«Последний взмах флага»/«Last Flag Flying»
Новый фильм Ричарда Линклейтера — очень вольное то ли продолжение, то ли переложение «Последнего наряда» Хэла Эшби, одной из лучших картин 1970-х про двух опытных моряков, конвоирующих неопытного в тюрьму. Главную роль играл молодой Джек Николсон. Здесь как бы те же (хотя в деталях совсем другие) три персонажа много лет спустя; действие происходит в 2003 году. Один из героев — место Николсона рискнул занять Брайан Крэнстон — держит бар, другой (Лоренс Фишберн) стал священником. Третий, самый молодой (Стив Кэрелл), находит их, чтобы получить поддержку в страшный момент: из Ирака прилетает гроб с телом его сына. Когда они кряхтя сядут в машину, «Последний взмах» станет роуд-муви — сентиментальным, где‑то трагическим, где‑то и смешным. Как и «Наряд», это фильм о взаимоотношениях человека и системы, которым противопоставляются отношения человека и человека. Несмотря на легкую руку и острый глаз Линклейтера, для такого замаха удар недостаточно силен. Крэнстон, в частности, всю дорогу выглядит несколько театрально, привнося в фильм элемент антрепризы. Но есть очень сильные места — и как размышление об абстрактных ценностях (патриотизме, в первую очередь) это любопытно.
Смотреть
«Король польки»/«The Polka King»
Комедия по мотивам реальной истории, биография Яна Левана (Джек Блэк) — польского эмигранта, который обосновался в Пенсильвании, открыл там сувенирный магазин, а параллельно с большим успехом исполнял с оркестром польку. Но денег все равно не хватало, и Леван в 90-е выстроил финансовую пирамиду на миллионы долларов — одалживая у своих пожилых поклонников деньги, как бы инвестиции, под большие проценты. Фильм немного напоминает «Берни» того же Линклейтера: Джек Блэк снова играет человека, пошедшего по дурной дорожке из‑за желания помочь ближним. Поляк представлен жуликоватым, эксцентричным, но добродушным и, безусловно, обаятельным мужчиной с неотразимым акцентом; Блэк купается в роли. Джеки Уивер очень смешно играет его тещу, Джейсон Шварцман — товарища, вечно фрустрированного кларнетиста. Фильму не хватает порой драматического накала, зато самые невероятные эпизоды, как обычно бывает, взяты прямиком из жизни: скажем, конкурс «Мисс Пенсильвания», в котором вдруг решает поучаствовать жена Левана, или организованные им туры в Ватикан с обещанием папской аудиенции.
Смотреть
«Ферма «Мадбаунд»/«Mudbound»
Экранизация относительно свежего романа про две семьи, оказавшиеся на одной ферме в дельте Миссисипи в 1940-е. Хозяева фермы — несчастная Кэри Маллиган, которая не хотела переезжать в деревню, ее энергичный муж, дети и отвратительный расист-свекор. На них вынуждены горбатиться, мечтая о собственном клочке земли, благородные черные бедняки. Когда кончается война, в обе семьи приезжает по молодому мужчине — и ситуация накаляется. В целом недурная и красиво снятая, но прямолинейная до наивности старомодная драма о расизме, по касательной задевающая другие большие темы: посттравматический стресс, американская мечта, жизнь с нелюбимым мужчиной. Четыре номинации на «Оскар», две из них — певице Блайдж (за роль второго плана и собственно песню), одна — за сценарий и одна — за операторскую работу (женщине, впервые в истории премии).
Смотреть
«Роман Израэл, Esq.»/«Roman J.Israel, Esq»
Еще один фильм, который вспомнят на вручении «Оскаров»: Дензел Вашингтон в очередной раз будет претендовать на премию за лучшую мужскую роль. Его герой — юрист-идеалист с феноменальной памятью (и, видимо, легкой формой аутизма), который всю жизнь сознательно избегал успеха, просидев в задней комнате маленькой фирмы: пока его партнер ходил в суд, он готовил дела и параллельно писал глобальную реформу судебной системы. Когда партнер оказывается при смерти, героя приглашает в свою процветающую компанию энергичный адвокат (Колин Фаррелл), потом его обижают феминистки, и однажды Роман Израэл, эсквайр, решает позаигрывать с дьяволом. Моралистический триллер, написанный и поставленный Дэном Гилроем, сценаристом, который дебютировал в режиссуре «Стрингером» с Джилленхолом. Это фильм, в общем, в том же духе, но не такой отталкивающий. Наверное, романтическая линия странная, финал обескураживающий, и вообще все это немножко Пол Шрейдер для бедных. Однако Вашингтон совершенно грандиозен, его очень много (в принципе, кроме него, тут ничего нет) — и такую работу просто грех пропустить.
Смотреть
«Мама и папа»/«Mom and Dad»
Может быть, худший фильм месяца, но вещь по-своему примечательная. Чернейшая комедия о кризисе среднего возраста и американской семье. Николас Кейдж и Сельма Блэр, пригородный мидл-класс, день за днем вяло переругиваются друг с другом, дочкой и сыном, и тут в стране происходит что‑то вроде эпидемии: люди начинают убивать собственных детей. Тема даже по хоррор-меркам деликатная, и Брайан Тейлор («Адреналин»), к его чести, достаточно сдержан — хотя одна сцена, например, происходит в роддоме. И у Кейджа (как обычно), и у Блэр (недооцененной актрисы) есть хорошие эпизоды, но лучший момент фильма, конечно, появление Лэнса Хенриксена.
Смотреть