По осеннему лесу, снятому на заводе ЗИЛ в Москве и похожему на кислотно-щелочной рай из фильма «Куда приводят мечты», едут русские богатыри. На них нападают монгольские ниндзя, и в результате балетного действа в живых остается только мальчик Евпатий по прозвищу Коловрат. Проходит тринадцать лет, мальчик становится мужем, но продолжает каждую ночь переживать лесной кошмар — а наутро просыпаться с чистой памятью и связанными руками. Заботливая жена напоминает ему: теперь он десятник у рязанского князя, его работа — тренировать ратников, и скоро все это пригодится, потому что под городом стоит хан Батый.
«Легенда о Коловрате» была задумана так давно, что к выходу успела забыть, ответом на что именно она является. Если судить по компьютерной (слишком компьютерной) графике, хореографии батальных сцен и визуальному противопоставлению европейской и восточной цивилизаций, то это совершенно точно ответ «300 спартанцам» Зака Снайдера. В идеале из «Легенды о Коловрате» должны были получиться ода ратному подвигу, инъекция тестостерона в кровь и слэшер на пределе возможностей — то есть все то, за что мир так сильно полюбил Зака Снайдера и дал ему карт-бланш на десять лет вперед (см. обзор «Лиги справедливости», чтобы узнать, к чему этот карт-бланш привел).
Но пока сочинялась «Легенда», успели выйти «28 панфиловцев» и «Викинг». Соперничать с первыми — значит, играть на поле наивного искусства. «28 панфиловцев» очаровывали тем, что их сделали энтузиасты, влюбленные в свое дело и верные своей идее; возвышенные речи и немного неуклюжая актерская игра шли этому фильму только на руку, а батальные сцены в нем удивляли — потому что никто не ждал, что из них вообще выйдет толк. У «Легенды о Коловрате» были все возможности, чтобы преподнести себя как «28 панфиловцев» этого года. Телережиссер Иван Шурховецкий — дебютант в полном метре. Почти все актеры — симпатичные новички. А композитор из Армении Серж Танкян, родившийся в Узбекской ССР продюсер Джаник Файзиев (в итоге ставший сорежиссером) и актер из Канады Алексей Серебряков — доказательства того, что в единстве наша сила.
Проблема в том, что позже всех среди конкурентов «Легенды о Коловрате» (пересказа «Повести о разорении Рязани Батыем») вышел «Викинг» — экранизация «Повести временных лет». И фильму с бюджетом в 360 миллионов рублей вдруг пришло в голову состязаться со сложнейшим блокбастером, стоившим 1,2 миллиарда. Разумеется, эту схватку «Легенда о Коловрате» проиграла еще на стадии трейлеров, в которых обнаружились и беспомощная компьютерная графика, и брошенные наедине со странным сценарием актеры.
Так вот, есть ощущение, что играй этот фильм в лиге помладше, реакция зрителей была бы куда благосклоннее. Да, почти все диалоги здесь хочется вырезать и заменить черно-белыми титрами в духе «Броненосца «Потемкина» (раз уже «Легенду о Коловрате» сравнивают с «Александром Невским» Эйзенштейна). Да, из компьютерной графики и декораций удались лишь лесные и горные сцены — а про игрушечный город и радиоактивную осень хочется поскорее забыть. Да, актерам не хватает слаженности, на которую зритель имеет право рассчитывать, собираясь на фильм про 28 панфиловцев, 300 спартанцев, 7 самураев, 7 ковбоев или даже сериал про дюжину дозорных за Стеной.
Но в остальном «Коловрат» на удивление адекватен своим задачам. Здесь нет ни настойчивых параллелей с современной политикой, ни скандальной риторики, ни недооценки врага. Даже больше: авторы снимают войско Батыя с тем же восхищением, с каким братья Васильевы показывали психическую атаку каппелевцев в «Чапаеве». Каждая следующая батальная сцена сделана масштабнее, динамичнее и эффектнее предыдущей, и благодарить за это, по всей видимости, нужно оператора Максима Осадчего, художников по костюмам, каскадеров и актера Илью Малакова, самостоятельно выполнявшего свои трюки. Малоизвестный Малаков в отличие от Данилы Козловского в «Викинге» успешно сливается с доверенным ему миром — когда в конце он повторяет слова из фильма: «Я — русский солдат», ему веришь, а фильму прощаешь весь прежний пафос.
Даже персонаж Александра Ильина-мл., дающего своего извечного Лобанова из «Интернов», устроен так неслучайно. Его герой — единственный свидетель подвига Коловрата. Поэтому чем горластее, хитрее и ненадежнее этот рассказчик, тем лучше. В исторических источниках упоминается до 1700 воинов Коловрата, а в фильме их всего полтора десятка, но это неважно. «Красиво идут. Интеллигенция!» — восхищались герои «Чапаева», перед тем как расстрелять из максима белогвардейцев. В «Легенде о Коловрате» красиво идут на смерть и пролетариат, и примкнувшая к нему интеллигенция, и духовенство, и даже огромный медведь. От схватки с Ордой уходят разве что князья — топ-менеджеры своей эпохи.
Поэтому кажется, что «Легенда о Коловрате» — далеко не самый плохой ура-патриотический блокбастер сезона. Но, увы, чтобы рассмотреть все его достоинства, нужно еще и усердно закрывать глаза на недостатки — и делать это одновременно. А зрение лучше беречь.