На границе США и Мексики подрывает себя при аресте исламист-смертник. Вскоре еще три смертника взрывают супермаркет в Канзасе. Американское правительство бросает на это дело прожженного агента Мэтта Грейвера (Джош Бролин), который, попытав в Африке сомалийских пиратов, приходит к выводу, что ИГИЛ теперь переправляет террористов в Америку тропами мексиканцев-нелегалов и арабам в этом помогают наркокартели.
Получив карт-бланш напрямую от министра обороны (Мэттью Модайн), Грейвер тайком собирает отряд наемников, в частности, вытащив из Колумбии своего старого товарища, убийцу Алехандро (Бенисио Дель Торо), и решает перессорить картели между собой. Для чего устраивает похищение несовершеннолетней дочери (Изабелла Монер) самого страшного наркобарона.
Трудно представить, что кто-то в здравом уме заинтересуется картиной «Убийца-2. Против всех» (в отличие от «Сикарио-2. День сольдадо», как она называется на самом деле), и очень жаль — потому что за ничего не выражающей вывеской скрывается один из самых выразительных экшен-фильмов года. Первого «Убийцу» (или все же «Сикарио»), как многие помнят, три года назад поставил Дени Вильнев, а теперь канадца, который ушел брать новые и все более амбициозные высоты, сменил скромный итальянец Стефано Соллима, работник большого и малого экранов, который специализируется на итальянской оргпреступности (например, снимал сериал «Гоморра»).
Не вернулась и Эмили Блант, которая в первом фильме играла совестливую фэбээровку и работала глазами зрителя: отмороженным героям Бролина и Дель Торо приходилось прессовать мексиканский наркобизнес под нашим укоризненным взглядом. Ее отсутствие, безусловно, в чем-то обеднило эту историю, но моральную коллизию Шарапов — Жеглов тоже невозможно доить бесконечно, так что, может, и к лучшему. В результате конфликт стал исключительно мужским и ушел вовнутрь: совесть — в той или иной форме — поочередно пытается просыпаться в Бролине и Дель Торо.
Последний снова купается в роли молчаливого и фантастически эффективного киллера с трагедией в прошлом. Казалось бы, непросто сочувствовать человеку, который в конце прошлой серии застрелил жену и двух детей другого человека (пусть даже очень плохого) у того на глазах, но артист так печально щурится — ну как на него сердиться? У Бролина латиноамериканского надрыва нет, зато у него есть основательное американское обаяние, которое выручало его и в более сложных случаях: когда он уничтожал вселенную, например, или играл Джорджа Буша-младшего.
Идея, что даже эти матерые убийцы заслуживают шанс на искупление, может показаться едва ли не кощунственной, но в этот раз сценарист Тейлор Шеридан (автор также «Ветреной реки» и «Любой ценой») отходит от триллера про силовиков к своему любимому жанра неовестерна, где режим помягче. С крестьянином, даже глухонемым, сикарио всегда найдет общий язык. А настоящее зло — это все равно люди в кабинетах: помимо традиционно отталкивающего Модайна это Кэтрин Кинер, которая играет начальницу Бролина, перманентно озабоченную зачисткой концов. Что касается солдат, то это не они ужасны — это жизнь ужасна.
Как Шеридан любит, как бы второстепенной, но сквозной и важнейшей линией проходит история начинающего «сольдадо» с той стороны: живущего на границе подростка, которого кузен из картеля нанимает проводником для нелегалов. Поскольку вестерн — жанр консервативный, обращение безусловно либеральных авторов к одной из самых болезненных на сегодня в Америке тем — сейчас только и разговоров, что о семьях мексиканских мигрантов — получилось едва ли не протрамповским: действия мексиканцев в фильме никак не настраивают на миролюбивый лад, и в прессе авторам вовсю на это пеняют. Но это, в конце концов, боевик, а не политическое заявление, а ошарашивающий цинизм «Убийцы» — сильнейший, может быть, его козырь.
Соллима очень умело имитирует стиль Вильнева. Польский оператор Вольский, занявший место Роджера Дикинса, с таким же удовольствием летает на вертолетах и дышит в затылок спецназовцам: сцена, где колонна машин едет по мексиканской территории в сопровождении местной полиции, сделана едва ли не лучше, чем блестящий аналогичный эпизод в первой части. Покойного исландца Йохана Йоханссона, написавшего мрачнейший саундтрек к первому фильму, сменила его соотечественница Хильдур Гуднадоттир с очень похожими, но еще более апокалиптическими басами. Второй фильм — грубее и, возможно, глупее первого, но придавливает к креслу он ничуть не хуже.