«Тебя никогда здесь не было»: интервью с режиссером Линн Рэмзи

В российский прокат 22 марта выходит «Тебя никогда здесь не было» — суровый детективный неонуар с бородатым Хоакином Фениксом. Это единственный фильм Канн-2017, получивший сразу два основных приза. «Афиша Daily» задала несколько вопросов режиссеру фильма Линн Рэмзи.
Линн Рэмзи

48 лет. Режиссер из Шотландии. Каждый ее фильм («Крысолов», «Морверн Каллар», «Что-то не так с Кевином», «Тебя никогда здесь не было») имел успех на Каннском кинофестивале или получал внимание важных кинопремий. Ее фильмы так или иначе затрагивают тему детей. Во время написания сценария «Тебя никогда здесь не было» в Греции родила дочь от местного шеф-повара родом из Белоруссии.

— Это такой мачистский фильм, мачистский мир — как вы в нем оказались?

— Это фильм о человеке среднего возраста, который переживает нервный срыв. Он не может никого спасти, а себя и подавно. Все мы в состоянии найти что-то подобное внутри себя. Вне зависимости от того, мужчина ты или женщина.

— Вы хотели вывернуть жанр наизнанку?

— Я хотела сделать фильм, который был бы увлекательным, но при этом более жизненным что ли, чем обычно бывает: в том смысле, что Джо не какой-то супергерой. Он человек. Он катастрофа — но такая, на которую хочется смотреть. Он страшен, он нежен, он смешон и он вот-вот сорвется с резьбы. Я думала о том, что наш мир сейчас оказался в непонятной, неопределенной точке.

Русский трейлер «Тебя никогда здесь не было»

— Все дружно сравнивают фильм с «Таксистом» Скорсезе.

— «Таксист» — это классика. И это очень льстит, конечно. Но такой сознательной отсылки у меня в голове не было. Вероятно, в 70-е в фильмах было больше свободы самовыражения — разговор шел не только в циничных коммерческих терминах.

— В каких вы отношениях со старым кино?

— Я хорошо знаю кино, но, в общем-то, не считаю себя синефилом. Пока я росла, я посмотрела много прекрасных фильмов благодаря своим родителям. Они были из рабочей среды, очень интересовались кино и миром вокруг. Когда я смотрю по-настоящему хороший фильм, я погружаюсь в него очень глубоко. Он уже кончился — а я по-прежнему там, внутри.

— Насколько я понимаю, вы писали сценарий, уже имея в виду Хоакина Феникса. Других вариантов не было?

— Я не могу, на самом деле, представить этот фильм без него. Он передает персонажа до малейших деталей. Да, были и другие кандидатуры (от других людей — от финансистов, продюсеров), но для меня это всегда был только Хоакин. Всегда. С самого начала он был для меня Джо. И со мной такое случилось впервые — чтобы я видела за персонажем только одного актера. Причем я знала, что он очень привередливый в выборе ролей, и был шанс, конечно, что ничего не получится. Но мне кажется, я телепатически подавила его волю и не мытьем, так катаньем заставила согласиться! Ха.

— А что Екатерина Самсонова (юная исполнительница роли Нины . — Прим. ред.)? Вам приходилось как-то специально ее отгораживать от того, что в фильме происходит?

— Она лучик света. У нее очень особенные, серьезные родители. И они воспитали Екатерину очень сбалансированно. Она сильно отличается от большинства нью-йоркских детей, которые в пятнадцать лет иногда уже кажутся пятидесятилетними. Она очень сообразительная и все поняла в нашем материале — но в то же время поняла, что я буду работать с ним аккуратно. У некоторых людей есть «экранное присутствие». И Екатерина именно тот случай — хотя она не прикладывает к этому никаких усилий и даже не осознает этого. А еще она познакомила мою дочь, которая наполовину русская, с «Машей и медведем»! Нам обеим мультфильм нравится в оригинальной версии, без дубляжа. Дочка учит русский благодаря своему отцу и Маше.

— Как вы вышли на Джонатана Эймса, через «Смертельно скучающего», может быть?

— Нет, «Смертельно скучающего» я не видела. Но Джонатан очень забавный. Его водит зигзагами из абсурда в ад, в тяжелейший мужской экзистенциальный кризис, а потом в чернейший юмор… и все это взаимосвязано. Он совершенно спокойно отнесся к тому, что я расколошматила его книжку. Но я, на самом деле, изо всех сил стремилась сохранить занимательность — то, что меня, собственно, изначально и привлекло в романе. Отправной точкой для фильма было то, что меня воодушевил этот герой, Джо — аномалия внутри тропа.

— Ваш проект «Моби Дика» в космосе — он похоронен с концами?

— А может быть, это он и есть. Немолодой мужчина, который хочет отомстить какому-то внешнему врагу… Борется с собственными демонами… Испытывает бессилие перед лицом того, чего он не в состоянии понять…

— Вы производите впечатление космополита. Для вас важно быть именно шотландским режиссером?

— В Шотландии есть своя особенная красота, и там сильный народ. Но вообще-то, флаги — это не совсем мое. Мир состоит из людей. Меня интересуют люди.

— Что вы думаете о Timeʼs Up?

— Что да, время пришло. И это все будет иметь тяжелые последствия, на самом деле.

— Вам в карьере мешало то, что вы женщина?

— Я не думаю о своем поле. Я думаю о работе, о том, что меня в ней возбуждает. Но может быть, мне еще не поздно сменить имя на Джордж…