«Талли» с Шарлиз Терон: трагикомедия Дьябло Коди о проблемах материнства

Станислав Зельвенский — о новом фильме создателей «Джуно», только теперь с Шарлиз Терон в роли матери. «Талли» хочет быть симпатичным и неоднозначным кино, но получилось как-то неловко.

Марло (Шарлиз Терон) — сорокалетняя мать двоих детей, один из которых, вероятно, не вполне здоров, глубоко беременна незапланированным третьим. Муж (Рой Ливингстон) помогает как может, но может он немного. Богатый брат (Марк Дюпласс) в качестве подарка на рождение предлагает оплатить ночную няню, которая будет сидеть с ребенком, чтобы мать хоть немного высыпалась. Марло гордо отказывается. Потом, когда рождается девочка, она начинает сходить с ума и все-таки вызывает няню — это 26-летняя Талли (Макензи Дэвис), привлекательная, беззаботная, идеально исполняющая и даже перевыполняющая свои обязанности.

Третья после «Джуно» и «Бедной богатой девочки» совместная работа режиссера Джейсона Райтмана и сценаристки Дьябло Коди посвящена, как и первые две, тяжелой женской доле. И посколько Коди дожила до сорока и трижды родила, ее пытливый ум и незаурядная фантазия двинулись в соответствующем направлении. Послеродовая депрессия — более чем подходящая тема для сентиментальной комедии, на которых специализируется этот дуэт. Другой вопрос, что маркетинг лукавит, и на поверку «Талли» — комедия очень относительная; по сравнению с «Выбором Софи» — пожалуй, да, но вообще от этого фильма немного хочется повеситься, и как бы забавные неловкие ситуации, там действительно присутствующие, только усиливают это желание.

Если мужской кризис среднего возраста в кинофильмах иллюстрируется обычно свинским поведением, то женский — в тех редких случаях, когда об этом заходит речь, — надрывными попытками устроить личную жизнь. «Талли» обнаруживает драму там, где ее найти совсем не трудно, но принято не замечать: в довольно благополучном браке и сравнительно счастливом материнстве. Все так, но молодость прошла, тело расползлось, дети орут и пинаются, муж — бессмысленный козел. Для наглядности все то, что осталось у Марло позади, символизирует как бы необузданная, но по факту страшно приторная Талли, которая сразу и мадонна, и шлюха, и Мэри Поппинс. Что касается мужчин, Райтман находит не менее мощное решение: мужа Марло, благонамеренного тюфяка, и ее преуспевшего и оттого неприятного брата играют актеры Ливингстон и Дюпласс, похожие как две капли воды, только один с бородой. Очевидно, это надо понимать так, что все мужики одинаковые (дополнительный юмор — в том, что оба уверены, что второй его терпеть не может).

Авторы с упоением концентрируются как на психологических, так и на физиологических аспектах материнства — в последнем случае еще и с настойчивостью, с пионерским восторгом от собственной смелости. Рекламная кампания фильма строится на том, что красавица Терон потолстела на сколько-то там килограммов (в прошлый раз это закончилось «Оскаром»), и каждый из этих килограммов, конечно, получит свою минутку экранного времени, а потом еще одну.

Все это могло бы быть действительно и смело, и неудобно, и смешно, если бы режиссер Райтман не был таким законченным пошляком, а сценаристка Коди придумала бы более или менее любой сюжетообразующий ход, но только не тот финт, который оказался в фильме и своим наивным убожеством вызывает даже что-то вроде симпатии.

На каждую душераздирающую деталь — допустим, в редкие мгновения покоя героиня, разумеется, закончившая филфак, зависает над возмутительным реалити-шоу про жиголо — приходится пять ленивых метафор и четыре песни (в школе Райтман несомненно терроризировал возлюбленных слезливыми микстейпами). Вот Марло на пробежке обгоняет юная подтянутая девушка. Вот она встречает университетскую подружку, которая продолжает вести беззаботную жизнь. «Талли» — это «Бедная богатая девочка» наоборот: еще один феминистский взгляд на взросление, старение, важные решения и связанные с ними сожаления. Но сарказм, горечь и нежность, как-то вытянувшие «Девочку», здесь сменились не менее, вероятно, искренним, но куда менее обаятельным букетом: пассивно-агрессивной материнской позицией, частыми перепадами настроения и готовностью упаковать экстремальный болезненный опыт в мягкую обертку бесполезного жизненного урока.