Чем «Профиль» Тимура Бекмамбетова удивил Берлинале

20 февраля 2018 в 16:59
Фотография: Интерпресс / ТАСС
В 2015 году французская журналистка Анна Эрель выпустила книгу о том, как джихадисты вербуют девушек из Европы для одной известной и запрещенной в России организации. В 2018 году Тимур Бекмамбетов привез на кинофестиваль в Берлине необычную экранизацию этой истории в жанре десктоп-триллера.

Как и в спродюсированных Бекмамбетовым «Убрать из друзей» и «Поиске» (хите последнего «Сандэнса»), все события «Профиля» целиком разворачиваются на экране компьютера героини — в скайпе, мессенджерах, браузере и окошке ютьюба. Когда фильм закончится, зритель поймет, что в нем не было ни одной монтажной склейки, несмотря на то что общение журналистки и террориста длилось неделями. Титр о том, что в основе ленты лежит реальная история, поначалу покажется очередной уловкой изобретательного режиссера, продолжением потрясающей игры в реализм, затеянной жанром десктоп-фильмов. И тем не менее история реальная — это в «Профиле» и пугает больше всего. О том, что в мире есть много зла, кинозрители смутно догадывались и раньше. О том, что это зло может постучаться в скайп, отправить сообщение в фейсбуке или притаиться в почтовом спаме, из современных триллеров нагляднее всего напоминает «Профиль».

Фильм переносит действие из Франции в Лондон, а журналистка превращается во фрилансера Эми (Вален Кейн, мама главной героини из «Изгоя-один») с кучей проблем. В ее почте — напоминания о просрочке оплаты квартиры, в ее браузере — предложение заморозить яйцеклетку до лучших времен, в ее экселе — скучный учет совместных расходов на еду, который ведет бойфренд-англичанин. Редактор телеканала предлагает Эми притвориться мусульманкой и узнать, как террористы заманивают в Сирию англичанок. Девушка вводит в «Гугле» слова «модель в хиджабе фото», создает поддельную страницу на фейсбуке и делает репосты пары видео с казнью заложников.

Через несколько минут с ней связывается некто с львиным оскалом на аватарке и начинает отправлять много гифок с котятами. Когда дело доходит до первого свидания в скайпе, террорист оказывается эдаким Эштоном Катчером с бородой — гордым, храбрым и благородным мужчиной, который никогда не пришлет своей женщине счет за йогурт. Играющий его актер Шазад Латиф (британец с пакистанскими, английскими и шотландскими генами, мелькавший в сериале «Страшные сказки») на пресс-конференции сказал, что равнялся на образ Марлона Брандо в «Трамвае «Желание». Получилось здорово, так что расследование журналистки быстро осложняется. Под чары улыбчивого террориста попадут и зрители: фильм устроен так, что вы до конца не поймете, куда он свернет — в сторону «Похищения Европы» или все-таки «Ромео и Джульетты».

Десктоп-кино за последние пять лет проделало над собой огромную работу. Еще в 2014 году в «Открытых окнах» Элайджа Вуд подглядывал за Сашей Грей, а в 2015 году в «Убрать из друзей» призрак из фейсбука заставлял людей вставлять руки в миксер. Но 2018 год начинается с двух десктоп-фильмов, достойных премьер на самых больших фестивалях и серьезных дискуссий после.

Спродюсированный Бекмамбетовым «Поиск» режиссера Анеша Шаганти — редкий триллер, способный очень быстро установить между зрителями и героями крепкую эмоциональную связь. Сюжет — попытки героя найти пропавшую дочь, но гораздо важнее то, как устроены точки входа и выхода из фильма. Пролог — трогательная история прощания семьи с больной матерью. Кульминация — динамичный триллер. Результат — приз зрительских симпатий на «Сандэнсе», приз за инновации в драматургии и одна из самых быстрых сделок на фестивале: Sony купила права на мировой прокат фильма за 5 миллионов долларов.

«Профиль» уступает «Поиску» в целостности: если Шаганти ограничился рамками семейного триллера, то Бекмамбетов снял и докудраму про журналистику, и политический детектив, и романтическую мелодраму. Фильм состоялся в каждом из жанров — но переключается он между ними так же быстро, как героиня между окнами на своем макбуке. Как и когда-то Роджер Корман — патриарх изобретательного американского кино с небольшими бюджетами, — Тимур Бекмамбетов ищет пределы возможного в герметичном жанре. Снятый за несколько дней «Профиль» устроен гораздо сложнее, чем кажется: даже для курсора компьютерной мышки в нем написана целая балетная партия. Кроме кинотеатральной премьеры у фильма будет еще и своя онлайн-платформа — так что зрители смогут смотреть скайп-записи журналистки Эми в произвольном порядке, почти как в недавней «Мозаике» Стивена Содерберга.

На очереди — десктоп-комедия, пародирующая «Сирано де Бержерака», и еще несколько международных фильмов в том же жанре от Bazelevs (команда Бекмамбетова называет эти фильмы screen life). Если учесть ажиотаж на «Сандэнсе», положительную реакцию Берлинале, возможности интерактивного кино и перспективы интеграции с VR, то складывается ощущение, что Бекмамбетов наконец-то нашел свою антиелочную золотую жилу на мировом рынке после провала «Бен-Гура» и слива «Войны токов» из-за скандала с продюсером Харви Вайнштейном.