«Комната» Ленни Абрахамсона
Синопсис картины про похищенную девушку и ребенка, рожденного в неволе от пленителя, сразу заставляет представить что-то душераздирающее и с твистами в духе корейских триллеров. Однако режиссер «Фрэнка» Ленни Абрахамсон избежал всех очевидных жанровых камней и колдобин и снял по роману Эммы Донохью простую и достоверную историю материнской и сыновней любви — без эпатажа и эксплотейшена. Особенно стоит отметить главный актерский дуэт: получившая в этом году «Оскар» за лучшую роль Бри Ларсон и Джейкоб Тремблей не позволяют себе ни грамма фальши.
«Бруклин» Джона Краули
Качественная ретромелодрама и история взросления по роману популярного ирландца Колма Тойбина и сценарию не менее известного англичанина Ника Хорнби про то, как героиня Сирши Ронан покинула родную Ирландию, нашла любовь в Америке и была вынуждена вернуться на родину. Фильм получился слегка слезливым, но именно таким качеством отличаются лучшие образцы этого жанра. В этом году Ронан тоже номинировалась на «Оскар» и уступила приз Ларсон, однако наблюдать, как ее персонаж меняется на наших глазах, пожалуй, самое интересное, что есть в этой картине.
«Преследование» Пола Мерсье
Одна хорошая московская группа пела, что «90-е кончились», но режиссер Пол Мерсье явно не согласился бы с этой строчкой. В его осовремененной экранизации ирландской легенды «Преследование Диармайда и Грайне» гангстеры с удовольствием бесятся и самозабвенно постреливают друг в друга, а дочка одного из них (Рут Брэдли), только что вышедшая замуж за его конкурента, мало того что влюбляет в себя под дулом пистолета незадачливого молодого бандита (Барри Уорд), так еще и носит леопардовое пальто, как Алабама Уитмен в «Настоящей любви». Годится в основном для любителей поностальгировать по ушедшей киномоде, но в легкости и лихости этому криминально-любовному фильму-погоне отказать тоже нельзя. И потом в любом, пусть и не самом хорошем, фильме приятно увидеть Брендана Глисона — хотя бы на 5 минут.
«Меня зовут Эмили» Саймона Фицмориса
Снова роуд-муви, только на этот раз без бандитских разборок (хотя пистолет в какой-то момент все же мелькнет) и с обилием жизнеутверждающего инди-рока в саундтреке. Эмили (похожая на Сиршу Ронан Эванна Линч) еще в детстве потеряла мать, а заигравшийся в поиски смысла жизни и единения с природой отец (Майкл Смайли) попал в сумасшедший дом. После того как папа перестал писать ей письма, Эмили сбегает от добрых приемных родителей и отправляется проведать его в психлечебницу в компании влюбленного в нее одноклассника (не очень достоверный Джордж Уэбстер). Иногда от произнесенных закадровым голосом Эмили поэтичных мыслей становится слегка неловко, однако в этом подростковом фильме есть не только примирение героини с отцом и самой собой и трехгрошовые мудрости про жизнь и смерть, но и замечательные природные виды Ирландии. Ими и можно любоваться, позабыв про все остальное.
«Раньше я жила здесь» Фрэнка Берри
Неделя из жизни одной 13-летней девушки, которая тоже, как и Эмили, лишилась матери и живет с немногословным отцом. Юные гопники лупят ее замкнутого приятеля, к папе вдруг приезжает бывшая подружка и предлагает пройти тест на отцовство, подростки кончают с собой, прыгая с моста, и над всеми персонажами витает беспросветный дух Кена Лоуча, Андреа Арнольд и ранней Линн Рэмзи. Фильм Фрэнка Берри с обилием непрофессиональных актеров заслуженно отмечен несколькими ирландскими призами и номинациями.
«Стекляндия» Джерарда Барретта
Молодой таксист (Джек Рейнор из недавнего «Макбета») живет с матерью-алкоголичкой (австралийка Тони Коллетт из «Маленькой мисс Счастье» и «Крампуса»). Доставив ее как-то в полной отключке в клинику, сын узнает от врача, что при таком образе жизни долго она не протянет. Тогда он начинает искать деньги на лечение. Неровное и неторопливое кино с использованием запрещенных приемов вроде появления второго сына-дауна спасают актерские работы и танец Коллетт под песню «Tainted Love». Пусть синопсис не сбивает вас с толку: криминальных разборок в фильме вы не увидите. «Стекляндия», вторая картина Джерарда Барретта, получила 6 номинаций на церемонии Irish Film and Television Awards 2015 года. Самая бесспорная из них — лучшая мужская роль: за работами Рейнора теперь точно стоит наблюдать. Кроме того, это второй фильм фестиваля, где появляется талантливый актер Майкл Смайли.
«Майкл Коллинз» Нила Джордана
Высокобюджетный фильм 1996 года про ирландского национального героя-революционера с сочной картинкой и отличной игрой Лиама Нисона, Эйдана Куинна и покойного Алана Рикмана. Режиссер «Интервью с вампиром» и «Жестокой игры», Нил Джордан по возможности миновал острые углы и смог угодить почти всем, хотя ирландцы были, мягко говоря, не воодушевлены ролью и акцентом Джулии Робертс — и тут с ними не поспоришь.