На американский праздник День отца у «Мира Дикого Запада» вышла предпоследняя серия второго сезона «Точка схода», где тема отцов и детей завершилась самым мрачным образом. Со спойлерами разбираемся, что все это значит.

Хотя новая серия не была таким же герметичным «бутылочным» эпизодом, как предыдущая, но «Точка схода» — безусловно, серия Эда Харриса и его Человека в черном, то есть Уилльяма. Сюжет возвращает нас к событиям недалекого прошлого, когда жена Уилльяма, Джульетта, покончила жизнь самоубийством. Об этом мы уже слышали не раз — сначала в первом сезоне, а потом об этом напомнили в 4-й серии второго, — но только сейчас зрителей посвятили в обстоятельства произошедшего.

Джульетта страдала от алкогольной зависимости и даже какое-то время назад проходила лечение в больнице. В тот вечер был очередной прием в честь «Делоса», Джульетта изрядно выпила, а вернувшись домой, стала высказывать Уилльяму неприятные вещи, называя его притворщиком и «вирусом». Вместе с ними в доме была взрослая дочь Эмили, но она не придала этим словам значения, так как у мамы был срыв. Когда Уилльям уложил жену спать и сел поговорить с Эмили, то с потолка со второго этажа закапала вода — ванна была переполнена, а в ней лежала отравленная таблетками Джульетта.

Выяснилось, что в тот же вечер Роберт Форд встречался с Уилльямом. Они вспомнили уговор, что «Делос» не мешает сюжетам Форда, а Форд закрывает глаза на проект Уилльяма по копированию сознания гостей парка. В чем-то Уилльям нарушил договор, но Форд, как всегда, оказался на шаг впереди и вручил ему карточку с компроматом, где были записаны все безумные и страшные выходки молодого Уилльяма в «Мире Дикого Запада». Еще Форд намекнул о «последней игре».

В ночь самоубийства Уилльям спрятал эту карточку и имел неосторожность выговориться перед спящей супругой. Это был монолог глубоко сомневающегося человека, полный горечи, отчаяния и признаний в собственной причастности к самым низким поступкам. Человек в черном назвал это черным клеймом, разрастающимся изнутри. Это то, кем он стал в «Мире Дикого Запада». По сути, это было признание маньяка в собственной одержимости. И Джульетта все это услышала, так как лишь притворялась спящей, а когда муж ушел, то нашла его карточку и увидела его злодеяния. Именно это стало причиной самоубийства.

© HBO

Все эти годы Эмили не могла понять, почему это произошло, всегда винила отца, но ей не хватало деталей, чтобы все увязать. В настоящем времени, вытащив горе-папашу из лап индейцев, она устроила герою Эда Харриса допрос с пристрастиями. Эмили хочет узнать подробности гибели мамы, разоблачить проект «Делоса», а папу упрятать в психушку. Его паранойя достигла такого уровня, что он сомневается в реальности не только своей дочери, но и в реальности самого себя. В том же положении уже давно находятся и зрители, питая сомнения в человеческой природе Человека в черном, которого через столько лет скитаний и столько пуль не могут уложить в могилу. Поэтому, когда Уилльям выхватывает автомат у подоспевшей охраны парка и расстреливает Эмили, зритель находится в смятении: неужели это и правда была лишь игрушка Форда? Но, увидев зажатую в мертвой руке ту самую карточку с досье, Уилльям понимает, что действительно убил свою дочь. Перед смертью она произнесла ключевую фразу: «Я не машина, притворяющаяся человеком, папа. Я твоя дочь, притворяющаяся, что ей не наплевать на тебя». Такой вот День отца. Тут Человек в черном захотел застрелить себя сам, но не смог.

Но стреляться еще, действительно, рано. В этой всей ситуации смущают ровно две странности. Странность первая: откуда Эмили достала карточку Уилльяма, если нам четко показали, что мать перед самоубийством спрятала ее в шкатулку с балериной, а нынешняя Эмили до сих пор уверена, что этот подарок она безвозвратно выкинула, а значит, шкатулку она не находила? Все-таки это были проделки Форда с его «последней игрой»? Неслучайно же Форд возник именно в этот вечер перед самоубийством с этой карточкой, которая в итоге и сыграла роковую роль. Странность вторая: когда появляются охранники парка, то они почему-то сканируют шею только Уилльяма, зная, что перед ними владелец «Делоса», но не успевают проверить Эмили. Кто же из них человек, а кто нет? Сомневаясь в своей сущности, Уилльям решает проверить внутренности своей руки на наличие чего-то вроде USB-порта, но результаты вскрытия мы узнаем только в финальной серии. Хотя уже сейчас можем предположить, что Человек в черном вполне прозаично, но так трагично окажется человеком, который лишь отдался своему черному клейму. А оказаться роботом он желает лишь для того, чтобы снять с себя ответственность за то, что он натворил.

Так как серия началась с соревнования на знание цитат Плутарха, то не обошлось и без литературоведческих подсказок о природе Уилльяма. Можно заметить, что на книжной полке, куда он прячет карточку с досье, помимо Плутарха хранятся книги «Бойня номер пять» Курта Воннегута и «Джуд Незаметный» Томаса Харди, в сюжете которых угадываются пересечения с историей Уилльяма. У Харди описывается неблагополучное семейство и трагическое самоубийство. В «Бойне номер пять» автобиографические вещи накладываются на фантастические, поэтому не ясно, что реально, а что нет. Сюжет имеет нелинейное повествование в несколько таймлайнов, главного героя тоже зовут Билли, а в одном из эпизодов он попадает в инопланетный зоопарк под стеклянный купол перед привлекательной девицей. Звучит немного знакомо, нет? Кроме того, «Бойня» имеет известный подзаголовок «Крестовый поход детей».

© HBO

Помимо детоубийства «Вестворлд» отметил День отца тем, что отцовские чувства проявились и у Роберта Форда, который временно поселился в голове у Бернарда. С его помощью герой Энтони Хопкинса смог оставить все еще лежащей на растерзании Мейв мысленное послание, где признался, что она всегда была его любимицей, и, поцеловав в лоб, подарил ей новый уровень разблокировки. Кроме того, мы получили точное подтверждение, что попытка Мейв найти свою дочь была ее свободным решением, а не планом Форда или Арнольда. Но Форд понимает ее выбор, так как сам страдает от того, что заботится о своих созданиях и все никак не может их покинуть.

В то же время Бернард решается на волевое решение прогнать призрак Форда из своего контрольного устройства, чтобы старикан не смог заставить его навредить своей подруге Элси, как это случилось в прошлый раз. Бернард видел, как команда Шарлотты Хейл научилась копировать коды админа Мейв в других роботов на примере Клементины (да, она еще жива), и теперь спешит в сторону Долины за пределом (или «Двери»), чтобы поучаствовать в финальной схватке людей и машин за суперкомпьютер с людскими данными. Кстати, в этой серии выяснилось, что проект называется «Горнило» или «Кузница» (Forge), а данные о личностях посетителей парка собирались при помощи сканеров в ковбойских шляпах! Видимо, выбор между белыми и черными шляпами на входе в парк действительно имел смысл.

Уилльям не решился выстрелить себе в голову, а вот Тедди смог. Последствия того, что Долорес отформатировала в возлюбленном ковбое настройки, все-таки явили обратную сторону медали. Насмотревшись на геноцид индейцев (Акечеты среди них не было) в исполнении Долорес, романтический Тедди внутри злого Тедди решил защитить любимую женщину от самого себя и вынес себе мозги прямо на ее глазах. Таким образом, в этой серии и Долорес, и Уилльям погубили самых близких своих людей. Кажется, теперь связь их параллельных историй особенно очевидна. В начале путешествия оба были просто робкими и, казалось бы, безвредными людьми, но в итоге оба пробудили в себе самые худшие стороны, но их одержимость друг другом, кажется, еще не прошла. В финале Человек в черном и Уайатт должны снова встретиться. Как и говорил Роберт Форд, все закончится там, где и началось, а началось все как раз с того, что Билли встретил Долорес.

Похоже, нас ждет поистине фантастический 90-минутный финал в Долине за пределом, в котором авторы сериала, уж не сомневайтесь, приберегли такой безумный твист за пределом понимания, что все будут обсуждать его до следующего сезона. Фанаты взбудоражились при виде загадочных лучей в небо, которые можно разглядеть в ролике (раз, два, три). Напоминает разрыв в реальности или спецэффекты в стиле нового «Твин Пикса». В любом случае нас ждет что-то очень странное.

Тизер к финалу 2-го сезона
Смотреть в «Амедиатеке»
Еще больше статей, видео, гифок и других материалов — в телеграм-канале «Афиши Daily». Подпишись!