, когда его сын решил стать режиссером. Герман-старший рассказывал, что стоял перед сыном на коленях и просил не делать этого, а взамен обещал купить машину. Светлана Кармалита, жена Германа, грозилась отречься от Алексея-младшего, если тот пойдет в режиссеры. На что Герман-младший ответил: «Машину покупайте, но я все равно поеду учиться к Соловьеву». И поехал в Москву на курс Сергея Соловьева во ВГИК, а родители за ним потянулись следом из Петербурга, потому что скучали.
Об отце-писателе
Сам же Алексей Герман хотел быть врачом, но кинорежиссером его заставил стать отец (Юрий Герман, известный писатель — Прим. ред.). Герман рассказывал, что в его отца были влюблены все женщины двора. Он был очень сильный физически и очень драчливый человек. При любой гадости Юрий Герман сразу бил. Однажды он «съездил со страшной силой» чемпиону СССР штангисту Майорову. Потом об этом написали в газетах.
Об Андропове
Однажды Алексей Герман написал Андропову письмо. В нем говорилось о том, что в стране руководят одни идиоты, именно этими словами. Неожиданно оно легло на стол Андропову. Все тут же закрутилось в сторону, полезную для Германа. Его картины стали выходить, за них дали государственную премию.
Об Ахматовой
Алексей Герман помнит, как в детстве он бежал по коридору родительской квартиры, распахнул дверь уборной, а там сидит крупная дама в красивом сером костюме. И тут же его схватил за шиворот отец, затащил на кухню и сказал, что эта женщина — гений, Анна Ахматова.
Об альтернативном финале «Трудно быть богом»
Главный герой Румата не возвращается на Землю, как у Стругацких, и не остается в Арканаре, как в известной версии. Он погибает. Но на планету возвращаются люди — другая экспедиция. Финал буквально такой: идут какие-то купцы, средневековые монахи по современному аэродрому, а в небо начинают подниматься странные белые корабли.
О фильме «После бала»
Герман хотел населить свой будущий (так и не снятый) фильм всеми толстовскими героями, начиная с Пьера Безухова и кончая Анной Карениной. Все философствуют, умно говорят, но оказываются палачами.
Об Эйзенштейне
Герман не поклонник Эйзенштейна. Ему было смешно смотреть фильмы Эйзенштейна — кроме кадров, когда броненосец идет на зрителей. Ему казалось, что многое у великого режиссера плохо сделано и Эйзенштейн лжет: «не было никакого расстрела на одесской лестнице, не катились никакие коляски».
О литературной работе
Герман всегда готовился к худшему. Под теми сценариями, которые они писали вместе со Светланой Кармалитой, он никогда не ставил свою фамилию. Светлана была аспиранткой писателя Льва Копелева. Его тоже уволили и не давали работать. Герман и Кармалита работали «литературными неграми» у Копелева. Тому приносили переводы, лишние он отдавал Светлане.
О Балабанове
Герман считал Балабанова интересным режиссером. Он чувствовал в Балабанове сильного человека. Он долго дружил с ним и Сельяновым, снимался у них, озвучивал одну картину целиком. Потом все это кончилось. Балабанов как-то бросился к Герману и начал объяснять, что тот живет правильно, а он неправильно. Возможно, Балабанов был пьян. Но «Брат» Герману не понравился, как и не понравился «Брат-2».
О Ярмольнике
Герман вообще не знал, что Ярмольник — артист. Он увидел по телевидению человека, который «отдает какие-то подарки, улыбается». Герман подумал, что это хорошее лицо с большим носом для средневекового человека. И чтобы Ярмольник не пропадал в телевизоре, позвал к себе в фильм.
На каком-то этапе Герман не выдержал и выгнал Ярмольника из проекта. Он тогда решил сделать такой фильм, в котором героя не будет. Но ему стало тоскливо, кадры получались скучные. В итоге они с Ярмольником помирились. Но и потом было трудно. Ярмольник казался чуть-чуть ярче, чем другие, Герман говорил: «Его надо немножко глушить, а он глушиться не хочет»
О Линче
Герман был в жюри Каннского кинофестиваля, когда фильму «Дикие сердцем» Дэвида Линча дали главный приз, но он ему совершенно не понравился. Герман говорил, что сделал все для того, чтобы фильм не получил Золотую пальмовую ветвь и даже орал на председателя жюри Бернардо Бертолуччи. Бертолуччи все бросил и ушел, но потом все же вернулся. Герман уверен, что Бертолуччи это сделал только по долгу службы председателя жюри.
О Каннах
В Каннах, будучи членом жюри, Герман отчаянно сражался, чтоб российские картины получили премии, и в результате одна из организаторов фестиваля по имени Доменик встала и сказала, что если бы не Герман, то русское кино не получило бы ни … [черта]. Последние три буквы она сказала на чисто русском языке.
При подготовке использованы материалы: «Алексей Герман: «Мне стало скучно» («Искусство кино», № 3, 2013) «Герман: Интервью. Эссе. Сценарий» (Антон Долин), «Алексей Герман-старший: «Фильмов сына я никогда не видел» («Собеседник», 20 апреля, 2012), «Неустаревшее интервью Алексея Германа» («Неисториана», 21 февраля, 2013).