Что это такое
«Мозаика» — сериал HBO, снятый Стивеном Содербергом по сценарию Эда Соломона («Иллюзия обмана»). Сейчас сериал существует в виде бесплатного интерактивного приложения для iOS и Android. C 22 января выходит шестисерийная телевизионная версия — в России сериал будет доступен в «Амедиатеке». Пока официально приложение доступно только на территории США, поэтому придется постараться, чтобы обойти это ограничение.
Как это работает
Вы скачиваете бесплатное приложение Mosaic from Steven Soderbergh, регистрируетесь через фейсбук или по почте и начинаете просмотр. Вначале вы видите общий пролог, затем можете выбрать, куда пойти — направо или налево, в зависимости от выбора вы следите за историей с точки зрения одного или другого персонажа, затем дорожки продолжают раздваиваться, персонажей и возможных выборов становится все больше. В конце все тропинки приводят к двум вариантам финала. Исход событий остается одним и тем же, но, в зависимости от точки зрения, один из финалов — более умиротворяющий, утешающий, другой — демонический, оставляющий мало надежды на что-то хорошее.
Почти в каждом эпизоде, длиной от 8 до 40 минут, встречаются всплывающие подсказки — «открытия». Воля пользователя — включать или не включать эти опции по своему усмотрению. Среди «открытий» — ссылки на новостные интернет-сайты, объемные pdf-файлы и отрывки — от одной до пяти минут.
Сюжет
Оливия (Шэрон Стоун) — автор написанной много лет назад детской книжки-бестселлера «Чей это лес?» и глава сети благотворительных организаций «Мозаика». Эта сеть занимается развитием в детях творческих способностей, Оливия окружена детьми, ее усадьба — территория для детских игр и творчества. Оливия готовится выйти замуж за искренне влюбленного в нее Эрика Нила (Фредерик Уэллер), который окажется не совсем тем, за кого себя выдает.
В новогоднюю ночь Оливия исчезает. В ее кабинете найдены следы крови, полиция считает ее убитой. Эрика Нила арестовывают по подозрению в убийстве и сажают в тюрьму. Четыре года спустя сестра Эрика, Петра (Дженнифер Феррин), начинает заново вести расследование, привлекая к себе в помощники Джоэля (Гарретт Хедлунд), который четыре года назад работал в поместье Оливии и то ли был, то ли не был ее любовником, а теперь то ли является, то ли не является одним из новых подозреваемых в убийстве. Повествование скачет туда-сюда из прошлого в настоящее и постепенно усложняется, в сюжете появляются таинственные секты и залежи бериллия. Судьба нескольких персонажей в финале остается нераскрытой до конца — так что, видимо, стоит ждать второго сезона.
Здесь и далее: так приложение «Мозаика» выглядит изнутри
Лайфхаки для тех, кто сможет скачать
Линии Петры и Джоэля становятся в определенный момент теми основными тропами, по которым можно брести, собирая «Мозаику». Когда надо будет выбирать между сюжетными линиями — лучше сначала пойти в сторону Джоэля. Если смотреть сначала линию Петры, то история Джоэля будет скучнее — там меньше нового материала, куда больше повторов и почти никаких неожиданностей.
Выбирая между двумя версиями финалов (одна из двух версий — Петра, вторая — персонаж, которого вы почти никогда до этого не видели), имейте в виду, что в версии Петры финал более спокойный и умиротворяющий. Если закончить другой версией, то настроение после просмотра будет куда мрачнее.
И как оно?
Ощущения, надо сказать, двойственные. С одной стороны, это дико увлекательно, классная новая игрушка, но в какой-то момент появляется чувство, что тебе словно чего-то недодали или слегка водят за нос.
Например, взять те самые «открытия» — интерактивный элемент приложения. По сути, это обычные флешбэки, просто они вмонтированы в повествование не режиссером, а пользователем, который нажимает в нужный момент на всплывающую иконку. Вроде классно, но вскоре понимаешь, что смысл смотреть эти флешбэки имеет только в строго отведенном режиссером месте. Посмотреть раньше не позволяет приложение, а смотреть позже — глупо, потому что теряется контекст, фраза или образ, за который этот флешбэк цеплялся.
Причем удивительно, но смыслообразующие флешбэки-подсказки Содерберг позволяет вам при желании пропустить, никто не заставляет вас смотреть эти дополнительные материалы. А вот незначительный на первый взгляд флешбэк с искусствоведческим спором Оливии и Петры пропустить не удастся — он вмонтирован в основное повествование. Сидите и слушайте три минуты про пуантилизм, это интересно. Содерберг хорошо понимает, что дополнительное разжевывание сюжета не так уж и важно, а вот эпизоды, позволяющие вам лучше понять персонажей и их отношения, — бесценны. Ну и потом, ближе к финалу, искусствоведческое образование очень пригодится Петре.
По сути, все «открытия» — классические удаленные сцены из бонусов на блюреях. Вроде интересно, сюжет чуть проясняется, но вполне можно обойтись и без них. К самой короткой серии прилагается 15-страничный документ pdf, который довольно рано раскрывает многие карты. Если у вас хватит терпения прочитать его хотя бы наискосок, то множество последующих сюжетных поворотов станут сразу очевидными. Вопрос — стоит ли это делать? Надо ли открывать интригу заранее? Пожалуйста, выбирайте, Содерберг разрешает.
В некоторых случаях, куда бы вы ни пошли — налево или направо, часть сцен будет повторяться, вам и слева, и справа покажут одни и те же куски — без них никуда, история не сможет развиваться. В главах «Эрик — Монстры» и «Оливия — Вина» минут семь-восемь (из 25 возможных) абсолютно одинаковые, даже практически без изменений по монтажу. Некоторые сцены в «Мозаике» повторяются трижды в полном объеме, меняется лишь контекст. Это само по себе уже любопытно, но, скажем так, не совсем то, чего можно было бы ждать от такой игрушки.
Оливия написала книжку «Чей это лес?», в которой одна и та же история противостояния охотника и медведя рассказывалась с двух точек зрения: охотник пытается спасти свою семью от разбушевавшегося медведя, а молодой медведь пытается спасти свою маму от безумного охотника. Все зависит от точки зрения. Мозаика тоже предлагает взглянуть на историю под разными углами. Но в детской книжке Оливии изменение точки зрения меняло мораль истории, а в «Мозаике» меняются лишь ваши ощущения. Чуть теплее или чуть холоднее, хотя в случае Содерберга скорее холодно или еще холоднее.
Парадокс, но опирающаяся на новейшие технологии «Мозаика» в каком-то смысле — возвращение в те старые добрые телевремена, когда зритель при всем желании не мог заранее узнать, кто убил Лору Палмер. Сейчас ничто не мешает заглянуть в последнюю серию выложенного на Netflix (или скачанного сезоном) сериала. А вот «Мозаика» такую возможность полностью исключает. Кажущаяся демократичность формата на самом деле изощренная игра со зрителем (или в этом случае — с пользователем?) в кошки-мышки. Вы все равно не узнаете, кто и кого убил, не посмотрев все от начала до конца, и шансов срезать этот лабиринт, найти короткую дорожку — ноль.
Возможно, это не самый лучший сценарий для такого эксперимента — он довольно камерный, в нем не так много персонажей и неожиданных сюжетных поворотов, и от смены точек зрения, по чести сказать, мало что меняется. Идеален для такого формата был бы, например, сериал «Остаться в живых» — с его бесконечными флешбэками, флешфорвардами и флешсайдами. Вероятно, куда интереснее в таком приложении смотрелся бы и фильм самого Содерберга «Побочный эффект».
Но, несмотря на разные мелкие вопросы, штука сама по себе крутая, и есть ощущение, что это «начало прекрасной дружбы», проба пера для всех участников. Содерберг сейчас разрабатывает еще пару историй для релиза в таком же интерактивном виде.