Каждый месяц Станислав Зельвенский отслеживает интересные фильмы, которые не выйдут в российских кинотеатрах, но доступны для домашнего просмотра. В первом летнем выпуске — новинки с Зои Дойч, Лолой Кирк, Майкой Монро и Гэри Олдманом, озвучившим искусственный интеллект.

«Подстава»/«Set It Up»

Редкая птица — хорошая романтическая комедия. Герои — персональные ассистенты, она работает помощницей у редакторши спортивного сайта, он — у финансиста. Оба босса — тираны и чудовища, и жизнь молодых людей целиком проходит в офисном здании на Манхэттене. Поэтому они решают свести своих одиноких начальников вместе, пользуясь доскональным знанием их привычек, чтобы те отвлеклись от работы и перестали их мучить. Зои Дойч и Глен Пауэлл (они вместе играли в «Каждому свое» Линклейтера) — отличная пара, оба живые, смешные и естественные. Тут есть остроумные и пулеметные, как положено, диалоги, все необходимые локации — бейсбольный стадион, ресторан, аэропорт, и все уместные клише: лучший друг-гей, сцена в лифте, влезание в окно с пиццей в зубах. Симпатичнейший фильм в духе городских ромкомов 90-х (или 40-х, если угодно), при этом этически безошибочно принадлежащий концу десятых.

Смотреть Netflix

«Близнецы»/«Gemini»

И еще один фильм из жизни персональных ассистентов, уже совсем не такой веселый. Героиня Лолы Кирк работает тенью и лучшей подругой у испорченной голливудской старлетки (Зои Кравиц), и когда ту находят мертвой, становится чуть ли не главной подозреваемой и пытается разобраться, что же произошло. Бывший мамблкорщик по имени Аарон Катц («Холодная погода») экспериментирует на поле «Малхолланд-драйва» — со скромным, в общем, успехом, но определенно не без интереса. Как часто бывает с лос-анджелесскими нуарами, это фильм больше про город, чем про людей, и в «Близнецах» с их неоном, пальмами на фоне ночного неба и синтезаторным саундтреком есть фрагменты изумительной, почти сюрреалистической красоты. Детективная линия — не бог весть какая, и кое-где претенциозность автора доходит до смешного, но Кирк, наша любимица из «Моцарта в джунглях» и «Госпожи Америки», без видимых усилий держит кадр. Она, кстати, устроила публичный выговор критику «Нью-Йоркера», неосторожно заметившему в рецензии, что ее героиня плохо стрижется и одевается.

Смотреть Amazon

«Калибр»/«Calibre»

Превосходный британский триллер, скромный и эффектный. Двое друзей лет тридцати (один из них — восходящая звезда Джек Лоуден, недавно игравший Моррисси и Николая Ростова) отправляются в шотландскую глубинку на уик-энд поохотиться и совершают серию трагических промахов. Знакомая коллизия — неудачный выезд на природу, деревенские против городских, последние каникулы (один из охотников скоро станет отцом), — но фильм определяют несколько неожиданных и жутких поворотов собственного изобретения (ну, тоже до известной степени, конечно), и с какого-то момента напряжение становится почти невыносимым. При этом «Калибр» так и не делает ожидаемый шаг в сторону «Избавления» или тем более «Плетеного человека», заходя в хоррор со стороны сугубо практической: не будь у пижонов из Глазго лишних денег на кокаин и односолодовый виски, глядишь, и встреча с аборигенами высокогорья, находящегося в экономической депрессии, прошла бы иначе.

Смотреть Netflix

«Тау»/«Tau»

Новый день, новая нетфликсовская фантастика, новый провал. Автор-дебютант с красивым именем Федерико ДʼАлессандро прежде рисовал раскадровки для «Марвела», а примечателен фильм в первую очередь участием Гэри Олдмана, который, впрочем, в кадре не появляется: оскаровский лауреат озвучивает «умный дом». Юную воровку (Майка Монро) похищает злодей с обложки Wired, гений-социопат, который работает над созданием искусственного интеллекта, и для этого сажает людей в клетки, имплантирует им в головы какие-то штуки, заставляет их решать головоломки и изучает в это время их мозг. Живет злодей в шикарном особняке, которым управляет бета-версия искусственного интеллекта по имени Тау: в распоряжении у Тау есть робот-убийца и послушные маленькие дроны, у него вкрадчивый голос британского дворецкого (входит Олдман), а выглядит он как вписанный в треугольник зрачок или объектив, в общем, примерно как на долларе. Стоит ли говорить, что Тау проникнется к пленнице симпатией, она расскажет ему, как выглядят деревья и облачка, а он поможет ей интриговать против мерзавца-хозяина: тот, когда Тау провинится и, например, вовремя не вымоет посуду, стирает у него фрагменты памяти, злобно кривясь и приговаривая «плохой, плохой искусственный интеллект!».

Смотреть Netflix

«Бернард и Хьюи»/«Bernard and Huey»

Комедия по сценарию Джулса Файфера — карикатуриста и литератора, классика американской сатиры, написавшего в свое время несколько причудливых фильмов, в числе которых «Плотская любовь» Майка Николса и «Попай» Роберта Олтмана. Сейчас Файферу почти 90, а сценарий «Бернарда и Хьюи» провалялся в каком-то ящике 30 лет. Герои — персонажи файферовских комиксов для The Village Voice: два друга, которые встречаются (один просто вырастает на пороге у другого) после четвертьвековой паузы. В юности брутальный неотразимый Хьюи учил женственного очкарика Бернарда клеить телочек, теперь, когда обоим по 50, тому уже инструктаж не нужен, и он, например, изменяет своей подруге-психоаналитику с 25-летней дочерью самого Хьюи, хипстершей и феминисткой. Сюжет тут, впрочем, довольно условен: это сценки из жизни, в первую очередь сексуальной, постаревших нью-йоркских студентов — прямой потомок, собственно, «Плотской любви» (комик Дэвид Кехнер, играющий Хьюи, забавно имитирует Николсона). Более легкомысленный и с поправкой на новые нравы: сценарий из 80-х был, разумеется, проапдейчен. Можно спорить, насколько точно он соответствует духу нынешнего времени, но в любом случае это язвительная, горькая и смешная зарисовка о маскулинности набросана чрезвычайно уверенной рукой.

Смотреть iTunes