«Лара Крофт» с Алисией Викандер: посетительница гробниц

Станислав Зельвенский выдвигает ряд претензий к новой «Ларе Крофт».

Лара Крофт (Алисия Викандер) — одинокая лондонская девушка, которая работает велокурьером и не может заплатить даже своему тренеру по кикбоксингу. Вообще-то, она дочь мультимиллионера, но ее отец Ричард (Доминик Уэст) пропал без вести семь лет назад, и Лара из принципа (не до конца, правда, понятно — какого) отказывается вступить во владение наследством: имением, которому позавидовали бы и в кооперативе «Озеро», и фирмами, один перечень которых занимает целый том. Когда помощнице отца (Кристин Скотт-Томас) удается все-таки затащить ее в офис, Лара ловко разгадывает пару головоломок, залезает в фамильный склеп и обнаруживает там потайную комнату. Оказывается (мы, впрочем, это уже знаем), отец был не только бизнесменом, но и авантюристом, и пропал он, отправившись на полумифический остров Яматай неподалеку от Японии, где похоронена не до конца мертвая королева-колдунья со страшным именем Химико. В видеопослании, которое находится тут же, Ричард завещает дочери сжечь все материалы, касающиеся Химико; она бросает их в рюкзак и покупает билет в Гонконг.

Русский трейлер «Tomb Raider: Лара Крофт»

Фильм, где герои совершают осмысленные действия, «Ларой Крофт» не назовут, но здесь есть особенно удачные моменты: так, позднее выяснится, что Ричард бросает дочь, жертвует всем, уезжает на край света и терпит невыразимые лишения не для того, чтобы открыть гробницу, а для того, чтобы ее не открывать. Иначе говоря, чтобы ничего не сделать. Что он, посмотрим правде в глаза, мог бы еще лучше осуществить, сидя дома в кресле.

Перезагруженный фильм по мотивам перезагруженной игры выходит в перезагруженном мире, и, конечно, ни о каких шортиках речи и быть не может: новая Лара ценит в гардеробе простоту, качество и комфорт (тем более что переодеться удается редко). Теперь идея в том, что Крофт — не просто влажная мечта школьника, брошенная в экзотические декорации, а нормальная современная девушка. Только очень красивая, очень ловкая, очень сообразительная и очень богатая. Дело, в общем-то, хорошее, и поначалу казалось, что миниатюрная шведка Викандер, отточившая безупречный британский акцент, — не самый очевидный и потому интересный выбор на эту роль.

Но если ее предшественница Анджелина Джоли была, как и положено, главным аттракционом франшизы (в целом, конечно, весьма посредственной), единственным смыслом ее существования, то у Викандер категорически не получается тащить фильм в одиночку. Она не на своем месте, у нее слишком разумный, серьезный и скучный вид для реплик, которые ей приходится произносить, и поступков, которые ей приходится совершать. Она то и дело теряется в кадре — притом что по замыслу мы не можем оторвать от нее глаз. Она и вправду нормальная, но это проблема, а не достоинство фильма. Джоли эта роль в 2001 году сделала суперзвездой, невозможно представить, что то же самое произойдет с Викандер; проще поверить, что картина эпически провалится и сиквел отменят.

Другой скандинав, норвежский режиссер Руар Утхеуг, сделавший на родине популярный фильм про цунами, действительно неплохо снимает воду, но со всем остальным у него проблемы, а воды тут, увы, немного. Стомиллионный блокбастер выглядит дешево, как какой-то приключенческий фильм с порядковым номером, снятый в 90-е для кабельного ТВ, бесконечно уцененный «Индиана Джонс». И артисты-мужчины — то есть все артисты, за исключением Викандер и двухминутной Скотт-Томас, — выглядят так, словно они играют как раз в этом фильме. У Доминика Уэста просто такое лицо. Главный злодей (Уолтон Гоггинс), представитель какой-то конкурирующей секты, прямо на ходу клюет носом. Моряк-алкоголик из Гонконга (Дэниел У, подарок китайскому рынку) начинает как потенциальный напарник Лары, а заканчивает статистом с ружьем.

Единственная неплохая экшен-сцена происходит еще в Лондоне, и это гонки по городу на велосипедах. На японском же острове — с горами, водопадами и древними гробницами — фантазия авторов резко иссякает. Запоминается эпизод, в котором Лара Крофт приходит во вражеский лагерь — ну как лагерь, пять деревьев, три палатки — с луком в руке и долго бродит по нему, для порядка слегка нагибаясь, а ее просто никто не замечает: режиссеру даже в голову не приходит сделать из этого какое-то приключение. В том месте ближе к финалу, где зритель вправе рассчитывать на армию скелетов или хотя бы какого-нибудь спектрального самурая, нас ожидает пара падающих глыб и предельно невыразительная драка. В том месте, где мог быть поцелуй, — чуть ли не рукопожатие. Верните хотя бы шорты.