VHS-кадры из детства
Когда Майе было девять лет, мама взяла ее, братьев и сестер и улетела с ними в Лондон. Подальше от гражданской войны в Шри-Ланке. В Англии Майя быстро освоилась, стала носить короткие юбки и лосины и записывать себя на видеокассеты, прикрепив камеру к серванту. Но все равно ей никогда не удавалось стать до конца британкой, может, мешало внимание к ее довольно темной коже, а может — официальный статус беженки. В фильме Стива Лавриджа, однокурсника Майи по колледжу Сент-Мартинс, есть VHS-кадры того времени, где бойкая девочка танцует хип-хоп, который только начал входить в моду. Надо сказать, что все пленки из личного архива Майя передала Стиву по доброй воле, когда поняла, что сама не в состоянии снять о себе фильм (всего у Лавриджа было семь тысяч часов видеозаписей для этого фильма). А ведь в юности она хотела стать режиссером-документалистом.
Подробности о семье
Отец Майи — революционер, основатель движения «Тигры освобождения Тамил-Илама». Он рассказывает на камеру Лавриджа о том, как важна свобода для его маленького государства. Двоюродного брата Майи убили на Шри-Ланке. Родня уже много лет скорбит по этой потере. У Майи есть полуслепая тетя, которая однажды дала племяннице главный в ее жизни совет: делать то, что у нее лучше всего получается, — петь. Тетя и сама исполняет несколько народных тамильских песен. Когда многочисленные родственники Майи посмотрели фильм Лавриджа, тетя плакала. Да и сама Майя тоже, хотя в результате осталась в смешанных чувствах, сказав, что сама бы сняла кардинально другой фильм. Из «Матанги/Майя/M.I.A.» можно также узнать, что у Майи есть маленький сын (этот факт не очень широко известен). В фильме много кадров певицы в период ее беременности — даже в это время она танцевала как подорванная и записывала новый альбом.
Не забываем и про музыку
В фильме можно проследить становление Майи как поп-звезды. Вначале она играла на дешевой клавиатуре и сама снимала себе видеоклипы (а также некоторым своим коллегам-музыкантам). Затем в ее жизни появился режиссер Ромен Гаврас, который снял для нее несколько видео и помог стать ей знаменитой в мировых масштабах. Самое скандальное «Born Free», в котором рыжеволосому подростку стреляют в голову, официально запретили на Vimeo. Много внимания в своем фильме Лавридж уделяет 2010–2011 годам, когда у Майи был тяжелый период в жизни. Сумасшедший тур, выступления, запись нового альбома. Публика тогда неоднозначно относилась к певице, были и явные недоброжелатели. Вдобавок случилось несколько скандалов с участием Майи.
Скандалы
Журналистка The New York Times взяла у Майи интервью и поместила ее на обложку. Каково же было удивление певицы, когда она обнаружила свои ответы в абсолютно расистском контексте. С тех пор словосочетание «Fuck you, The New York Times!» стало устойчивым мемом в окружении Майи. Но с «Fuck you» тоже случились проблемы. Выступая на Супербоуле вместе с Мадонной (Майа пела и участвовала в подтанцовке), Майя показала на камеру средний палец. Из-за этого разразился настоящий скандал на американском телевидении. В эфире выступило несколько возмущенных белых американцев с жалобами на то, что M.I.A. глубоко оскорбила их патриотические чувства. Ведь Супербоул — это самое важное зрелище в жизни каждого американца. В результате певицу осудили на круглую сумму. В фильме есть трогательный момент, когда трехлетний сын встречает Майю на пороге лондонской квартиры и говорит: «Я ненавижу Супербоул!». «Это мой мальчик!» — смеется Майя.
Родина или смерть
Еще Майю часто называют террористкой. Возможно, из-за отца-революционера. А возможно, из-за имиджа, который сложился у нее по видеоклипам. Майя не боится быть скандальной и всегда помнит о родной Шри-Ланке, которой так много внимания она посвящает в официальных видео. Вот она дрифтует по пустыне на автомобиле в «Bad Girl» Ромена Гавраса, а вот изображает ограбление в «Paper Planes». Вырвавшись из нищеты и безызвестности, Майя продолжает быть все таким же сорванцом даже в сорок лет, напевая:
«All I wanna do is (gunshot, gunshot, gunshot, gunshot)
And a (click, ka-ching)
And take your money»
И пусть некоторые люди не видят в этом явного феминистского послания, Майя продолжает эпатировать, не забывая говорить в своих песнях о беженцах, границах, неравенстве и геноциде. «Афиша Daily» встретила Майю в феврале на Берлинском кинофестивале. Певица была в том самом пуховом пальто, в котором она бродила по песчаным сопкам в клипе на песню «Finally». Несмотря на небольшое похмелье, Майя была полна сил и по-прежнему готова постоять за свои ценности. И хотя в ее карьере давно уже не было пробивных хитов (певица тихарится), в жизненную энергию Майи невозможно не поверить. И этот документальный байопик — тому подтверждение.